Художественная литература как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (60) январь 2023 г.

Дата публикации: 16.12.2022

Статья просмотрена: 104 раза

Библиографическое описание:

Миничева, Е. Ю. Художественная литература как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста / Е. Ю. Миничева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 1 (60). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/240/7875/ (дата обращения: 02.05.2024).



Статья посвящена одной из самых актуальных проблем развития эмоциональной сферы старших дошкольников средствами художественной литературы. Именно через художественные произведения, обращенные к сердцу ребенка, развиваетсяспособность сопереживать, испытывать всю гамму человеческих эмоций, мобилизуя эмоционально-чувственный мир личности.

Ключевые слова: художественная литература, сказка, эмоции, эмоциональное развитие, старший дошкольник.

Особое место в развитии ребенка-дошкольника сегодня отводят развитию эмоциональной сферы личности. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, утратили способность сопереживать неудачам, радоваться успехам других людей, адекватно проявлять свои чувства, значительно увеличилось количество детей с признаками тревожности и агрессии.

Многие годы дошкольное образование в нашей стране было в основном ориентированно на обеспечение познавательного развития детей. В свою очередь старший дошкольный возраст ребенка является сензитивным для развития эмоциональной сферы. Ребенок дошкольного возраста открыт, для усвоения социальных и культурных ценностей, стремиться к признанию себя в мире других людей.

На сегодняшний день проблемы эмоционального развития дошкольников оказались в фокусе всеобщего внимания. В качестве приоритетного направления сегодня выступает забота об эмоциональном благополучии ребёнка. Актуальность данной проблемы нашла свое отражение в содержании федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Согласно данному документу, в число целевых ориентиров дошкольного образования входит способность учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам окружающих; способность следовать социальным нормам поведения и др.

Проблемой эмоционального развития в дошкольном возрасте занимались многие отечественные педагоги, психологи Л. И. Божович, С. А. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Я. З. Неверович, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, а также зарубежные психологи: В. Вундт, К. Изард и др.

У психологов нет единой точки зрения относительно роли, которую играют эмоции в жизни человека. Некоторые ученые считают, что эмоции разрушают и дезорганизуют, что они являются основным источником психосоматических заболеваний, что любое эмоциональное состояние может оказать серьезное влияние на физиологические и соматические функции человеческого организма. На современном этапе теоретических исследований эмоциональной сферы выявлено, что эмоции играют не только отрицательную роль на организм человека, но и положительную. Поскольку являются необходимым условием активизации всех сил организма для усиленной мышечной, интеллектуальной и других видов деятельности.

Управляя поведением и деятельностью человека, эмоции выполняют защитную, мобилизующую, санкционирующую, сигнальную, переключающую и многие другие функции. На основании этого можно с уверенностью сказать, что, эмоции необходимы для благополучия и выживания человека. Они считаются одним из признаков человечности. Их эволюционное значение состоит в том, что они обеспечили новый вид мотивации, вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия в человеческом обществе, взаимодействия с окружающей средой и успешной адаптации, создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира.

Психологи Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, А. Д. Кошелева утверждают, что в развитии детей старшего дошкольного возраста эмоциональная сфера играет очень важную роль. Прежде всего, это связано с тем, что взаимодействие ребенка с окружающим миром и другими людьми не будет эффективным, если ребенок не умеет понимать эмоциональное состояние другого человека, и не умеет управлять своим собственным эмоциональным состоянием. Формирование умения воспринимать и понимать свои эмоции является одним из составляющих процесса становления ребенка как личности [2, с. 458].

В структуру эмоциональных процессов старшего дошкольного возраста входят сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу, что он делает в данный момент, но и в связи с тем, что предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.

По мнению психолога В. С. Волокова, изменения, происходящие в эмоциональной сфере этого возраста, связаны с расширением активности, а также с усложнением отношений дошкольника с окружающими. В этом возрасте происходит расширение диапазона распознаваемых эмоций, возникают новые эмоции — социальные, познавательные.

В своей книге Н. А. Кряжева отмечает, что в старшем дошкольном возрасте дети учатся переживать более сложную гамму эмоций, например, не только радоваться или бояться, но еще и злиться, грустить, ревновать, обижаться и т. п. [4, с. 124].

Отдельное место в развитии эмоциональной сферы ребенка занимает художественная литература. Именно через художественные произведения, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Восприятие художественных произведений оказывает сильное воздействие на развитие эмоциональной сферы детей, а процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка [1, с. 89].

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она учит замечать настроения героев развивает способность сопереживать, испытывать всю гамму человеческих эмоций, мобилизуя эмоционально-чувственный мир личности.

Художественные произведения вызывают интерес к личности и внутреннему миру героя. О. Е. Смирнова отмечает, что именно художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы и настроение близких и окружающих их людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять участие и заботу, различать несправедливость [5, с. 47].

В книге Л. М. Гурович «Ребенок и книга» сказано, что в процессе слушания и чтения художественных произведений у дошкольника накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций — от восторга до грусти и страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох, причем эти отдельные эмоции в каждом случае занимают различное место по значимости, продолжительности и устойчивости. Ребенок реализует свои предпочтения, осуществляет читательский выбор, обретает привязанности. На примерах не сложных, доступных детям рассказов они учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки [3, с. 19].

В развитии эмоциональной сферы с помощью с художественной литературы не последнюю роль играют сказки. Сказка, захватывает все сферы духовной жизни ребенка — его ум, чувства, воображение, волю. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. В сказках дошкольника может занимать только внешнее повествование, связанное с героем — радость, переживание, страх. Но сама такая ситуация сопереживания при столкновении с условным миром сказки имеет место потому, что сказка переносит самые невероятные события так, как будто они существуют в действительности, ребенок с удовольствием верит сказке, доверчиво следует за ней. При таком сопереживании происходит углубленное постижение сказки, извлечение из нее доброго и злого начал.

Таким образом, художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий эмоциональному развитию детей, существенное средство развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего эмоционального мира людей.

Литература:

  1. Анохин, П. К. Эмоциональное напряжение как предпосылка к развитию неврогенного заболевания/Вестник АМН СССР № 6, 1965.
  2. Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. М.:Академия, 2004 — 554 с.
  3. Гурович, Л.М. и др. Ребенок и книга: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова; Под ред. В. И. Логиновой. — М.: Просвещение, 1992. — 64с.
  4. Кряжева, Н. Л. Мир детских эмоций 5–7 лет./ Н. Л. Кряжева. — Ярославль, 2001–254 с.
  5. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками. — М.: Академия, 2000–342с.
  6. Питерскова, М. Н. Художественная литература как средство эмоционального развития дошкольников / М. Н. Питерскова. — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-literatura-kak-sredstvo-emotsionalnogo-razvitiya-doshkolnikov???history=4&pfid=1&sample=30&ref=1 (дата обращения: 13.12.2022).
Задать вопрос