Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (60) январь 2023 г.

Дата публикации: 16.12.2022

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Меркулова, Т. В. Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации / Т. В. Меркулова, Е. Д. Герасимова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 1 (60). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/240/7878/ (дата обращения: 02.05.2024).



Исследование посвящено изучению социального развития дошкольников раннего возраста. Разработана модель, представляющая собой совокупность методов, диагностических процедур и сопровождения дошкольников раннего возраста.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, социальное развитие, дошкольники, ранний возраст, модель.

Введение. Актуальность исследования на педагогическом уровне продиктована тем, что федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) регламентирует социально-коммуникативное развитие дошкольников, направленное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмпатии, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Реализация основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) направлена на развитие социально-активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, способной к формированию картины мира и преобразованию окружающего мира.

Стратегия развития воспитания в РФ состоит в социальном развитии детей раннего возраста, обеспечивающем вхождение ребенка в социум.

Исследования педагогических аспектов социального развития человека рассматривали ученые А. Адлер, Г. М. Андреева, Е. А. Аркин, JI. C. Выготский, Е. В. Глубоцкая, А. Б. Залкинд, JI. B. Запорожец, И. С. Кон, М. И. Лисина, А. Маслоу, A. B. Петровский, Д. И. Фельдштейн и др.

Психолого-педагогические и социально-психологические основы социального развития и воспитания дошкольников представлены в исследованиях М. И. Богомоловой, A. M. Виноградовой, Ю. С. Григорьевой, О. В. Дыбиной, Т. А. Козловой, Т. Ю. Купач, Т. В. Маловой, А. Д. Шатовой и др.

Е. В. Глубоцкая провела анализ и пришла к выводу, что «…эффективной моделью социализации дошкольников может стать продуманное социально-педагогическое сопровождение семьи и иных социально значимых агентов социализации, ориентированное на получение детьми комплекса необходимых знаний, умений и навыков для саморазвития и успешного сосуществования в обществе» [2].

В. Л. Чернышова рассматривает социальное развития дошкольников в усвоении социального опыта через взаимодействие ребенок-взрослый. При таком взаимодействии ребенок модифицирует поведение другого, наблюдает, имитирует и моделирует отношения и поведение окружающих взрослых [3].

Ш. Г. Алиева считает важным аспектом в работе с детьми развитие эмоциональной сферы, так как эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности и в становлении ценностных ориентаций [1].

Изучение научной и научно-методической литературы позволило сформулировать научный аппарат исследования.

Объект исследования — основы педагогического сопровождения социального развития детей раннего возраста.

Предмет исследования — педагогический процесс социального воспитания детей раннего возраста.

Цель исследования : экспериментальная апробация и внедрение в образовательный процесс модели педагогического сопровождения социального развития детей раннего возраста.

Задачи исследования :

  1. Изучить научную литературу и выявить методологические основы социального развития детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
  2. Разработать модель педагогического сопровождения социального развития детей раннего возраста.
  3. Дифференцировать педагогические технологии, диагностические методы и принципы социального развития дошкольников.

Методы исследования и участники эксперимента

В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка — детский сад № 138» города Воронежа.

Методы исследования: игры; развлечения; образовательная деятельность.

Результаты и их обсуждение

Разработанная модель педагогического сопровождения социального развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации имеет следующую структуру: цель; диагностический блок; практический этап педагогического сопровождения социального развития детей; педагогические технологии. Конечный результат реализации модели — социальная активность детей раннего возраста.

Для мониторинга уровня социального развития использовались проблемные кейсы (пример): «Таня плачет», «Дружба», «Общие интересы».

1).

Наша Таня громко плачет 2). Анимированная открытка Дружба утка и кот 3). Как научить детей дружить со сверстниками: советы психологов | После уроков

Детям задаются проблемные вопросы, на которые они должны ответить и аргументировать свой ответ.

Модель педагогического сопровождения социального развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации

Рис. 1. Модель педагогического сопровождения социального развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации

При проведении мониторинга было сделано заключение, что социальное развитие ребенка зависит от множества факторов: от взаимоотношений в семье, от приспособляемости ребенка в группе детей; от социальной роли ребенка в группе; от психологической комфортности в группе и детском саду.

Было доказано, что целенаправленная и систематизированная деятельность педагогов по социальному развитию детей раннего возраста показывает свою результативность.

Следовательно, успешность процесса социального развития детей раннего возраста эффективна, если осуществляется педагогическое сопровождение. Реализация основной идеи и цели педагогического сопровождения социального развития дошкольников раннего возраста делает необходимым в полной мере реализации Стратегии развития воспитания в РФ.

К параметрам, характеризующим социальное развитие дошкольников относятся: социальное пространство, социальные роли, значимые взрослые, педагоги; ознакомление с окружающим миром, жизненные события. Для наблюдения динамики процесса социального развития необходимо использовать педагогические методики, основанные на развитии самостоятельности, инициативы, эмоционального интеллекта, общения. В раннем возрасте закладываются умения дружить, сочувствовать, играть вместе в подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые игры.

Литература:

  1. Алиева, Ш. Г. Социальное развитие дошкольников / Ш. Г. Алиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 711–715. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9058/ (дата обращения: 13.12.2022).
  2. Глубоцкая, Е. В. Сущностная характеристика социализации детей дошкольного возраста. Концепт, 2020. С. 2–10.
  3. Чернышева, В. Л. Социальное развитие детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру / В. Л. Чернышева // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2014. С. 75–78.
Задать вопрос