Развитие цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (57) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 09.09.2022

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Куликанова, Е. В. Развитие цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста / Е. В. Куликанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 9 (57). — С. 5-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/233/7563/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье представлено поэтапное формирование цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста.

Ключевые слова: цветовосприятие, краски, сказки, изобразительное творчество, цвет.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунков, фантазии, творчества…

Н. Ветлугина

Изобразительное искусство — одно из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему пробудить его творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь ему осознать свое место и предназначение в этом прекрасном мире. Цвет окружает нас повсюду: в помещении, в одежде, в еде, в декоре, в природе. Он не только присутствует повсюду, но и влияет на нас. Цвет играет большую роль в жизни человека. С помощью выбранного цвета человек создает свое настроение.

Значение цветовосприятия в жизни дошкольников очень велико, так как оно создает основу для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания и воображения. Хорошо развитое цветовосприятие может проявиться позже у ребенка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. [2. c. 35].

Опыт созерцания красочного мира придает ребенку определенный эмоциональный оттенок. Он может наслаждаться разнообразием красок, любоваться ими. В результате расширяется его эстетическое восприятие, обогащается палитра изобразительных средств, с помощью которых он может более тонко выражать свои чувства и установки при создании образа. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что его нельзя определить тактильно, методом проб и ошибок, потому что цвет надо видеть. А это значит, что в основе цветовосприятия лежит зрительная ориентировка для точного распознавания цвета и присущих объектам цветовых нюансов.

Одной из первых особенностей мира, которую замечают дети, является цвет. Цвет является важным средством эмоционально-эстетического, художественно-образного выражения. Развитие чувства цвета у детей среднего дошкольного возраста осуществляется в процессе быта, непосредственной деятельности, различных игр, изобразительной деятельности. При обучении рисованию ребенок должен овладеть таким выразительным средством, как цвет. [1. c. 70].

Для решения задач с развитием цветового восприятия у детей, прежде всего, необходимо научить их различать и называть цвета и их оттенки в природе, окружающей жизни, искусстве, эмоционально реагировать на цвет, на его сочетания. Без этих начал невозможно обучение сознательному использованию цвета. Чтобы дети могли в полной мере использовать такой мощный визуальный инструмент, как цвет, я помогаю им узнать секреты образования оттенков цвета. Для этого я использую такие игровые упражнения, как «Цвета на прогулке», «Разноцветные ручейки», «Мое настроение», «Прятки с Капитошкой», «Радуга в воде». Игры с цветами должны быть веселыми, ненавязчивыми. Можно придумать множество других различных игровых приемов, чтобы познакомить детей с таким интересным и сложным явлением, как цвет. Я предлагаю детям отправится в длинное путешествие по «Разноцветным сказкам» [6. c. 8]. Но, чтобы попасть в первую сказку мы должны выполнить задание «Сложить изображения овощей, фруктов из кусочков цветного картона».

И попадаем в желтую сказку. Стимулируя творческие проявления детей после прочтения сказки, предлагаю нарисовать предметы, которые ассоциируются с желтым цветом. Представляя и воображая различные предметы, которые могли бы быть желтыми, дети рисовали репку, грушу, луковицу, солнышко.

Прежде чем отправиться в следующую сказку, предлагаю рассмотреть яблони с красными яблоками и догадаться в какую цветом сказку мы отправимся. Предлагаю отправиться в Красную сказку. После прочтения дети рисуют предметы красного цвета. В следующий раз мы оправляемся в «Синюю сказку» [6. c. 10]. После рассказанной сказки, дети представляют предметы синего цвета и рисуют их, побуждаю детей называть что они изобразили, какого цвета, какой формы. Изобразили дети морские волны, синий камушек, елочную игрушку, воздушные шарики.

Предлагаю, детям познакомиться с новой сказкой. А для этого отправимся на прогулку в лес. Представляем, что садимся на травку и слушаем Зеленую сказку [6. c. 13]. После прочтения сказки предлагаю вспомнить, а, чтобы хотели дети нарисовать зеленым цветом?

Чтобы отправиться в новое путешествие, организую с детьми игру «Снежинка». Проговариваю, что белая сказка не простая, волшебная [6. c. 15]. Волшебный белый снег совсем не холодный. После ознакомления с этой сказкой, дети нарисовали снег, облака, снеговика, белые цветы — ромашки.

Мы просматриваем картинку с разноцветной радугой, проговариваю, если мы правильно покажем фиолетовый цвет, то мы попадем в Фиолетовую сказку.

Прежде, чем попасть в оранжевую сказку, предлагаю детям вспомнить в каких мы уже побывали сказках [6. c. 18]. Чтобы отправиться в следующую сказку, раздаю разноцветные кружки и предлагаю послушать стихотворение, дети поднимают кружок того цвета, о котором говорится. Попадая в сказку, дети для себя представляли предметы оранжевого цвета. «Разноцветные сказки», в свою очередь подарили детям яркие образы, доставили им радость, помогли воспитанию художественного вкуса, формированию эстетических чувств: умения видеть прекрасное и ценить красоту.

Таким образом, опыт работы по развитию цветового восприятия у детей включал в себя усвоение ими цветовых образов — спектра, знаний о цветах, оттенках и способах их получения, обучение передаче цвета предметов на изображении. Опыт показал, что детям доступны сведения о последовательности спектральных тонов, о теплых и холодных участках спектра. Ребята овладевают умением получать более светлые и насыщенные оттенки цветов. Овладев этими знаниями и навыками, дети применяют их для создания красочных образов в собственных рисунках. Ребенок в жизни сталкивается с разнообразием форм, цветов и других свойств предметов, особенно игрушек и предметов быта. И, конечно же, каждый ребенок, даже без преднамеренного воспитания, все это так или иначе воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства со стороны взрослых, то оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Сознательное и намеренное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить всю гамму цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ.

Хорошо развитое восприятие цветов может впоследствии проявиться у ребенка в виде наблюдательности, его способности воспринимать особенности предметов и явлений.

Литература:

  1. Воробьева И., Гмошинская М. Развитие интереса к действиям с красками. Ж. Дошкольное воспитание. 2009г.
  2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности, 2010г.
  3. Кассия Сен — Клер. Тайная жизнь цвета. ООО «Издательство Эксмо», 2018г.
  4. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в изобразительном творчестве дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2007г.
  5. Ступеньки к творчеству (в соавт.). М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012г.
  6. Н. В. Нищева Разноцветные сказки, Издательство «Детство — Пресс», 2013г.
Задать вопрос