Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (57) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 26.09.2022

Статья просмотрена: 145 раз

Библиографическое описание:

Вишнякова, Н. С. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой / Н. С. Вишнякова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 9 (57). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/233/7601/ (дата обращения: 25.06.2024).



Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является — развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

Изучив работы ученых, можно сделать вывод, что познавательно — исследовательская деятельность в процессе ознакомления с природой является одной из перспективных педагогических технологий. Такая технология позволяет выбрать данную деятельность в качестве средства повышения профессиональной компетентности воспитателя и оптимизации педагогического процесса в работе с детьми.

Но для этого должны быть созданы методические и организационно — педагогические условия. Ориентация последних лет педагогического процесса ДОУ на усвоения большого объема знаний является малопродуктивной. С одной стороны, информация стремительно обновляется и увеличивается, поэтому становится невозможным научить детей всем знаниям и даже их основам. С другой стороны особенности дошкольного возраста ограничены: понимание и усвоения многих вещей явлений и событий приходит с опытом. Познавательные задачи решаются детьми в процессе разных видов деятельности. Особое место в данном направлении занимается процесс ознакомление дошкольников с природой. Тема развития познавательных интересов у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой привлекало внимание представителей различных направлений на протяжение многих веков. Данной проблемой занимались ученые В. А. Онищук, В. С. Мухин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Н. А. Менчинская и многие другие. Многими исследователями доказано, что любознательность активность детей не есть свойство присущей возрасту и развивающейся стихийно. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми побуждение к интеллектуальной активности с помощью элементарной поисковой деятельности в процессе овладения знаниями о природе приведет к формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Основная цель моей работы — развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой.

Особое место в работе с детьми занимает процесс ознакомления с природой. Поддерживая интерес ко всему живому, мы ведем детей к ее пониманию, помогаем вызвать желание, заботиться о растения и животных. Ознакомление с природой связано с познавательным интересом объектом и явлениями природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребности жизни и осознанного поведения в природной среде.

Работая над темой, выделила 3 этапа на 1 этапе изучила методическую литературу по данной проблеме, провела диагностику детей по сформированности исследовательских умений, анкетирование родителей и подобрала материал для оснащения центра «Познавательного развития». При проведении диагностики опиралась на методику Менчинской Н. А. из которой выделила показатели и критерии уровня сформированности познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста.

Изучив методическую литературу, пришла к выводу, что одним из условий решения задач по познавательной активности является организация развивающей среды, которая способствует формированию исследовательских умений у каждого ребенка.При создании предметно развивающей среды (оснащение уголка экспериментирования) были учтены следующие компоненты: Дидактический компонент: познавательные книги; серии картин с изображением природных сообществ; модели с алгоритмами выполнения опытов; дневники наблюдений.

Компонент оборудования: приборы-помощники (микроскопы, компас, магниты, линейки, лупы и др.); познавательные, экологические, развивающие игры.

Стимулирующий компонент: разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика), сита, воронки разного размера и материала; природный материал (камешки, глина, песок, и др.); красители (пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски); медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, мензурки, резиновые груши и др.); прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.). Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре познания способствует овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы). На занятиях формируем, у детей первичные знания уточняем, расширяем и углубляем имеющие знания. В совместной деятельности обобщаем и систематизируем знания (для этого проводим беседы «Что будет если?», «Как бы ты поступил», дидактические игры «Подводный мир», «С какого дерева листок?», «Во саду ли в огороде»). Активно в работе использую дидактические игры, с помощью которых дети решают познавательные задачи (определение свойств и качества предмета, классификация и группировка, решение логических задач). Использую речевые логические задачи, с помощью которых ставлю детей в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (равнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения). В самостоятельной деятельности, в труде и играх дети применяют полученные знания на практике. Дети, как самостоятельно, так и с помощью воспитателя с огромным удовольствием проводят опыты с объектами живой и неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. В ходе работы с детьми создали совместные проекты: «Как сделать слайм», «Этот интересный вулкан», «Космос». С помощью РППС дети могут самостоятельно осуществлять познавательный интерес через ознакомления с природой.

Взаимодействие с родителями с целью повышения психолого-педагогической компетенции в процессе формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой осуществляется через разнообразные формы работы. Провели анкетирование с целью выявления заинтересованности родителей в совместной деятельности детей, родителей и педагога. День открытых дверей проводится для вовлечения родителей в образовательный процесс. Привлекаем родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе, к оборудованию центра экспериментирования. Выставляем наглядную информацию в родительском уголке: консультации, памятки. Проводим родительские собрания, открытые мероприятия, на которых родители делятся свои опытом работы с детьми по познавательному развитию в домашних условиях.

Таким образом, развивающая предметно пространственная среда пополнилась новыми технологиями такими как «Наураша» (состоит из 8 сцен) — где дети могут проводить опыты и эксперименты как самостоятельно, так и индивидуально. Они знакомятся со светом, кислотой, звуком, пульсом, электричеством и т. д., мобильным климатическим макетом (подводный мир, лес, Африка, Север), экологическим «Лэпбуком» (в котором собран весь материал по экологии, это игры, иллюстрации, собери пазл, картотека наблюдений, мнемотаблицы, схемы). Так же мы создаем огород на окне, где выращиваем рожь, перец, томаты, огурцы, лук, цветы: бархотки, петунии, веселые ребята и др.

И так, личностный вклад в развитие образования и степень его новизны — в процессе работы созданы серии конспектов по развитию познавательного интереса в процессе ознакомления с природой. Разработаны методические рекомендации по использованию игровых и проблемных ситуаций, направленных на развитие детской познавательной и экспериментальной деятельности. Обобщила опыт работы по теме «Развитие познавательной деятельности посредством дидактических игр». Составлена картотека опытов и экспериментов по познавательному развитию. Созданы электронные образовательные ресурсы по познавательному развитию. Созданы интерактивных игр по познавательному развитию. Серия конспектов экскурсий. Подборка дидактических и развивающих игр по развитию познавательной активности с учетом экологизации. Полученным опытом работы по развитию исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельностьделилась с педагогами ДОО.

Литература:

1. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для В771 студ. высш. учеб. заведений / [И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова]; под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. — 3- изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 336 с.

2. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников. Текст //Журнал прикладной психологии. — 2003. — № 2. — 234 с.

3. Тельнова Ж. Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения.: дис. канд. пед. наук. Омск, 2007.

Задать вопрос