Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Вяткина, Г. А. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками / Г. А. Вяткина, Т. Г. Засимская, А. С. Юрьева, В. П. Гончарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/237/7789/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье описываются проблемы и методы развития у дошкольников коммуникативных способностей и обсуждаются вопросы конфликтологии, применимые к детям. Авторами разработана модель развития коммуникативных способностей у дошкольников для успешного разрешения конфликтов. Научная новизна заключается в разработке и использовании педагогических кейсов для дошкольников по теме конфликтологии.

Ключевые слова: коммуникативные способности, дошкольники, конфликтология, модель, педагоги.

Введение. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в 3.2.5. «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», предполагают развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками [2].

Актуальность исследования обусловлена политическими и экономическими изменениями, происходящими в современном мире. Для воспитания у детей патриотического и духовно-нравственного потенциала необходимо решение проблемы социализации детей через формирование коммуникативных компетенций. Умение использовать монологическую, диалогическую, невербальную речь для создания контактов, участия в играх, квестах, в жизни детского сада — важный фактор формирования конструктивного взаимодействия дошкольников в детском саду.

И. В. Хаустова, Т. Н. Лихачева, С. Г. Фомина считают, что коммуникативные компетенции у дошкольников можно считать сформированными в том случае, если они владеют следующими видами речевой деятельности: монологической, диалогической, устной, навыками речевого общения применительно к различным сферам жизнедеятельности, ситуациям общения, с учетом мнения получателя информации [3].

Е. А. Воронич рассматривает коммуникативные умения старших дошкольников как «…освоенный ребенком опыт установления и поддержания взаимоотношений между людьми, осуществляемый с помощью доступных возрасту средств общения». Хорошо развитие коммуникативные умения, основанные на способности положительного эмоционального восприятия других людей, позволяет оперировать средствами коммуникации при согласовании коммуникативных действий с действиями партнеров по общению [1].

О конфликтологической компетентности дошкольников и младших школьников есть немало научных трудов, авторы которых В. И. Андреева, Н. В. Гришина, С. А. Котова, В. И. Костикова, М. М. Рыбакова, Б. И. Хасан и др. Ученые утверждают, что основы конфликтологических знаний и умений закладываются в раннем детстве в ходе социализации ребенка. Основными механизмами ее развития являются: подражание, идентификация, отчуждение. Большое значение в процессе получения социального опыта играют эмоции ребенка. Следовательно, эмоциональный интеллект и его развитие — это основа конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. В дошкольном возрасте дети накапливают разнообразный опыт отношений, у них формируется самооценка на основе оценивания их взрослыми и конфликтогенные установки.

Ю. М. Жуков исследовал роль общения и коммуникативно-значимых способностей в раскрытии внутренних ресурсов человека, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия.

На основании этого можно сделать вывод, что коммуникативное взаимодействие дошкольников в детском саду — это процесс, направленный на эффективную, бесконфликтную коммуникацию, при сохранении своей идентичности и обеспечивающий саморегуляцию собственных коммуникативных действий.

Проблема нашего исследования определяется потребностью изучения коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками и необходимостью разработки научно обоснованного комплекса педагогического обеспечения для проведения образовательных мероприятий.

Цель исследования — разработка педагогического инструментария, обеспечивающего развитие коммуникативных способностей дошкольников.

Объект исследования : процесс бесконфликтной коммуникации с дошкольников.

Предмет исследования : развитие коммуникативных способностей дошкольников.

Научная новизна заключается в разработке модели развития коммуникативных способностей у дошкольников для успешного разрешения конфликтов

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 166» города Воронежа. Методы исследования — игровые и проблемные кейсы; моделирование ситуаций; чтение и анализ художественной литературы; занятия по культуре общения; развитие эмоционального интеллекта. Также использовалось наблюдение как метод исследования и формирующий эксперимент. Анализ исследования формирующего исследования показал положительную результативность.

Модель развития коммуникативных способностей у дошкольников для успешного разрешения конфликтов

Рис. 1. Модель развития коммуникативных способностей у дошкольников для успешного разрешения конфликтов

Результаты исследования

Реализация педагогических условий, показанных в модели, направлены на организацию совместной детской бесконфликтной деятельности.

Условия успешного развития коммуникативных способностей у дошкольников являются: мотивация положительной направленности детей на взаимодействие со сверстниками; обучение детей правилам и способам организации эффективных форм поведения в процессе взаимодействия; овладение дошкольниками умениями конструктивного диалога.

Таким образом, формирование положительной позиции субъектов образовательных отношений в детском саду значительно повышает качество развития коммуникативных умений дошкольников и развивает умения избегать деструктивных конфликтов, использовать способы конструктивного взаимодействия.

Литература:

  1. Воронич Е. А. Развитие коммуникативных умений старших дошкольников в группах различной направленности: диссертация... кандидата педагогических наук: ГАОУВОЛО «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина», 2017.- 279 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 17.11.2022)
  3. Хаустова, И. В. Педагогическая деятельность воспитателя детского сада по формированию коммуникативных компетенций у дошкольников / И. В. Хаустова, Т. Н. Лихачева, С. Г. Фомина. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 15–18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6105/ (дата обращения: 17.11.2022).
Задать вопрос