Использование развивающих игр для формирования элементарных математических представлений и творческих способностей у дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (59) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 30.11.2022

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Вильбергер, И. Г. Использование развивающих игр для формирования элементарных математических представлений и творческих способностей у дошкольников / И. Г. Вильбергер, О. В. Панова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/237/7843/ (дата обращения: 28.04.2024).



Статья является научно-практическим исследованием, направленным на разработку и реализацию педагогической модели формирования элементарных математических представлений и творческих способностей у дошкольников с использованием развивающих игр. Достоверность данных мониторинга подтверждена результатами сравнительного анализа.

Ключевые слова: развивающие игры, математические представления, дошкольники, модель, творческие способности.

Введение. Актуальность исследования обусловлена требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где одним из условий реализации основной образовательной программы является «…создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его успешной социализации, личностного развития, развития инициативы, когнитивных процессов и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности [2].

Так как игра является ведущим видом деятельности детей в дошкольном детстве, то она влияет на формирование личности, социализацию, адаптацию в социуме, развивает психические познавательные процессы, в том числе конвергентное и дивергентное мышление и эмоциональный интеллект.

По мнению общепризнанных ученых (Л. И. Божович, К. Бюлер, Л. С. Выготский, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, М. И. Лисина, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) дошкольный возраст, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека, — это период рождения личности, раскрытия творческих сил ребенка, креативности и становления основ индивидуальности.

Игра в дошкольном возрасте имеет важнейшую отличительную особенность, так как в процессе игры ребенок овладевает механизмами замещения, которое является «…смысловой стороной его поведения».

Ю. Б. Гиппенрейтер, обращаясь к трудам Дж. Локка считает, что существует два источника всех наших знаний и познаний: объекты внешнего мира и деятельность собственного ума. Объекты внешнего находятся под воздействием внешних чувств, что выливается в впечатления (или идеи). Деятельность ума (мышление, сомнение, вера, познание, чувства, познается с помощью особого, внутреннего, чувства. Этим свойством является «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность» [1].

Следовательно, в игровой деятельности в сознании ребенка происходит перераспределение представлений, характеризующих реальную действительность, к образам, порождаемым воображением и творческим мышлением. Этот процесс чрезвычайно важен для формирования элементарных математических представлений и творческих способностей у дошкольников.

Немало научных исследований посвящены математическому творчеству, т. е. воплощение новыми идеями, созданием новых математических креативных направлений наряду с решением классических проблем. В детском саду основой для развития элементарных математических представлений в сочетании с творчеством, являются развивающие игры. В связи с этим, цель настоящего исследования — рассмотреть развивающие игры в детском саду как фактор формирования элементарных математических представлений и творческих способностей у дошкольников.

Объект исследования — развивающие игры как фактор формирования элементарных математических представлений и творческих способностей у дошкольников.

Предмет исследования — организация игровой деятельности, влияющей на формирование элементарных математических представлений и творческих способностей у дошкольников.

Задачи : изучить научную литературу по теме исследования; разработать модель формирования элементарных математических представлений и творческих способностей у дошкольников с использованием развивающих игр; провести сравнительный анализ эффективности модели.

Гипотеза — формирование элементарных математических представлений и творческих способностей у дошкольников будет успешным, если будет разработана модель формирования элементарных математических представлений и творческих способностей у дошкольников с использованием развивающих игр, являющаяся дополнительным компонентом образовательной программы.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 16» г. Воронежа. Исследование начато в 2021 году и продолжается в настоящее время. Проведенный мониторинговый срез является промежуточным результатом.

Методы исследования являются частью ООП. Методы мониторинга: задачи «Занимательной математики» и творческое задание «Что такое красота?».

Результаты и их обсуждение

Результаты мониторинга отражены в таблице. Оценивались результаты игры по трёхбалльной системе. Высокий уровень сформированности элементарных математических представлений и творческих способностей– 3 балла; средний уровень — 2 балла, низкий — 1 балл. Творческие способности оценивались в двух направлениях — общие и специальные.

Модель формирования элементарных математических представлений и творческих способностей у дошкольников с использованием развивающих игр

Рис. 1. Модель формирования элементарных математических представлений и творческих способностей у дошкольников с использованием развивающих игр

Таблица 1

Сравнительный анализ сформированности элементарных математических представлений и творческих способностей

Название методики (игры)

2021

2022

1

«Занимательная математика» (3 задачи)

2,65

2,78

2

«Нелогичные ассоциации»

1,98

2,45

3

«Разноцветные шашки»

2,03

2,56

Данные мониторинга показывают достоверную разницу в уровнях сформированности элементарных математических представлений и творческих способностей.

Таким образом, содержание экспериментальной работы по реализации модели формирования элементарных математических представлений и творческих способностей у детей дошкольного возраста подтверждает эффективность предложенных путей реализации основной образовательной программы дошкольного образования в совокупности с моделью. Педагогическая модель объединяет образовательные области и обеспечивает достижения цели. Следует отметить, объем и точность узнавания дошкольниками развивающего материала игры постепенно увеличивались от занятия к занятию, что подтверждает успешное решение задач для достижения цели.

Литература:

  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М.: АСТ, с 1988 по 2008 год. — 352 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Электронный ресурс. URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
Задать вопрос