Введение дошкольников в мир экономики посредством театрализованных представлений | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (57) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 22.09.2022

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Шевцова, О. Е. Введение дошкольников в мир экономики посредством театрализованных представлений / О. Е. Шевцова, И. Н. Выставкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 9 (57). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/233/7600/ (дата обращения: 02.05.2024).



Статья посвящена интеграции экономического воспитания и речевого развития дошкольников. Разработана модель коллаборации воспитателей для достижения общей цели обучения дошкольников. Выдвинута гипотеза, которая в соответствии с научным методом, объясняет факты, фиксирующие эмпирическое знание о речевом и экономическом воспитании дошкольников.

Ключевые слова: экономика, речь, театрализованные представления, дошкольники, обучение.

Введение. Сохранение экономической независимости России, ее наращивание и создание научного экономического потенциала невозможно без массовой образовательной и экономической подготовки, без воспитания свободной личности, способной самостоятельно, ответственно принимать решения в личной и в общественной жизни.

Экономическое воспитание дошкольников — это предпосылки формирования финансовой грамотности, что является актуальным на сегодняшний день и на будущее личностное развитие, а также профессиональное становление подрастающего поколения.

Начиная с дошкольного возраста дети знакомятся с миром профессий, учатся воспринимать и ценить результат труда людей, у них формируются картина мира и представления о денежных отношениях. Задача воспитателя детского сада включает, в том числе, воспитывать уважение к людям, умеющим трудиться и зарабатывать деньги, формировать базисные качества экономической деятельности в группе детского сада — бережливость, экономность, трудолюбие и т. д.

Формирование представлений дошкольников об экономике через игру и театрализованные представления способствует развитию следующих умений, навыков и личностных качеств:

— понимать и ценить окружающий предметный мир (материальные потребности и их смысл);

— уважать людей, умеющих трудиться и зарабатывать деньги (духовные и социальные потребности);

— осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта» в зависимости от его «качества» (социальные и материальные потребности);

— признавать авторитетными такие качества человека как бережливость, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, сочувствие, меценатство, материальная взаимопомощь (духовная потребность);

— применять сформированные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Анализ научной литературы позволил выделить аспекты экономического воспитания в организациях дополнительного образования (Н. И. Городецкая, И. И. Зарецкая, В. А. Любкина, Т. А. Федоткина и др.).

В педагогической теории и практике большое внимание уделяется проблемам экономического образования и воспитания подрастающего поколения. Эту проблему отражают исследования В. Г. Афанасьева, Е. М. Беспаленко, Ю. К. Васильева, Н. Г. Гордиенко, В. С. Дудик, М. И. Ермоленко, К. Я. Кленог, Н. В. Лебедева, С. А. Малинина, А. А. Преснова, Г. А. Романовой, И. Г. Рябовой, М. Ю. Савченко, А. А. Саламатова, Б. П. Шемякина и др.

Галкина Л. Н. считает, что «…наиболее эффективное усвоение экономических представлений у дошкольников возможно при правильной организации познавательной деятельности детей» [2, с.5].

В связи с этим была сформулирована цель исследования — ознакомление дошкольников с миром экономики посредством театрализованных представлений.

Предмет исследования экономическое воспитание детей дошкольного возраста

Объект исследования — воспитательно-образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.

Гипотеза — введение дошкольников в мир экономики будет более успешным, если будут соблюдены коллаборативные принципы развития познавательных процессов.

Задачи:

— проанализировать научно-практическую литературу по экономическому воспитанию дошкольников;

— разработать модель интеграции образовательных областей «Развитие речи» и «Экономическое воспитание дошкольников».

Методы исследования и исследуемые. Исследование проходило в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 16» г. Воронежа. В целях эксперимента выбрана младшая группа. В качестве методов исследования использовались театрализованные игры; программы «Речевое развитие» и «Экономическое воспитание дошкольников».

Описание модели интеграции образовательных областей «Развитие речи» и «Экономическое воспитание дошкольников»

Модель интеграции образовательных областей «Развитие речи» и «Экономическое воспитание дошкольников» представляет собой систему коллаборации педагогов, направленную на речевое развитие и экономическое воспитание дошкольников. В модели указана цель, механизмы экономического воспитания. Центральным ядром является театрализованная деятельность. Эффективность модели определяют подходы: системно-деятельностный; личностно-ориентированный и коммуникативно-деятельностный.

Модель интеграции образовательных областей «Развитие речи» и «Экономическое воспитание дошкольников»

Рис. 1. Модель интеграции образовательных областей «Развитие речи» и «Экономическое воспитание дошкольников»

Подходы способствуют экономическому воспитанию, экономическим знаниям, умениям и навыкам.

Коллаборация образовательных областей «Речевое развитие» и «Экономическое воспитание» обеспечивают сформированность элементарных экономических представлений у дошкольников.

Таким образом, экономическое образование: способствует развитию экономического мышления у дошкольников, которое является процессом познания; формирует экономическую культуру через экономические знания, умения, навыки. Экономическая культура связана с экономическим воспитанием и формируется под влиянием семьи и детского сада; формирует у дошкольников представление об экономической жизни общества; обеспечивает формирование личностных качеств (трудолюбия, бережливости, деловитости, предприимчивости, организованности, инициативности, самостоятельности и др.).

Одним из важных моментов является формирование разумных экономических потребностей, умение соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения. Это вопрос является самым сложным в формировании элементарных экономических знаний у дошкольников.

Литература:

  1. Беспаленко, Е. М. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Воронеж, 2001. — 233 с.
  2. Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / Л. Н. Галкина. — Челябинск: Изд-во Челябинского. гос. пед. ун-та, 2015. — 89 с.

Ключевые слова

обучение, речь, экономика, дошкольники, театрализованные представления
Задать вопрос