Развитие речи у дошкольников старшего возраста (5–6 лет) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Храпатая, А. А. Развитие речи у дошкольников старшего возраста (5–6 лет) / А. А. Храпатая, С. А. Солнцева, И. А. Козлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/237/7767/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье поднимается проблема развития речи у дошкольников старшего возраста, посещающих дошкольную образовательную организацию. Авторами предпринята попытка внести новизну в исследование разработав модель развития речи старших дошкольников с использованием сенсомоторных методов, то есть оптимизацию психического развития через организованное воздействие на сенсорную и моторную сферы ребенка, влияющих на речь.

Ключевые слова: речь, дошкольники, старший дошкольный возраст, модель, сенсомоторная коррекция.

Введение . Развитие речи у старших дошкольников является одним из основных условий подготовки их к школьному обучению, так как речь имеет тесную связь с мышлением и другими психическими познавательными процессами, превращая эти процессы в высшие психические функции, что означает соединение их с речью. По мнению Л. С. Выготского, речь — это «внутренний регулятор познавательных процессов» [2].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говорится о требуемых результатах в речевом развитии: развитие связной, правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества (заучивание стихотворений, сочинительство сказок, решение речевых кейсов; знакомство с детской литературой и понимание содержания литературных произведений; в художественно-эстетическом развитии — это участие в театрализованных мероприятиях, спектаклях; в физкультурно-оздоровительных мероприятиях дети должны уметь проговаривать логоритмические стихи и считалки.

М. М. Алексеева считает основной целью педагогической деятельности по развитию речи и обучению родному языку детей «…формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа». Автор акцентирует внимание на признаках хорошей речи дошкольников, выражающихся в лексическом богатстве, точности и выразительности [1].

Исследователями в области дошкольного образования доказано, что дети старшего дошкольного возраста пользуется речью не только для установления контакта или общения, но и для получения новой содержательной информации, которую они включают в решение и анализ задач интеллектуального плана, интегрируя, таким образом, интеллектуальную функцию речи с коммуникативной (М. М. Алексеева, Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А. В. Запорожец, Н. А. Лемяскина, А. Н. Леонтьев, А. А.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Д. Б. Эльконин и др.).

В ходе исследования мы рассматривали разные подходы к методологическим подходам в развитии речи. Внимание привлекли методические подходы для исследования сенсомоторных реакций у детей дошкольного возраста ученого Ю. С. Киселева. Автор описывает системный подход в развитии речи детей, опираясь на разработки нейропсихологии и психофизиологии [3].

Так как по мнению многих ученых исследователей проблема современных детей дошкольного возраста в том, что они как правило имеют комплексное отставание речевых компонентов. К примеру, у некоторых детей нарушения звукопроизношения осложняются дизартрией, которая проявляется как малоподвижность артикуляционного аппарата, повышение или понижение мышечного тонуса языка и т. д. Для таких детей показаны методы сенсомоторной коррекции и сенсомоторного развития. Таким образом было объединено развитие речи как логопедического, психологического и сенсомоторного развития. Выделение проблемы позволило поставить цель исследования — комплексное развитие речи у детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет).

Объект исследования — речь детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования — развитие речи старших дошкольников с использованием элементов сенсомоторных методов.

Задачи: проанализировать состояние изученности проблемы в науке и практике; разработать и апробировать модель развития речи старших дошкольников с использованием сенсомоторных методов; провести анализ эффективности модели.

Научная новизна исследования заключается в разработке модели развития речи старших дошкольников с использованием сенсомоторных методов.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие дошкольники старшей группы Муниципального Бюджетного образовательного учреждения Новоусманского района Воронежской области «НОЦ» Структурное подразделение детский сад «Акварель», возраст 5–6 лет. Всего 42 ребенка из них 23 девочки и 19 мальчиков.

Методы исследования: интерактивные развивающие игры «Лабиринт», «Сложный сортер»; логопедические тренажеры; пальчиковый театр; сенсомоторные игры.

Результаты и их обсуждение

В процессе реализации модели было выявлено, что целенаправленное развитие речи старших дошкольников в структуре сенсомоторной коррекции и в соответствии с принципами дошкольной педагогики, возрастными закономерностями психического развития высокая эффективность отмечена по следующим показателям: понятийно-логическое развитие речи, понятийно-речевое, понятийно-образное, общее развитие речи.

Модель развития речи старших дошкольников с использованием сенсомоторных методов

Рис. 1. Модель развития речи старших дошкольников с использованием сенсомоторных методов

Было выявлено, что сочетание сенсомоторных и педагогических методов способствует эффективному развитию речи старших дошкольников, поскольку участвуют когнитивные процессы и моторика.

Таблица 1

Сравнительный анализ развития речи дошкольников старшей группы с использованием методов сенсомоторной коррекции

Название методики

2022 январь

2022 май

1

Корректурная проба «Зайчики»

3,21

4,38

2

Речевая игра «Закончи фразу или стих»

3,67

4,87

3

Сенсомоторная игра «Соломинка и боб»

4,05

4,69

В заключение можно сказать, в настоящее время понимание сложного и многопланового явления «развитие речи» в дошкольном возрасте опирается не только на теорию врожденной грамотности Н. Хомского, но и на теории научения. Коллаборация педагогов, педагогов-психологов, логопедов, нейропсихологов дает широкие возможности развития речи дошкольников. Систематическая деятельность над смысловой организацией рассказываемого текста, стихотворения, понятность речевого оформления текста, развитие культурных форм вербальной коммуникации в детском саду дает предпосылки для успешного развития речи старших дошкольников.

Литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
  3. Киселев Ю. С. Развитие сенсомоторных реакций у детей дошкольного возраста. Дисс… к.псих. наук. Москва, 2001, — 160 с.
Задать вопрос