Особенности проведения логоритмических занятий с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (59) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 24.11.2022

Статья просмотрена: 665 раз

Библиографическое описание:

Бучнева, А. Ю. Особенности проведения логоритмических занятий с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / А. Ю. Бучнева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/237/7795/ (дата обращения: 28.04.2024).



Особенности проведения логоритмических занятий с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Бучнева Анастасия Юрьевна, студент магистратуры

Донецкий национальный университет

В статье рассмотрены понятия «речь» и «фонетико-фонематическое недоразвитие», раскрыты группы нарушений речи и их проявления, уделено внимание особенностям логоритмических занятий с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Ключевые слова: речь, фонетико-фонематическое недоразвитие, логоритмические занятия, дети дошкольного возраста.

Речь является сложной психической деятельностью, которая имеет разные виды и формы. Выделяется экспрессивная и импрессивная речь. Экспрессивная речь подразумевает высказывания с помощью языка, проходящее этапы замысла, внутренней речи, внешнего высказывания. Импрессивная речь — это процесс понимания речи окружающих, проходящий этапы восприятия речевого материала, выделения важных моментов, формирования у внутренней речи общей смысловой схемы воспринятого сообщения [2].

Дети со схожими нарушениями речи объединяются в группы для эффективной организации и проведения коррекционной работы. Выделяются следующие группы нарушений:

– фонетико-фонетические нарушения (ФФНМ, дети с нарушением звукопроизношения: с функциональной и механической дислалией, ринолалия, лёгкими формами дизартрии);

– общее недоразвитие речи (ОНР, дети с нарушениями лексико- грамматической стороны речи, разными уровнями речевого недоразвития: сложными формами дизартрии, алалии, афазии, дизлексии и Алексии, дизграфии и аграфии);

– нарушение мелодико-интонационной (ринофония, дизфония, афония) и темпо-ритмической стороны речи (заикание, полтерн, тахилалия, брадилалия) [1].

Фонетико-фонематическое недоразвитие представляет собой нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка с разными речевыми расстройствами в результате дефектов восприятия и произношения фонем.

Несформированное произношение звуков может выражаться вариативно. Здесь звонкие звуки заменяют глухие. Иногда дошкольники целую группу свистящих и шипящих звуков заменяют звуками [т], [д].

Иногда дифференциация звуков ещё не произошла, и ребёнок может произносить неотчетливый звук, к примеру: мягкий звук [щ’] вместо [ш], вместо [с] — [с’], вместо [ч’] — [т’] и т. п.

Итак, недостатки звукопроизношения можно свести к таким проявлениям:

– замена звуков более простыми по артикуляции;

– наличие диффузной артикуляции звуков, которая заменяет целую группу звуков;

– нестабильное использование звуков в разных формах речи;

– искаженное произношение звука [4].

Состояние фонематического развития дошкольников влияет на овладение звуковым анализом.

Низкий уровень — фонематическое восприятие с наиболее отчетливо выражается так:

– нечеткое различие на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих — свистящих — аффрикат и т. п.);

– неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

– затруднение при анализе звукового состава речи.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечают:

– общую смазанность речи;

– «сжатую» артикуляцию;

– недостаточную выразительность речи [3].

Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они сложнее запоминают речевой материал, допускают большее количество ошибок при выполнении заданий, связанных с активной речевой деятельностью.

Наиболее распространенная форма нарушения — это искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется сходность звучания с нормативным звуком.

В условиях дошкольного образовательного учреждения проводится логопедическая ритмика, которая состоит из занятий на протяжении учебного года (как правило, по два занятия в неделю) и проходит в несколько этапов.

1 (подготовительный) этап предполагает обследование, которое проводится в первых числах сентября. С целью определения состояния моторики и речи детей дошкольного возраста применяются такие методы:

– анализ особенностей раннего речевого развития;

– анализ особенностей общего моторного развития;

– обследование моторных функций и речи.

2 этап — это основной, направлен на создание условий для развития и совершенствования моторики и речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Целью основного этапа выступает оказание содействия логопедической работе по коррекции речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством организации и проведения разных упражнений, которые сочетают музыку, движение и речь.

3 этап называется заключительным, предполагает подготовку и проведение показательного занятия логопедической ритмикой. В рамках третьего этапа логопедом проводится повторное обследование моторики и речи, анализируются моторные умения, приобретенные за учебный год, определяются упражнения, которые освоены полностью и те, которые вызывают затруднения у детей [5].

Упражнения, которые используются в процессе проведения логоритмических занятий для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, должны способствовать:

– регуляции мышечного тонуса;

– развитию речевого дыхания и голоса;

– совершенствованию дикции и артикуляции;

– развитию статической и динамической координации движений и речи, моторики, чувства ритма.

Выделяют особенности проведения логоритмических занятий для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, среди которых:

– проведение два раза в неделю со всей группой дошкольников после обеденного сна и приема пищи, продолжительностью 30–35 минут (зависит от возраста детей);

– подбор материала при опоре на двигательные и речевые возможности дошкольников.

– планирование работы с подгруппами согласно их возможностям и потребностям: детям, имеющим средний уровень моторики, больше внимания стоит уделять развитию координации, пластичности, гибкости, а у дошкольников, отличающихся низким уровнем моторики, развивать точность, чёткость, последовательность.

– нагрузка на протяжении занятия должна распределяться равномерно;

– содержание материала может варьироваться, исходя из уровня сформированности моторных навыков;

– занятия будут более благоприятными, если проводятся одним логопедом, присутствие воспитателя обязательно [2].

Примерный ход логоритмического занятия для детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи представлен на рис. 1.

Примерный ход логоритмического занятия для дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Рис. 1. Примерный ход логоритмического занятия для дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Итак, фонетико-фонематическое недоразвитие представляет собой нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка с разными речевыми расстройствами в результате дефектов восприятия и произношения фонем. Упражнения, которые используются в процессе проведения логоритмических занятий для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, должны способствовать: регуляции мышечного тонуса; развитию речевого дыхания и голоса; совершенствованию дикции и артикуляции; развитию статической и динамической координации движений и речи, моторики, чувства ритма. Существуют особенности проведения логоритмических занятий для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, которые должны учитываться при их проведении.

Литература:

  1. Акарина, Н. И. Вопросы изучения детской речи/ Н. И. Акарина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ДРОФА, 2017. — 311 с.
  2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием / В. П. Глухов. — М.: Аркти — 2006–144 c.
  3. Гурченко, В. И. Проблемы и гипотезы развития речи у детей / В. И. Гурченко. — М.: Флинта; НОУ ВПО МПСИ, 2019. — 237 с.
  4. Зацепина, М. Б. Логопсихология / М. Б. Зацепина, С. Н. Тепилюк, Г. М. Ламина. — М.: Мозаика-Синтез, 2016. — 400 с.
  5. Конышева, Н. М. Нарушение слоговой структуры у детей с ОНР: учеб. пособ./Н. М. Конышева. — М.: Ассоциация, 2018. — 204 с.
Задать вопрос