Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (59) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 09.11.2022

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Пшеничная, М. А. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста / М. А. Пшеничная. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/237/7757/ (дата обращения: 27.04.2024).



Статья посвящена проблеме речевого развития дошкольников трех-четырех лет. Автором разработана форма педагогического исследования, представляющая собой схематическую совокупность понятий и взаимосвязей развития речи во взаимосвязи со всеми психическими познавательными процессами. Дан сравнительный анализ эффективности реализации модели.

Ключевые слова: речь, дошкольники, развитие, модель, воспитатель.

Введение . Изучение научной литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста дает достоверные данные и результаты эмпирических исследований и наблюдений о том, что у значительного числа детей раннего возраста имеется отставание психического и психомоторного развития», в связи с чем, развитие речи также отстает от нормы. Чаще всего ученые исследователи обращают внимание на проблемы развития речи (О. В. Александрова, В. Гербова, А. В. Запорожец, Е. В. Колесникова, Г. А. Мишина, В. Штерн, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, О. С. Ушакова и др.).

Актуальность исследования обоснована тем, что развитие речи у дошкольников происходит в общении с взрослыми и сверстниками, что способствует развитию личностных и интеллектуальных качеств ребенка. Однако, в настоящее время современные дошкольники с раннего детства активно используют цифровые электронные устройства. Если для взрослых навыки общения с помощью электронных писем, СМС сообщений, WhatsApp, Telegram являются надстройкой над базой уже приобретенных навыков реального общения, то современные дети осваивают навыки реального и виртуального общения практически одновременно. С раннего детства дети используют в играх цифровые и интерактивные приложения. В детских садах воспитатели организовывают сетевое взаимодействие детей через сеть Интернет с другими детскими садами и группами детского сада, таким образом, приобщая детей к виртуальному пространству. Коммуникативные процессы, которые происходят в реальном социальном пространстве, как бы «дублируются», иногда усиливаясь, а иногда компенсируясь виртуальным общением. Это дает возможность приобрести новые цифровые компетенции, и дошкольники к поступлению в школу являются активными пользователями цифровых технологий, но у детей еще не сформированы психические новообразования, и они легко поддаются влиянию из вне, что не развивает речь и другие познавательные процессы, а наоборот ограничивает ознакомление с окружающим миром.

Ж. Пиаже, говоря о развитии речи детей 3–4 лет, устанавливает стадии развития речи. Первая стадия — монолог: коллективный монолог; приобщение собеседника к собственной мысли и действию; совместная деятельность и общение в ней (неабстрактном мышлении); совместная деятельность в абстрактном мышлении. Вторая стадия — коллективный монолог: — ссора; примитивный спор; настоящий спор [1, c.50].

Т. Н. Ломбина считает, что «…полноценное владение родным языком в дошкольном детстве, развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической), является необходимым условием решения задач интеллектуального и нравственного воспитания детей [3].

В своем исследовании И. М. Лазарев делает вывод в отношении центральных психологических новообразований, обеспечивающих развитие смысловой сферы. По мнению автора, речь позволяет «…концентрировать внимание на том, что важно ребенку — представление в виде ментальной и когнитивной репрезентации (актуального умственного или мысленного образа объекта, события) и воображения, обеспечивающего независимость от реального восприятия [2].

Следовательно, овладение речью и значением слова начинается с выделения наглядного компонента, затем слово становится для ребенка более конкретным, и только по мере формирования мира в общении со взрослыми ребенок проникает в смысловую природу слова. Развитие речи детей младшего возраста происходит в общении и игровой деятельности. Все это определяет актуальность настоящего исследования.

Цель исследования — выявить педагогические условия развития речи детей в раннем возрасте.

Объект исследования — речь детей раннего возраста.

Предмет исследования — педагогические условия развития речи детей раннего возраста.

Задачи :

— провести анализ литературы по проблеме исследования;

— разработать модель развития речи дошкольников раннего возраста;

— проверить экспериментальным методом эффективность модели;

— разработать методические рекомендации, основанные на кейсах для дошкольников.

Новизна исследования : разработана и предложена модель развития речи дошкольников раннего возраста, адаптированная к условиям Муниципального Бюджетного образовательного учреждения Новоусманского района Воронежской области «НОЦ» Структурное подразделение детский сад «Акварель».

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие дошкольники 3–4 лет (всего 44 ребенка из них 21 девочка и 23 мальчика) и педагоги Муниципального Бюджетного образовательного учреждения Новоусманского района Воронежской области «НОЦ» Структурное подразделение детский сад «Акварель».

В качестве методов исследования использовались речевые кейсы, игры, непосредственная образовательная деятельность в соответствии с ФГОС ДО.

Модель развития речи у дошкольников раннего возраста Модель развития речи у дошкольников раннего возраста

Рис. 1. Модель развития речи у дошкольников раннего возраста

На рисунке показана схематическая совокупность понятий и взаимосвязей развития речи во взаимосвязи со всеми психическими познавательными процессами.

Пример речевого кейса выглядит следующим образом. Детям предлагается посмотреть картинку. Задает уточняющие вопросы, узнали ли дети сказку по картинке. Вместе с детьми ищем проблему, которая вытекает из ситуации (дедушка не может вытащить репку). Дети описывают возможные причины (репка выросла большая). Предлагается решить проблему (что должен сделать дедушка). Таким образом, все познавательные процессы включены в решение проблемы.

Было доказано, модель развития речи у дошкольников раннего возраста эффективна, реализуема, интересна в ее решении. Разработанная система речевого развития младших школьников, включающая методы, задачи, создание педагогических условий имеет игровую форму целесообразна и имеет научную основу.

Литература:

  1. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М., 1994.- 528 с.
  2. Лазарев, И. М. Психологические условия становления и развития речи детей младенческого и раннего возраста: диссертация... кандидата Психологических наук:- Москва, 2016–157 с.
  3. Ломбина, Т. Н. Целенаправленное развитие речи у дошкольников в соответствии с принципом дифференциации: по авторской программе: диссертация... кандидата психологических наук: — Москва, 2010. — 200 с.
Задать вопрос