Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе ознакомления с русскими народными промыслами | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Добрынкина, И. Г. Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе ознакомления с русскими народными промыслами / И. Г. Добрынкина, А. Е. Пашнина, А. В. Дударева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/237/7793/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье педагоги делятся опытом приобщения дошкольников к народной культуре России через проект «Чем пахнут ремёсла?».

Ключевые слова: традиции России, культура России, народные игры, музыкальные инструменты, фольклор, дымковская роспись, филимоновская роспись, гжель, хохлома, глина, солёное тесто, художественно-эстетическая среда.

Исторически Россия сформировалась как полиэтническое, поликультурное государство. В условиях современной глобализации становится актуальной забота о сохранении национальных традиций и культур народов нашей страны. И объявленный Президентом «Год культурного наследия и нематериальных ценностей народов России» подтверждает актуальность этой темы.

Наш детский сад познавательно-речевого направления развития, но приобщению детей к традиционной культуре народов России отводится значимое место. Оптимизировать этот процесс помогает синхронный подход к планированию, когда участники образовательных отношений (педагоги, дети, родители) одновременно осваивают выбранную тему на всех занятиях, в различных видах детской деятельности. При освоении темы «Чем пахнут ремёсла?» воспитатели говорят с детьми о промыслах, профессиях и их значениях. Рассказывают, какими ремёслами или видами деятельности занимались в России и в нашей области. На занятиях по математике считают не кубики, а матрёшки, во время изучения окружающего мира идут на экскурсию в русскую избу. Развивая навыки правильного захвата карандаша штрихуют и раскрашивают кувшины, ухваты, самовары. Музыкальный руководитель знакомит с музыкальными профессиями, различными фольклорными жанрами, учит водить хороводы, играть в народные игры. С педагогом по изодеятельности мастерят и украшают изделия по мотивам традиционных народных промыслов. Логопед так или иначе тоже в контексте своей деятельности знакомит с этой темой. В таком режиме мы работаем уже несколько лет и убедились в его эффективности. Идёт глубокое погружение детей в тему, с учётом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей детей. Завершается образовательное событие яркой, весёлой, задорной, самобытной Покровской ярмаркой. Во время изучения темы «Чем пахнут ремёсла?» идёт постоянное погружение на всех занятиях. Особую роль принимают на себя занятия художественно-эстетического цикла.

Музыкальный руководитель при подготовке к народному празднику в средней группе разучивал с детьми народные песни «Как у нас-то в мастерской», «Кузнец-молодец», «Во кузнице». Разучивая песню «Во кузнице», узнали о таком традиционном свойстве русской народной песни как словообрыв и закрепили нужные понятия. Проговорили, какие именно изделия куют кузнецы, выяснили, что работа кузнеца сложная и тяжёлая, послушали звон молота и молотка о наковальню и попробовали сыграть услышанный ритм на ложках. Изменили темп и поняли, что темп — это скорость в музыке. Всё на практике, всё с непосредственным участием детей и среды.

С детьми старшей и подготовительной групп выучили авторскую песню «Золотая ярмарка». Познакомились с понятием посиделки, с видами женского рукоделия, которым занимались на посиделках. Узнали, что на посиделках не только работали, но и веселились, пели разные песни, играли в народные игры, водили хороводы.

С особым интересом дети используют предметы быта в качестве музыкальных инструментов: ложки, тарелки, палочки-скалочки, ведра, коробки, бутылки, стиральная доска, кружки. Разучивая пьесу для исполнения, дети учились находить предметы-заместители в окружающей среде. Сами сделали шумовые инструменты: наполнили пластиковые бутылки и картонные коробочки разными материалами (песком, мелкой галькой, крупами, макаронами, зерном, орехами); экспериментировали со звуком и почувствовали себя ремесленниками.

Больше всего дети любят играть. Народные игры «Сечки» учат чёткой ритмодекламации и развивают координацию и ловкость рук. Все знают «Молчанку», но мало кто знает «Голосянку» или «Волосянку», где дети пропевают игровой припев, а последний гласный звук тянут насколько хватит дыхания. Общеизвестные игры мы тоже не забыли: «Цепи кованы», «Карусель», «Гуси-лебеди», «Гори, гори ясно» по-прежнему доставляют детям много удовольствия. Весь этот огромный музыкальный материал, который дети слушали, пели, играли мы использовали на празднике. А как же на праздник принарядиться?

Костюмы всегда шьём сами. При пошиве используется специальная литература и выкройки, которые предлагают исследователи. Детям очень нравятся рубахи с ластовицами, длинные сарафаны, картузы и красоты (ленты у девочек). Преображение детей настраивает их совсем на другой лад. Но без воспитательной работы никуда, и дети узнали, что такое «распоясаться» и «опростоволоситься».

И вот наступил долгожданный день, к которому готовились и дети, и взрослые — Покровская ярмарка. Дети пели, танцевали, играли, вступали в живой диалог с персонажами, так как не знают сюжета праздника, всё для них интересно и неожиданно.

При освоении темы «Чем пахнут ремёсла?» на занятиях по изодеятельности знакомились с декоративными росписями народов России, домашней утварью, игрушками-оберегами. Детям дошкольного возраста близки и понятны работы мастеров народных промыслов.

Знакомство с народным прикладным искусством начинаем со второй младшей группы с дымковской и филимоновской игрушками. В этом возрасте дети учатся рисовать круглые формы и прямые линии, что и прослеживается в элементах данных росписей (полоски, пятнышки).

В средней группе продолжается знакомство с дымковским и филимоновским промыслами. Главная задача — научить располагать элементы узора, орнамента на бумаге и на объёмной форме, передавая ритм. Таким образом воспитанники получают представление о том, что значит украшать предмет.

Дети старшей группы знакомятся с городецкой и гжельской росписями. Из глины и соленого теста лепят филимоновские игрушки. Солёное тесто — хороший тренажёр для развития движений детских пальцев, сенсомоторной чувствительности (способность к восприятию формы, цвета, веса).

В подготовительной группе ребята осваивают хохлому. Продолжают углублять знания и умения по ранее изученным народным творениям. Из глины лепят дымковских барышень. Работа с глиной успокаивает нервную систему, снимает нервное напряжение, расслабляет. Лепка из глины — это не просто интересное занятие.

Для расширения представлений о народном быте наших предков мы совершили экскурсию в русскую избу. Экскурсия — это захватывающая интерес детей мероприятие: можно увидеть предмет со всех сторон, разглядеть его детали. Хранительница очага русской избы познакомила с процессом изготовления кукол из лоскутков ткани. Помимо кукол, мастерили игрушку-собеседника «Зайчик на пальчик». С зайчиком дети делились своими секретами, тревогами и страхами. Данная игрушка — народное средство психологической защиты.

Выставка «Быт на Руси», представленная рисунками детей Мариинской художественной школы, позволила осуществить сравнение прошлого и современного укладов жизни наших предков.

При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций обогащается и расширяется словарный запас такими словами, как самовар, кокошник, ухват, крынка, наковальня, зипун. Формируется связная речь и её правильность произношения.

По итогам занятий выбираются лучшие работы, которые остаются в фонде детского сада. Таким образом, организовать к Ярмарке выставку детских работ не составляет трудностей.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям и фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений [2]. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность [1; 3].

Литература:

  1. Демина, Г. Д. Приобщение к народным традициям детей старшего дошкольного возраста / Г. Д. Демина // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. — Казань: Бук, 2015. — С. 52–54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8760/
  2. Долгова, А. Т. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры / А. Т. Долгова, Е. В. Агафонова // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 771–774. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25907/
  3. Маттис, О. И. Приобщение детей раннего возраста к традициям русской культуры средствами малых форм фольклора / О. И. Маттис // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. — Краснодар: Новация, 2015. — С. 46–48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8709

Ключевые слова

фольклор, народные игры, культура России, глина, музыкальные инструменты, хохлома, традиции России, дымковская роспись, филимоновская роспись, гжель, солёное тесто, художественно-эстетическая среда
Задать вопрос