Доброжелательные технологии в работе с дошкольниками | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы дошкольной педагогики

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (59) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 05.11.2022

Статья просмотрена: 277 раз

Библиографическое описание:

Тарасова, Л. Д. Доброжелательные технологии в работе с дошкольниками / Л. Д. Тарасова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/237/7746/ (дата обращения: 26.04.2024).



Доброжелательное дошкольное образовательное учреждение — это играющий, развивающий и обогащающий детский сад, где результатом является социализация, индивидуальный для каждого уровень развития любознательности, воображения, самостоятельности, положительного отношения к себе и окружающему миру, готовность к преодолению ошибок и неудач. Именно эти качества формируют у ребенка предпосылки к учебной деятельности.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу доброжелательные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольных учреждений — выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности:

— здоровьесберегающие технологии;

— интерактивные технологии.

— технологии проектной деятельности;

— технология исследовательской деятельности;

— информационно-коммуникационные технологии;

— личностно ориентированные технологии;

— игровые технологии.

Здоровьесберегающие технологии — это все технологии, относящиеся к воздействию на здоровье дошкольника на любом уровне (психологическом, энергетическом или информационном). Цель данных технологий — сохранение здоровья малыша и формирование у него всех необходимых навыков и умений, для поддержания здорового образа жизни.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Интерактивные технологии. Само определение связано с понятием «интерактивный». Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

За счет того, что в ходе использования интерактивных технологий. детей «погружают» в сферу для межличностного взаимодействия, у них обогащается социально-личностный опыт.

Следующие технологии — это технологии проектной деятельности.

Выделяют три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов: подражательско-исполнительский; развивающий; творческий.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и привлекать детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Технология исследовательской деятельности. Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Существует различная классификация детского экспериментирования: по характеру познавательной деятельности детей; по месту в цикле; по способу применения; по характеру мыслительных операций.

Информационно-коммуникационные технологии — в этой технологии образование должно включать в себя новые элементы — интерактивную доску, компьютер или планшет.

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому достижение намеченной цели образовательной и совместной деятельности обеспечивается использованием разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического. Использование интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно ёмким, комфортным, зрелищным.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально — умение самостоятельно приобретать новые знания.

Следующие технологии — личностно ориентированные. В центр системного образования ставится личность дошкольника, вне зависимости от его возраста. Необходимо обеспечить ребенку комфортные условия, для безопасного и неконфликтного развития и полной реализации его природного потенциала.

К личностно ориентированным технологиям относятся такие как: «Клубный час» («Свободный», «Тематический», «Деятельностный», «Творческий»); технологии группового сбора (утренний круг, рефлексивный круг, вечерний круг); технология «План-дело-анализ»; ситуации месяца; заключительные праздники по ситуации месяца; проблемная педагогическая ситуация; дети — волонтеры; социальные акции; волшебный телефон, или детский «телефон доверия»; развивающее общение; технология включения родителей в образовательный процесс.

В настоящее время широко внедряется технология «Гость группы», которая является одной из эффективных форм работы с семьями воспитанников, где родители не зрители, а активные участники. Такие встречи приносят много положительных эмоций, позволяют познакомить детей с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, их увлечениями, вносят в жизнь воспитанников радость от общения, а также прививают детям определенные культурные ценности.

Игровая педагогическая технология — организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Анализируя результаты внедрения доброжелательных технологий в образовательный процесс, стоит отметить, что они особенно эффективны при систематическом использовании, интеграции друг с другом, и показывают значительные результаты при выполнении ряда требований:

— ребенок выступает как субъект, любое действие с его участием диктуется именно его особенностями и потребностями;

— активно привлекается педагогический ресурс семьи, родители включены в жизнь детского сада, между ними и педагогом выстроены теплые доверительные отношения;

— взрослые, участвующие в образовательной деятельности ребенка, обладают чувством эмпатии и эмоциональным интеллектом.

Выполнение этих условий не гарантирует отсутствие проблем и трудностей в конструировании взаимоотношений с детьми, но в значительной мере благоприятствует выстраиванию доброжелательных отношений между детьми, педагогами и родителями, а такая атмосфера в значительной мере способствует полноценному проживанию дошкольного детства.

Задать вопрос