Предметная среда группы — источник познания окружающей действительности в младшем дошкольном возрасте | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (59) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 29.11.2022

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Галкина, Е. М. Предметная среда группы — источник познания окружающей действительности в младшем дошкольном возрасте / Е. М. Галкина, Л. А. Кирпичева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/237/7797/ (дата обращения: 25.06.2024).



Предметный мир, предметы и игрушки имеют особое значение в раннем развитии ребенка. Ребенок третьего года жизни активно входит в предметный мир, начинает знакомиться с многочисленными предметами, их качествами и свойствами, практически учится пользоваться ими в быту, игре и других видах деятельности. Например, мы обнаружили что бумага легко намокает, легко мнется и рвется. в воде. Резиновый мяч эластичный и высоко подпрыгивает, когда вы нажимаете на пол.

Поэтому для этого центра требуется специальное оборудование для игры с водой, песком, глиной и красками — это могут быть емкости для наливания воды, небольшие резиновые плавающие игрушки, водяные колеса т т. д., шарики для пинг-понга, ведерки и штампы, галька, природные материалы и другое. Вместе расположения этого водопровода необходимо постелить пластиковый коврик или клеенку, и предусмотреть некоторую защитную одежду, такую как халат, рукава и фартук, сшитые из мягкой клеенки.

Игры — экспериментирования с водой, песком, глиной, снегом, камешками и другими предметами способствуют развитию органов чувств детей, расширяют и углубляют представления о свойствах и качествах природных материалов. Дети узнают, что с мокрым песком лучше играть, с сухим он крошится, переливается водой и переливается через край. Камешки тонут в воде, а деревянные лодки плавают. Лед скользкий, холодный и т. п. В играх дети приобретают опыт поиска практических действий и установления частных причинно-следственных связей.

Как только 3-летние дети овладевают представлением о природе, они могут использовать метод развития умственных способностей — моделирование, основанное на принципе замены реальных объектов схемами. Необходимо использовать соответствующие модели. При рассмотрении цветов вы можете использовать зеленые карты в качестве модели для цвета листьев и розовые или красные для цветов. При усвоении и временных выражений (день, ночь) — черные и белые карточки. Для этого центра нам понадобится модель простейшей формы.

Перечень объектов научного центра для детей младшего дошкольного возраста

Содержание

Название

Инструменты для игры с водой, песком, глиной и красками (емкость для наливания воды; мелкие резиновые поплавки; водяные колеса; шарики для пинг-понга; ведра; штампы, воронки, камешки, природные материалы)

«Капелька», «Песочный дом»

Простейшие виды моделей: разноцветные карточки (зеленые — модели, изображающие цвет листьев, розовые или красные — для цветов, для освоения временных выражений — день, ночь — черно-белые цветочные карточки); Иллюстрированный материал трудовой процесс воспитателей и младших воспитателей

«Коробка развлечений»

Художественная литература, разные игры по возрасту

«Мишкины игры и книжки»

Природные материалы: шишки, камушки, ракушки, экземпляры.

«Лесное богатства»

Ландшафтный центр: центр леса, ферма с домашними животными.

«Лесная тропинка», «Сад бабушки Марины»

Экран — это естественный календарь.

«Календарь лисы»

Дошкольники любознательны. Учитывая это, важно развивать их интерес к игровым экспериментам с различными материалами, такими как вода, глина, краски и песок. Этот центр содержит различные предметы, такие как емкости для наливания воды, маленькие резиновые игрушки, шарики для пинг-понга, поролоновые губки, воронки, разбрызгиватели, формочки для песка, совки для песка, краски для окрашивания воды и воду. Мельницы, весы, фильтры, отходы и натуральные материалы. Для этого центра необходим полный комплект защитной одежды.

Центру науки требуются макеты, иллюстрации или фотографии, изображающие трудовую деятельность. Рекомендуется подготовить изображения силуэтов животных, изображения мест обитания животных и ландшафтов, модели сезонных изменений, модели правил поведения в лесу, лэпбуки и т. п.

В научном центре рекомендуется организовать сенсорный центр, где детям будут представлены предметы и материалы, позволяющие обучаться с помощью разных органов чувств. Шумит предметы и инструменты, которые он узнает по звуку. С помощью осязания находит различия в предметах одного цвета и размера, но разных материалов. Органы чувств, которые помогают вам воспринимать мир (глаза, нос, уши, язык, руки), должны быть отмечены на карточках символами.

Перечень оборудования музея науки для детей дошкольного возраста

Содержание

Название

Оборудование для опытов с водой, песком, глиной, красками: сосуд для наливания воды. Мелкие резиновые игрушки, поролоновые губки. Шарики для пинг-понга, формочки для песка, совки, сита, воронки, водяные колеса, весы.

«Песчаное царство», «Водный мир»

Модель, иллюстрация, фото (няня, прачка, повара и другое)

«Мастерская Самоделкин»

Сенсорные центры: запахи, духи, овощи и фрукты, шумовые объекты; предметы из различных материалов; карто-сенсорные символы органов чувств

«Чудеса вокруг нас»

Художественная литература, разные игры по возрасту

«Игры и книжки у Зайки»

Модели сезонных изменений: изображения среды обитания животных, пейзажи, силуэты животных, модели правил леса.

«Экологические тропинки», «Лесные тропы», «Аптечки первой помощи», «Метеорологическое агентство»

Развивающие игры с использованием педагогики ТРИЗ, другие развивающие игры

«Мечтатели»

Гербарий, календарь погоды и природы, природный материал.

«Кладовая Ресовичка»

Центр науки, материалов и оборудования для экспериментов должен представлять творческие мастерские с соответствующим оборудованием и материалами. Желательно для каждого направления придумать необычное название.

В этом возрасте важно поддерживать проявление самостоятельности у дошкольников. Необходимо создать развивающую среду, в которой дети смогут активно демонстрировать познавательную деятельность, самостоятельность, непосредственность.

В ходе опытов у детей формируются представления о физических явлениях, таких как гравитация, электричество и магнетизм, вибрации и звук, прямолинейное распространение. Наблюдение за ребенком решает познавательные задачи и цели.

На конкретных примерах можно знакомить дошкольников с различными формами жизни на Земле. Для этого рекомендуется иметь в научных центрах макеты и иллюстрации, художественную литературу, дневники наблюдений, схемы, пейзажи, фото- и видеоматериалы, глобусы, географические карты и различные игры.

Нужны модели и для всех видов трудовой деятельности. С помощью компонентов у детей развивается самостоятельность, осуществляется контроль, они способствуют напористости.

Для ознакомления детей с предметами окружающего мира рекомендуется использовать специальные учебные материалы, имитирующие предметы инструментов, одежды и мебели. В процессе познания объективного мира у старших дошкольников развивается логическое мышление, исследовательские подходы, умение проводить детальные сравнения.

Так же было бы не плохо иметь мастерскую по ремонту предметов. Для этого вы можете выделить отдельную комнату или выделить место подгруппу, где будут храниться все ваши швейные инструменты.

Педагоги, таким образом, содействуют овладению учащимися средствами и методами познания себя и других, все живых и неживых предметов, в том числе и общих представлений о естествознании.

Литература:

  1. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3–7 лет) /сост. Т. В. Хабарова. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТО «ДЕТТВО — ПРЕСС», 2017г. — 96с.
Задать вопрос