Интегрированное занятие «Всё, что знаем о зиме» для детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (59) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 23.11.2022

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, Н. А. Интегрированное занятие «Всё, что знаем о зиме» для детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Кузнецова, О. В. Молозина, И. А. Луценко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 73-77. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/237/7801/ (дата обращения: 28.04.2024).



Статья представляет собой технологическую карту занятия по теме «Всё, что знаем о зиме» для воспитанников старшего дошкольного возраста, в том числе для детей с ОВЗ.

Ключевые слова: технологическая карта занятия, инклюзивное образование.

Инклюзия — это возможность для всех обучающихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада.

Целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, к жизни в социуме.

Образование в дошкольных образовательных организациях требует особого внимания, ведь хорошо известно, что детский сад является важным звеном в жизни ребёнка на пути его социализации. Именно в детском саду ребёнок получает важный опыт взаимодействия со взрослыми, со сверстниками, научается самостоятельности, правильному режиму и дисциплине. Если говорить о детях с ОВЗ, то потребность во включении их в социальную среду ещё на ранних этапах онтогенеза особенно возрастает, поэтому инклюзивное воспитание и образование детей с ОВЗ следует начинать с самых ранних лет.

Рассмотрим технологическую карту занятия с детьми старшего возраста с использованием некоторых приёмов для детей с ТНР.

Технологическая карта занятия « Всё, что знаем о зиме »

Группа : старшая.

Тема учебного занятия : « Всё, что знаем о зиме» .

Продолжительность занятия : 25 минут.

Тип занятия : закрепление ранее полученных знаний о зиме.

Цель : определить уровень знаний у детей по данной теме.

Задачи занятия:

  1. Образовательные:

 обобщить и систематизировать знания детей о зиме средствами интеграции образовательных областей «познание, коммуникация, социализация»;

 продолжать развивать умение детей отвечать на вопросы взрослого.

  1. Развивающие :

 развивать диалогическую речь, память, логическое мышление;

 способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-моторной координации, тактильно-двигательных ощущений;

 активизировать зрительное внимание и восприятие;

 развивать умение отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей.

3. Воспитательные :

 воспитывать уважение к говорящему, терпимость, доброжелательность;

 развивать навыки общения детей со сверстниками, оказывать помощь друг другу;

 способствовать развитию самостоятельности, инициативности и ответственности.

Технологии: проблемный диалог, здоровье сберегающие, игровые технологии.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Ресурсы для проведения урока : фотография, картинки по теме «зимние и летние виды спорта», карточки с заданиями, интерактивная игра «Четвертый лишний», д/и «Зимующие и перелетные птицы».

Основные понятия : зима, одежда, птицы, снег, зимние забавы.

Технологическая карта урока

п/п

Этапы урока / Время

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1

Организационный

(1–2 мин)

Цель: создание эмоционального настроя на совместную работу с детьми

Заходит в группу, привлекая внимание детей стуком в африканский барабан

Дети занимаются самостоятельной игровой деятельностью. Дети обращают внимание на педагога, слушают, отвечают

Формирование предпосылок личностных УУД:

Эмоциональный настрой

2

Постановка учебной задачи

(1–2 мин)

Цель: мотивировать детей к решению проблемной ситуации.

Создаёт проблемную ситуацию:

— Ребята, я летом отдыхала в жарких странах, и у меня появился новый друг, вот посмотрите на его фото. Это — Том.

— Как вы думаете, где он живет? (он живет в Африке). Давайте посмотрим на экран и узнаем, где находится континент Африка.

Когда я ему отправила фото нашего зимнего города (показ фото зимнего города), он был очень удивлен.

— Как вы думаете, почему?

— Ребята, а что такое у нас лежит на земле? (снег)

Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте в группе найти отгадку:

«Белой стайкой мошкара

Вьется, кружится с утра.

Не пищит и не кусает —

Просто так себе летает». (снежинка)

Эта снежинка необычная, на каждой маленькой снежинке есть задание, которое мы попробуем выполнить для того, чтобы рассказать о зиме нашему африканскому другу

Слушают воспитателя

Смотрят на фото друга педагога,

отвечают на вопросы, смотрят фрагмент фильма «Африка»

Просматривают фото зимнего города

Ответы детей

Ответы детей

Дети отгадывают загадку

Находят большую снежинку с лучиками в виде маленьких снежинок

Мотивировать детей на рассказ о зиме моему другу

3

Основная часть

(10–12 мин)

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме

1 задание: «4 лишний»

Интерактивная игра «4 лишний».

Цель игры: закреплять названия зимней одежды и обуви, развивать логическое мышление, внимание, память.

— Как одеты люди зимой? (шапка, валенки, рукавички, шуба) (прошу ребенка с ОВЗ повторить за мной слова: шапка, шуба, валенки, рукавичка).

2 задание: Снег

А теперь отгадайте мою загадку:

Он белый, но не мука

Из него можно лепить, но не пластилин (снег).

Задаёт вопросы:

— А кто мне скажет, откуда берётся зимой снег?

— А где лежит снег?

— Что можно слепить, сделать из снега?

— Во что любят играть дети зимой на улице?

—Ребята, а какие зимние виды спорта вы знаете?

Ребята, давайте поиграем сейчас в снежки. Берите салфетки, вставайте в круг, делаем снежки и кидаем в корзинку.

А вот еще для вас загадка:

Летает, но не самолет

Есть перья, но не подушка (птица)

На экране TV показывает различных птиц и задаёт вопрос:

— Каких птиц чаще всего мы

видим в нашем городе? Обращается к ребёнку с ОВЗ с просьбой показать птиц и повторить слова

Проводит игру «Зимующие и перелетные птицы».

— Как мы должны заботиться о птицах?

3 задание: Безопасность

Как здорово у нас в зимнее время года!!!

— Ребята, а какая опасность нас может подстерегать на улицах нашего города в зимний период?

(если дети не скажут, этот вопрос оставить открытым — создать проблему: гололед, сосульки, обморожение — переохлаждение, нельзя трогать языком железные предметы)

Играют в и/и «4 лишний», определяют лишний предмет, обосновывают свой ответ

Отвечают на вопросы воспитателя, повторяют слова: шапка, шуба, валенки, рукавичка

Отгадывают загадку

Отвечают на вопросы:

Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки

на крышах домов, на деревьях, на дорогах

снеговика, горку, лабиринт, крепость

в снежки, кататься на санках, на лыжах, на коньках

летние и зимние виды спорта показываю картинки.

Отгадывают загадку

Отвечают на вопрос, выбирают и называют птиц: сорока, ворона, воробей, синица, снегирь

Ребенок с ОВЗ показывает птиц и повторяет слова за воспитателем.

Играют в игру «Зимующие и перелетные птицы».

Отвечают на вопрос:

развешать кормушки, корм.

Отвечают на вопрос

Рассматривают картинки на экране «Опасность в зимний период», объясняют, в чём заключается опасность, обозначенная на картинках

Формирование предпосылок коммуникативных УУД:

умение детей отвечать на поставленные вопросы, умение аргументировать свой ответ, построение логической цепочки, умение отгадывать загадки.

Физкультминутка

Снег сегодня шёл с утра (руки сверху вниз опускаются)

Рада снегу детвора (хлопают в ладоши)

Снег на ветках (руки вверх), на дорожках (наклонили в низ)

На носах и на ладошках (показывают нос и ладошки)

Дети выполняют движения согласно тексту

Формирование предпосылок регулятивных УУД:

условия для снятия мышечной утомляемости.

Продуктивная деятельность

Цель: развитие мелкой моторики рук, логику, закрепить знание, ориентирование на листе.

Предлагает сделать зимнюю открытку для африканского друга Тому.

Создаёт ситуацию успеха:

—Посмотрите, какая чудесная зимняя картина у нас получилась!

—Я думаю, что африканскому другу очень понравиться наш подарок, и он сможет узнать о зиме много нового, интересного.

Обращается к детям с ОВЗ:

— Какие задания вам понравилось выполнять?

— Чтобы вы пожелали африканскому другу?

Совместная работа детей.

Создаем открытку.

Ребята подходят к столу и выбирают каждый картинки, которые относятся к зимнему времени года и делают открытки.

Отвечают на вопрос, делятся впечатлениями

Формирование предпосылок

коммуникативных УУД:

умение работать сообща, оказывать друг другу посильную помощь

предпосылок регулятивных УУД: оценка своей деятельности по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении

Создаёт проблемную ситуацию:

— Ребята, а как нам теперь все это отправить моему другу?

Фотографирует поделки и отправляет через соцсети

Выдвигают гипотезы:

спросить у родителей, посылкой,

бандеролью, электронной почтой, сфотографировать поделки и отправить через соцсети

Находят решение проблемы, более выгодным путем

4

Заключительная часть

Сюрпризный момент

(звонок телефона)

Отвечает на телефонный звонок

— Ребята, наш друг отправил посылку с подарками в знак благодарности за помощь!

Открывают посылку, рассматривают раскраски с пальмами, как в Африке

Положительные эмоции

Литература:

  1. Алехина С. В. Инклюзивное образование в России [Электронный ресурс] // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». URL: http://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/36287.shtml…
  2. Матвеева С. В. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как условие организации инклюзивной образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 11. — С. 756–760. — URL: http://e-koncept.ru/2016/86163.htm.
  3. Возовик А. Р., Литвинова Е. В., Макарова И. А. Дошкольное образование инклюзивного характера: плюсы и минусы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 26. — С. 269–271. — URL: http://e-koncept.ru/2017/770771.htm.

Ключевые слова

инклюзивное образование, технологическая карта занятия
Задать вопрос