Взаимодействие родителей и педагогов в дошкольной образовательной организации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (59) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 12.11.2022

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Шаршова, В. Е. Взаимодействие родителей и педагогов в дошкольной образовательной организации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования / В. Е. Шаршова, Д. В. Балашова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/237/7765/ (дата обращения: 28.04.2024).



Авторы поднимают проблему взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) воспитанников. В целях оптимизации взаимодействия с родителями разработана модель взаимодействия родителей и педагогов в дошкольной образовательной организации. Основанием для совершенствования коллаборации детского сада и родителей является Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Ключевые слова: педагоги, родители, модель, образовательная организация, родительский всеобуч.

Введение . Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на достижение целей, которые решаются в сотрудничестве с родителями (законными представителями). Одним из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность [2].

Актуальность исследования обусловлена ранее проведенными исследованиями Е. П. Арнаутовой, Е. М. Беспаленко, Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, Т. И. Ивановой, Т. А. Марковой, В. С. Мухиной и др. подтверждающими переход к эффективному взаимодействию детского сада и семьи. Многими учеными изучались различные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи, формирования детско-родительских отношений и методы коррекции.

Педагоги, реализующие образовательные программы дошкольного образования учитывают такие факторы, как уровень социального интеллекта ребенка, условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции. Уважительное отношение к родителям (законным представителям) в деле воспитания и развития их детей — залог успешного личностного развития ребенка.

Сотрудничество ДОО с семьей делает успешной образовательную деятельность, направленную на реализацию ФГОС ДО по всем направлениям развития ребенка. Л. П. Жукова считает, что необходимо разработать программу расширения общественного участия родителей (законных представителей) в управлении ДОО. А современное нормативно-правовое регулирование является важным фактором государственно-общественного управления. Существует реальная возможность их применения в зависимости от социальных условий, в которых работает детский сад.

Взаимодействие с семьей в условиях партнерства является предпосылкой для обеспечения полноценного развития ребенка. Обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение важно учитывать позицию родителей в отношении индивидуальной траектории воспитания и развития детей. Партнерство с родителями означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной ответственности за воспитание детей, их обучение и личностное развитие.

С. А. Езопова, рассматривая вопросы теории и практики менеджмента в системе дошкольного образования с привлечением родителей (законных представителей) воспитанников, предлагает управленческие модели, позволяющие учитывать возможности и интересы участников образовательного процесса [1].

В дошкольной педагогике разных лет свою точку зрения по взаимодействию детского сада с семьей освещены в исследованиях Н. А. Андреевой, Е. П. Арнауговой, Беспаленко Е. М., П. Ф. Виноградовой, Л. В. Загик, О. Л. Зверевой, В. М. Ивановой, Т. А. Куликова, З. И. Теплова и др.

Анализ состояния проблемы взаимодействия детского сада и родителей (законных представителей) позволил определить цель исследования — разработать и экспериментально проверить эффективность модели взаимодействия родителей (законных представителей) и педагогов в дошкольной образовательной организации

Объект исследования : деятельность дошкольной образовательной организации в вопросах работы с семьей.

Предмет исследования : педагогические условия взаимодействия детского сада и семьи.

Задачи : проанализировать современные подходы к проблеме взаимодействия детского сада и семьи; разработать модель взаимодействия родителей (законных представителей) и педагогов в дошкольной образовательной организации; экспериментально проверить эффективность модели.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие педагоги, дошкольники и их родители (законные представители) Муниципального Бюджетного образовательного учреждения Новоусманского района Воронежской области «НОЦ» Структурное подразделение детский сад «Акварель». Возраст детей 4–5 лет. Всего 43 ребенка из них 26 девочек и 17 мальчиков.

Методы работы с родителями на завершении эксперимента: анкетирование «Семейная социометрия», «Варианты родительских установок и варианты родительских позиций», «Папа, мама, я — творческая семья». В процессе эксперимента решались следующие задачи: пропаганда семейных ценностей и культуры здоровья; формирование ответственного, осознанного отношения к детям и их образованию; формирование представления о социальных семейных ролях и психологической совместимости в семье; информирование об успешности социализации ребенка; организация сопровождения семьям, попавшим в тяжелые жизненные ситуации; организация совместной деятельности в вопросах психологического комфорта для детей и их родителей (законных представителей).

Модель взаимодействия родителей (законных представителей) и педагогов в дошкольной образовательной организации

Рис. 1. Модель взаимодействия родителей (законных представителей) и педагогов в дошкольной образовательной организации

Организация анализа и оценки процесса реализации модели по взаимодействию с семьей проводится на основании реализации единого, согласованного индивидуального ориентированною подхода к ребенку с целью максимального развития его личностного потенциала при реализации ООП ДО и организации совместной досуговой деятельности взрослых и детей.

Таким образом были определены педагогические условия взаимодействия воспитателей и родителей (законных представителей) в организации взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Разработанная модель взаимодействия родителей (законных представителей) и педагогов в дошкольной образовательной организации доказала свою эффективность. К примеру, выявление внутрисемейных психологических факторов, имеющих воспитательное значение и определяющие формирование личности ребенка, позволило определить темы родительского всеобуча. Многие родители при проведении родительских собраний по темам «Характеристика возрастных особенностей 4–5-ти лет», «Возрастные особенности и кризы в дошкольном возрасте» с удовольствием участвуют в самодиагностике, т. е. интерпретацию результатов и их результат знает только тестируемый. Такие методы дают хорошую почву для понимания сути воспитания в семье и отношения к ребенку.

Литература:

  1. Езопова, С. А. Менеджмент в дошкольном образовании [Электронный ресурс]: учебное пособие / С. А. Езопова. — URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:67026/Source:default (дата обращения: 10.11.2022).
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Ключевые слова

модель, педагоги, родители, образовательная организация, родительский всеобуч
Задать вопрос