План-конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Игра-викторина «Знатоки родного края» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (57) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 06.10.2022

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Трифонова, Е. А. План-конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Игра-викторина «Знатоки родного края» / Е. А. Трифонова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 9 (57). — С. 65-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/233/7638/ (дата обращения: 02.05.2024).



Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: создать условия для развития познавательных способностей детей.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  1. Развивать познавательный интерес к истории, культуре, природе, деятельности людей родного края.
  2. Обогащать представления детей об общественной традиции — праздновании Дня рождения Самарской области.
  3. Закреплять знания детьми названий рек, городов и их гербов, растений и животных, полезных ископаемых, имён знаменитых людей Самарской области.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  1. Развивать общение и взаимодействия детей с воспитателем и сверстниками в ходе познавательной, игровой, коммуникативной, двигательной и музыкальной видах деятельностей.
  2. Способствовать становлению самостоятельности и саморегуляции собственных действий.
  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к природе родного края, уважение к людям труда, гордость за их успехи.

Образовательная область «Речевое развитие»:

  1. Активизировать словарь детей названиями городов, рек, растений и животных Красной книги, полезных ископаемых, продуктов труда, именами знаменитых людей Самарской области.
  2. Обогащать словарь детей словами: «губерния», «губернатор», «Сенат», «контуры», «урочище».
  3. Воспитывать культуру речевого общения.
  4. Развивать умение воспринимать на слух содержание стихотворения.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  1. Предупреждать утомляемость детей на занятии, потребность детского организма в движении через смену видов деятельности, включение динамической паузы «Волжская волна», физкультминутки.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

  1. Закреплять знания детьми поэтов, писателей, художников, композиторов, творчество которых связано с нашим краем.
  2. Развивать умение передавать посредством танцевальных движений содержание и характер танца, восприятие музыкальных произведений, звучащих в ходе ОД.

Методы и приёмы:

Словесные: рассказ воспитателя, мини-беседа, вопросы к детям, указания, пояснения, художественное слово.

Наглядные: показ слайдов с видами природы, растений и животных Самарской области, текстом указа о создании Самарской губернии, карт Самарской области в прошлом и настоящем, коллекций полезных ископаемых, карточек с изображением результатов труда людей, занятых в сельском хозяйстве и промышленном производстве.

Практические: складывание из пазлов гербов городов Самарской области, работа капитанов на ноутбуке, выполнение динамической паузы и физкультминутки, чтение стихотворения, исполнение танца.

Игровые: проведение ОД в форме игры-соревнования двух команд, дидактических игр «Сложи и назови», «В Красной книге или нет?", введение игрового персонажа Незнайки, создание игровой ситуации — восстановление карты Самарской области.

Предварительная работа:

— проведениеигры «Путешествие по карте Самарской области»;

— рассматривание альбома «Животные Красной книги Самарской области», комплектов открыток «Леса Жигулей», «Растения Жигулей»;

— проведение бесед «Для чего нужна Красная книга», «В мире профессий», «Знаменитые люди родного края», «Знакомимся с гербами городов Самарской области»;

— разработка детско-взрослого проекта «Растения Красной книги Самарской области»;

— проведение дидактических игр «Узнай и назови», «Что для чего», «В Красной книге или нет», «Из чего и кем сделано», «Кто потрудился», «Природа и человек»;

— дидактическое задание «Раскрась герб нужным цветом»;

— просмотр фрагментов научно-популярных фильмов «Самара. Рассказ о городе и губернии», «Город Тольятти», «Жемчужины Жигулей», «Жигули заповедные. Времена года», «Ширяево».

Материал и оборудование: эмблемы команд, маркеры команд на столах, пазлы гербов, коллекции полезных ископаемых, карточки с изображением предметов — результатов труда жителей области, костюмы для танца и Незнайки, ноутбук, проектор, экран, презентация к ОД, фонограммы песен и инструментальной музыки, медали, призы.

Формы организации совместной деятельности

Виды детской деятельности

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно-исследовательская

Рассказ воспитателя о создании Самарской губернии.

Цель: дать детям представления об историческом прошлом Самарской области.

Проведение конкурсов:

— «Реки и города Самарской области».

Цель: закреплять знания детьми названий городов и рек Самарской области.

— «Подземные кладовые Самарской области».

Цель: закреплять умение узнавать по внешнему виду полезные ископаемые и называть их.

— «Что даёт область стране».

Цель: актуализировать знания детей о продуктах труда, местах их производства и применения.

— «Знаменитые люди Самарской области».

Цель: закреплять представления детей о знаменитых земляках и людях, чьё творчество и деятельность связаны с Самарской землёй.

Краткий рассказ воспитателя перед дидактической игрой «В Красной книге или нет?"

Цель: обогатить представления детей об уникальности родного края, о природоохранной деятельности, проводимой в нашей области, подвести к дидактической игре

Игровая

Проведение игры-соревнования «Знатоки родного края», введение игрового персонажа Незнайки.

Цель: вызвать интерес к ОД, активизировать работу детей.

Создание игровой ситуации — восстановление карты Самарской области.

Цель: формировать стремление правильно выполнять конкурсные задания.

Проведение дидактических игр:

— «Сложи и назови».

Цель: развивать внимание, логическое мышление, конструктивные способности, закреплять знание детьми символов городов области.

— «В Красной книге или нет?".

Цель: закреплять представления детей о животных и растениях Красной книги Самарской области

Коммуникативная

Вопросы к детям.

Цель: развивать логическое мышление, активизировать работу детей, уточнить уровень их знаний.

Пояснения, указания.

Цель: пояснить суть конкурсных заданий, последовательность действий детей

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение стихотворения Д. Кедрина «Малая родина».

Цель: воспитывать чувство любви к родному краю

Двигательная

Проведение динамической паузы и физкультминутки.

Цель: развивать двигательную активность детей, предупреждать их утомляемость на занятиях

Музыкальная

Слушание песен и инструментальной музыки.

Цель: развивать эмоциональное восприятие детьми музыкальных произведений.

Исполнение танцевальной композиции «Подарок от кондитерской фабрики «Россия».

Цель: развивать творческие способности детей, умение передавать движением характер музыки

Логика образовательной деятельности

№ п/п

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Воспитатель включает видеоролик на песню «Родные места» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского), предлагает детям свободно разместиться на ковре

Дети входят в зал, садятся на ковёр

Умеют хорошо ориентироваться в пространстве зала

2

Воспитатель говорит, что у каждого человека есть день рождения. Есть он у городов и сёл, есть он и у нашей области.

Вопрос:

— Как называется наша область?

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопрос

Умеют внимательно слушать, знают название области

3

Воспитатель даёт информацию о том, что наша область раньше называлась Самарской губернией и была создана по указу императора Николая I.

На экране появляется слайд с портретом императора, звучит текст указа.

Затем воспитатель говорит, что с тех пор 1 января является днём рождения Самарской области

Дети слушают информацию воспитателя, смотрят на портрет, слушают указ

Получают первоначальные представления об истории создания Самарской губернии, узнают о дне её образования

4

Воспитатель обращает внимание детей на размеры области в прошлом и настоящем, иллюстрирует своё сообщение показом карт области на экране.

Вопрос:

— На что похожи очертания границ Самарской области?

Педагог выслушивает детей, даёт своё объяснение, отмечает, что она находится в центре европейской части России, подчёркивает важность области как центра пересечения транспортных путей.

Вопрос:

— Хорошо ли вы знаете свой родной край, Самарскую область?

Дети слушают воспитателя, рассматривают карты Самарской губернии в прошлом и настоящем, сравнивают их территории. Размышляют, дают ответы на вопросы

Способны наблюдать, анализировать, сравнивать, видеть территориальные изменения, произошедшие с областью.

Умеют мыслить самостоятельно, рассуждать, делать умозаключения.

Способны оценивать свои знания

5

Воспитатель предлагает провести игру-викторину «Знатоки родного края», представляет жюри, предлагает капитанам представить свои команды.

Дети выстраиваются в две команды, говорят их названия и девиз:

I команда:

Мы — краеведы!

Наш девиз: задача перед нами стоит такая — любить природу и знать историю родного края!

II команда:

Мы — любознайки!

Наш девиз: мы, ребята, не всезнайки, мы, ребята, любознайки! Книга — наш любимый друг! Познаём мы всё вокруг!

Потом садятся на стулья

Умеют взаимодействовать, чётко строиться по командам, знают названия команд, девизы, умеют чётко, интонационно-выразительно произносить их

6

Сюрпризный момент.

Воспитатель привлекает внимание команд к экрану, обращает внимание на изменения, произошедшие с картой.

Вопрос:

— Что случилось с картой?

Появляется Незнайка, здоровается.

Воспитатель задаёт вопросы Незнайке, позволяющие выяснить причину изменений, произошедших с картой и побуждает детей к оказанию помощи Незнайке в восстановлении карты — выполнении заданий викторины

Дети смотрят на карту, дают ответ, здороваются с Незнайкой. Слушают диалог воспитателя с Незнайкой, соглашаются помочь Незнайке в восстановлении карты

Способны наблюдать, видеть происходящие с картой изменения, давать им оценку. Знают элементарные правила вежливости, готовы откликнуться на просьбу героя.

7

Игра-викторина «Знатоки родного края».

Первый конкурс «Реки и города Самарской области».

Воспитатель даёт задание команде «Любознаек» назвать города Самарской области, команде «Краеведов» — реки Самарской области. Педагог и Незнайка дают свою оценку деятельности детей по окончании каждого конкурса. Результаты выполнения заданий отражаются на экране в виде восстановления фрагментов карты.

Команды называют города и реки области, замечают восстановление двух фрагментов карты

Знают названия городов и рек родного края, наблюдают за результатами своих ответов

8

«Динамическая пауза «Волжская волна».

Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть, встать и изобразить речку с бегущей волной. Даёт указания, как это сделать

Дети строятся в цепочку, параллельно друг другу, берутся за руки, образуя дугу. Затем опускают руки в тот момент, когда следующая пара поднимает руки

Дети умеют на слух воспринимать информацию, согласовывать свои действия с действиями других ребят

9

Второй конкурс Дидактическая игра «Сложи и назови».

Воспитатель объясняет содержание игры, включает тихую спокойную музыку. После выполнения заданий командами даётся оценка работе детей, на карте появляются новые фрагменты

Каждая команда подходит к столу с соответствующим маркером, рассматривает пазлы, собирает из них гербы городов области и говорит, какому городу принадлежит каждый из них

Умеют логически мыслить, проявляют конструктивные способности, знают гербы городов, оказывают помощь товарищу

10

Воспитатель обращает внимание детей на уникальность природы нашей области, напоминает о важности бережного отношения к ней, рассказывает о природоохранной деятельности, которая проводится в области, подтверждая своё сообщение наглядно: на экране появляются виды Жигулёвского заповедника, природного парка Самарская Лука, урочища Монастырская гора, виды Рачейского бора, Красная книга Самарской области

Дети слушают рассказ воспитателя, рассматривают на экране виды природоохранных зон области

Узнают, в чём заключается уникальность природы Самарской области и о той деятельности, которая ведётся с целью её охраны

11

Третий конкурс Дидактическая игра «В Красной книге или нет».

Воспитатель знакомит с содержанием игры. После выполнения заданий, капитанам команд предоставляется возможность проверить правильность их выполнения с помощью ноутбука: растения и животные, не входящие в Красную книгу, исчезают, а те, которые находятся в Красной книге — остаются

Ребята из команды «Краеведы» находят среди растений, изображённых на экране, те, которые помещены в Красную книгу и называют их.

Ребята из команды «Любознайки» находят и называют животных Красной книги

Знают растения и животных Красной книги, соотносят их названия с внешним видом, способны проверять правильность ответов с помощью ноутбука

12

Физкультминутка.

Воспитатель предлагает детям провести разминку:

По родному краю Дружно мы шагаем.

Справа от нас — зелёный луг,

Слева находится лес. В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку — скок,

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух!

Солнце над берёзами светит нам,

Мы рады ягодам, грибам

Дети встают и выполняют движения в соответствии с текстом: маршируют на месте, поворачиваются вправо и влево, прыгают на двух ногах, машут руками, поднимают руки, смотрят вверх, наклоняются вперёд

Умеют внимательно слушать текст физкультминутки и выполнять движения в соответствии с текстом

13

Четвёртый конкурс «Подземные кладовые Самарской области».

Воспитатель объясняет задания: каждой команде нужно рассмотреть коллекции полезных ископаемых, которые лежат на столах, узнать их и назвать

Ребята подходят к своим столам, рассматривают образцы полезных ископаемых, узнают и называют их

Знают полезные ископаемые Самарской области, соотносят названия с их внешним видом

14

Пятый конкурс «Что даёт область стране».

Воспитатель просит капитанов команд подойти к столу, на котором лежат карточки. Предлагает по очереди брать их по одной, рассмотреть, что на них изображено, сказать, где эта вещь или продукт произведены и где применяются (используются).

Говорит, что если капитаны будут затрудняться с ответом, им может помочь команда

Капитаны подходят к столу, берут одну из карточек, переворачивают её, рассматривают и дают ответы на вопросы:

— Что это?

— Где произведено?

— Где применяются?

Знают результаты деятельности человека, где они произведены, кому и для чего они нужны

15

Шестой (заключительный) конкурс «Знаменитые люди Самарской области».

Воспитатель даёт задания командам: вспомнить и назвать знаменитых земляков или людей, чья деятельность и творчество связаны с Самарской областью.

Вопрос:

— Подумайте и скажите, почему ими гордиться самарская земля?

Команды слушают задания, и каждая по очереди называют:

«Краеведы» — писателей и поэтов;

«Любознайки» — композиторов и исполнителей;

«Краеведы — художников, «Любознайки» — спортсменов и космонавтов.

Размышляют, высказывают своё мнение

Знают знаменитых людей области ярко проявивших себя в творчестве, космонавтике и добившихся больших успехов в спорте.

Способны размышлять, обосновывать свои высказывания

16

Воспитатель обращает внимание детей на восстановившуюся карту области.

Высказывает свои пожелания. Напоминает, что на день рождения принято дарить подарки, что этот год юбилейный для Самарской губернии — ей исполнилось 165 лет.

Спрашивает, приготовили ли дети подарки

Смотрят на восстановившуюся карту, слушают пожелания воспитателя. Предлагают свои подарки:

— ребёнок читает стихотворение Д. Кедрина «Малая родина»;

— группа детей исполняет танцевальную композицию «Подарок от кондитерской фабрики «России»

Способны эмоционально откликаться на результат своей деятельности.

Ребёнок знает стихотворение наизусть, умеет выразительно читать его, передавая характер и регулируя силу голоса.

Дети способны передать сюжет танцевальной композиции, характер музыки средствами пластики

17

Жюри подводит итоги игры-викторины, награждает победителей

Победители получают медали, все дети — призы

Способны радоваться друг за друга, открыто выражать свои эмоции

18

Итог.

Воспитатель отмечает, что дети уже многое знают о своём родном крае, спрашивает, чтобы они хотели ещё узнать, какие чувства испытывают, когда говорят другим, что живут в Самарской губернии. Педагог подводит итог деятельности детей, включает фонограмму песни «Наш край» (муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца)

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы и под песню «Наш край» выходят из зала

Проявляют готовность продолжить знакомство с родным краем, высказывают свои пожелания, способны оценивать своё эмоциональное состояние и обосновывать его

Задать вопрос