Проект «Марийцы» в группе общеразвивающей направленности для детей 5–7 лет | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (59) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 29.11.2022

Статья просмотрена: 104 раза

Библиографическое описание:

Лифанова, Н. В. Проект «Марийцы» в группе общеразвивающей направленности для детей 5–7 лет / Н. В. Лифанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/237/7839/ (дата обращения: 28.04.2024).



Пояснительная записка

Актуальность

У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, и должны воспитываться в национальных традициях. Воспитательный потенциал народных традиций актуален в настоящее время. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяет раскрыть самобытность русского народа.

Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных организаций в соответствии с современной образовательной политикой является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого — с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать.

Поэтому нужно стараться, чтобы каждый ребенок усвоил, что нужно жить, сохраняя красоту родной природы, окружающего мира, чтобы каждый ребенок почувствовал взаимосвязь с этим большим миром, чтобы потом, став взрослым, жил созидая, а не разрушая. Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину — место, где они родились и живут.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из важных аспектов современной государственной политики определяет введение национально-регионального компонента в систему образования разного уровня.

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, его традиций не только у взрослых, но и детей. Воспитанию у дошкольников патриотических качеств, формированию художественно-эстетического вкуса способствует своевременное приобщение к национальным традициям. Но как воспитать дошкольников духовно богатыми, когда наше телевидение, СМИ несут в себе огромный заряд тревоги и агрессии? Задача педагогов заключается в том, чтобы уберечь детей от той негативной информации, которая разрушает незащищенное эмоциональное поле ребенка.

Поэтому выход из этой ситуации есть — в возрождении и приобщении дошкольников к национальным традициям отечественной культуры, что является важнейшей задачей развития ребенка.

Актуальность данной темы заключается в том, что, воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка. Также в период обновления дошкольного образования значительно возросли роль народной культуры и краеведческий познавательный интерес к малой родине.

Характеристика проекта

Аудитория: дети 5–7 лет

Продолжительность: 2 месяца.

Цель: Знакомство с культурой народов мари

Задачи:

узнать, какую одежду носили марийцы;

— на каких музыкальных инструментах играют марийцы;

— есть ли у марийцев народные игры;

— как отмечают марийцы Новый год;

— какие национальные блюда у марийцев;

— познакомиться с марийскими народными сказками.

Используемые принципы при реализации проекта:

  1. Научность. Подкрепление всех проводимых мероприятий практически апробированными методиками.
  2. Гуманизация. Развитие у ребенка гуманистической направленности отношения к миру, концентрирующей в себе общечеловеческие ценности, отношения к миру и природе.
  3. Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
  4. Комплексность и интегративность: решение задач в системе всего образовательного процесса.

Планируемый результат:

Дети узнают, что на Урале живет много разных народов. Среди них — марийцы. Благодаря участию в проекте, мы узнаем много интересного об этом народе.

В проекте предполагается участие родителей. Они помогут в поиске информации, фотографий.

Планируется создать «Книгу дружбы», которая теперь «живет» в нашей группе. Благодаря этой книге с марийской культурой смогут познакомиться все, кто захочет.

Маршрутный лист проекта

Этап

Примерные сроки реализации

Деятельность педагога

Планируемая деятельность детей

Что в итоге сделали дети на данном этапе

Постановка проблемы

Мотивация детей к проектной деятельности, раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию.

На одном из занятий по социализации дети услышали, что на Урале живет много народа разной национальности и возник вопрос «Как познакомиться с культурой марийского народа?»

Осознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию. Дети учатся видеть проблему, формулируют важные вопросы

Создание паутинки «Что мы знаем?», «Что мы хотим знать?», «Как узнать?»

Определение цели деятельности и конкретного замысла

Помогает детям сформулировать цель проекта и определить замысел ее реализации

Описание замысла проекта — создание «Книги дружбы» с последующим ее пополнением, театрализованная постановка «Национальное подворье. Марийцы»

Обозначают цель деятельности. Участвуют в обсуждении: как организовать то или иное дело, выслушивают любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных

Разработка плана проекта, распределение обязанностей, обсуждение продукта проекта

Планирование

Фиксирует ответы детей и помогает составить план реализации проекта.

Систематизация их ответов и выстраивание в логической последовательности.

Перечисляют любимые занятия, предлагают игры, участвуют в определении последовательности операций

Выбрали посетить детскую библиотеку и познакомиться с марийскими сказками, в интернете узнать национальные блюда марийцев, в музыкальной школе узнать о музыкальных инструментах марийцев, на занятиях по физической культуре познакомиться с марийскими народными играми и научиться в них играть, написать письмо в Йошкар-Олу и узнать, как празднуют марийцы Новый год

Реализация проекта и постоянная рефлексия

Собирает материал

Участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателя

Алексей посетил детскую библиотеку и познакомиться с марийскими сказками,

Анна в краеведческом музее узнала о национальном костюме марийцев

Алексей в интернете узнал национальные блюда марийцев и приготовил с бабушкой,

Софья в музыкальной школе узнала о музыкальных инструментах марийцев,

на занятиях по физической культуре познакомились с марийскими народными играми и научились в них играть, написали письмо в Йошкар-Олу и узнали, как празднуют марийцы Новый год

Анализ результатов и презентация

Помогает детям презентовать результаты проекта. Оказание помощи в оформлении проекта.

Приложение 1

Приложение 1.

Результат проекта

Итоговое мероприятие проекта: театральная постановка «Национальное подворье. Марийцы»

Возраст детей: 5–7 лет

Взрослый и 3 детей

Девочки сидят вышивают и ткут на станке, мальчик рубит дрова или плетет лапти

Звучит музыка

Сай поро (здравствуйте)! Говорят дети и хозяйка. Протягивают хлеб.

Хозяйка Славится наш МАРИЙСКИЙ народ гостеприимством, да угощением знатным.

Ребенок 1 Хлеб обладает чудодейственной силой, угощайтесь!

Ребенок 2 Матушка наша еще и угощений напекла, ни один праздник без них не обходится

— Уяча (шарики)

— Подкоголи (чабуреки)

— Коман-мелна (блины)

Ребенок 1 Чай горячий — наша сила, украшение стола.

Ребенок 2 «С чая лихо не бывает!» — так в народе говорят.

Ребенок 3 Чай — здоровье, всякий знает, пей хоть пять часов подряд!

Хозяйка Мы вас к чаю приглашаем и задание назначаем, Угадайте-ка, с чем мы чай вам наливаем.

(На подносе стоят заварочные чайники, в которых заварен чай. Задание — определить на вкус с чем заварен чай: листья малины, смородины, брусники, мяты)

Хозяйка Давно мы вас ждем-поджидаем, посиделок без вас не начинаем. Припасли мы для вас дел на всякий вкус: кому вязание, кому вышивание, кому сказку, кому правду, кому песни да пляски.

Ребенок 1 Уж и бравый наш народ: на ложке — каждый третий, песню спеть — поставь любого, а плясать дай волю им — до утра без передышки.

Хозяйка Своеобразным символом республики по праву считаются традиционные музыкальные инструменты — марийские гусли, колокольчики, трещотки. Берите детки мои инструменты, повеселим гостей.

Играют на муз. инструментах под марийскую мелодию

Ребенок 2 Уж и бравый наш народ: Утварь всю по дому справит, чашей полной дом тот станет, вышивкой украсит дом — просто любо жить — то в нем. (показывает вышивку)

Хозяйка Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). В народно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами (показывает бычка).

Ребенок 3 Мама, я помню ты нам рассказывала сказку про бычка-смоляного бочка и мы с тобой сделали его из соломы.

Хозяйка Эту сказку, очень давно, придумал марийский народ. И сегодня на мастер-классе мы научим других ребят изготавливать такого бычка.

Дарят зрителям бычков

Ребенок 1 А загадки сможете отгадать, гости дорогие?

Ребенок 2 «Летом одевается в свадебную одежду, зимой снимает» (Дерево)

«У моей сестрицы сладкие слезы» (Берёза)

«Лесной уголек все с радостью берут» (Земляника)

Хозяйка Марийские народные загадки — богатый источник познания, обогащающий детей сведениями о представителях растительного и животного мира, углубляющий экологические представления.

Хозяйка Особое место среди других жанров фольклора принадлежит пословицам, в которых заключена народная мудрость. Так, предки мари называли землю своей матушкой. Доброе отношение к земле выражено в различных пословицах:

Ребенок 3 «Земля — мать поля, хлеба»,

Ребенок 1 «Простор для рыбы вода, а для человека — земля».

Хозяйка Порицается в народных изречениях бесхозяйственное отношение к земле, расточительный подход к ее богатствам:

Ребенок 2 «Земля любит хорошего хозяина»,

Хозяйка «Если тронешь верхний слой земли, пока не вырастут внуки — будешь сидеть в голоде».

Ребенок 3

У разных народов есть прелесть традиций,

Одежда своя и родной свой язык.

Ну, как нам Уральской землей не гордиться?

И тем, к чему с детства привык!

Хозяйка

Будьте здоровы

Счастливы будьте,

Живите без бед много-много лет!

Чеверын! До свидания!

Задать вопрос