Дидактическое пособие «Кубики историй» — интерактивный метод экономического воспитания дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (56) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 02.09.2022

Статья просмотрена: 350 раз

Библиографическое описание:

Янкина, В. И. Дидактическое пособие «Кубики историй» — интерактивный метод экономического воспитания дошкольников / В. И. Янкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 8 (56). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/228/7552/ (дата обращения: 03.05.2024).



Современные дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами (у многих уже есть карманные деньги и копилки), различными видами рекламы, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, ориентируясь в акциях по цветным ценникам, и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.

Впервые экономическое воспитание в дошкольном периоде включил в свою программу материнской школы Ян Амос Коменский, родоначальник научной педагогики. В своей книге «Материнская школа» Коменский предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством. [2, с. 3]

Кандидаты педагогических наук Тамара Анатольевна Казимирская, Людмила Филипповна Самборенко считают, что направленность экономического воспитания должна пройти через все режимные моменты, через общение воспитателя с детьми, а также в работе с семьёй. Важно проводить эту работу последовательно, только в таком случае детский сад и семья смогут заложить основы для экономического воспитания ребенка, подготовить его к жизни. [1, с. 60]

Одно из интерактивных средств экономического воспитания, применяемое и семьёй, и педагогами в различных режимных моментах, — «Кубики историй».

«Кубики историй» — дидактическое пособие, основанное на технологии сторителлинг, что дословно переводится как рассказывание историй или искусство увлекательного рассказа. Разработана данная технология Дэвидом Армстронгом.

Для сочинения историй дошкольникам необходима наглядность, опора на картинки. Это могут быть схематические изображения, но все дети воспринимают абстракцию, поэтому лучше всего использовать «Кубики историй».

Изготовить «Кубики историй» просто: необходимо 9 цветных пластмассовых кубиков и тематические картинки. Для удобства работы на кубиках лучше всего сделать прозрачные кармашки, чтобы при необходимости можно было поменять картинки.

Начинать работу с «Кубиками историй» необходимо постепенно, чтобы дети не потеряли интерес из-за излишней сложности.

Сначала нужно определить тему и подобрать картинки. Например, картинки по теме «Профессии». Вместе с детьми нужно обсудить, какие картинки вы выберете. Можно распределить картинки на кубиках следующим образом: первый кубик — изображение человека определённой профессии (врач, полицейский, парикмахер, фермер и т. д.), второй кубик — его место работы, третий — орудия труда, четвёртый — профессиональная одежда, пятый — трудовые действия (лечит, стрижёт, следит за порядком), шестой — продукт/результат труда (красивая причёска, здоровый пациент), седьмой — личностные качества людей данной профессии (ответственный, внимательный, терпеливый, спокойный), восьмой — ваше отношение к профессии (интересная, увлекательная, опасная, скучная, мечтаю стать…, когда вырасту) и девятый кубик — кому необходима данная профессия (для понимания важности взаимосвязи многих профессий между собой). Лучше сразу не использовать все девять кубиков, а вводить их постепенно, в зависимости от возможностей дошкольников.

На данном этапе можно выбрать три цвета кубиков, которые потом, при составлении рассказов, будут подсказкой для детей (начало, середина и конец рассказа).

Порой сложно подобрать картинки к кубикам, поэтому использую игры для развития ассоциативного мышления. Вариантов игры много: подобрать ассоциации к слову (или картинке). Данную игру можно оформить в виде цветка: серединка (цветоложе) — картинка с изображением предмета, к которому нужно подобрать ассоциации; лепестки — ассоциации, предложенными дошкольниками. Дети старшего дошкольного возраста могут записать самостоятельно или с помощью педагога, а младшего — нарисовать или выбрать из «сундучка с картинками».

Играть в ассоциации можно с кубиками. Выбрать один кубик, какая картинка будет сверху, к той и подбираем ассоциации.

Когда кубики готовы, не стоит сразу все использовать в игре. Начните с трёх кубиков. Даже при таком небольшом количестве, возможны различные варианты. Если играет один ребёнок, то он бросает кубик с изображением профессий. Например, на верхней грани кубика изображён врач, значит на остальных кубиках дошкольник выбирает картинки, которые относятся к данной профессии, и составляет одно или несколько предложений. Например, врач работает в поликлинике, его профессиональная одежда — белый халат.

«Кубики историй» по теме «Профессии»

Рис. 1. «Кубики историй» по теме «Профессии»

Другой вариант, когда количество участников соответствует количеству кубиков, тогда каждый придумывает своё предложение, составляя рассказ. Постепенно количество кубиков увеличиваем до девяти.

Когда дошкольники составляют несколько предложений с опорой на кубики начинается следующий этап — составление рассказа. Здесь можно использовать цветовую подсказку, если на первом этапе мы определились цветовым обозначением кубиков.

На этом этапе можно усложнить задачу: рассказ о профессии составлять по картинкам, выпавшим на верхних гранях кубиков. Но некоторые картинки будут относиться к другим профессиям. Поэтому можно использовать игру «Что будет, если…», помогая придумать предложение с картинкой, не относящейся к данной профессии. Например, результат труда клоуна — хорошее настроение зрителей, смех, яркие эмоции, а не красивая причёска.

С помощью «Кубиков историй» можно не только рассказывать о профессиях, но и сочинять рекламу. Правда здесь мы используем меньшее количество кубиков (1 — товар, который рекламируем (красный кубик), жёлтые кубики: 2 — характеристика или описание (размер, форма, материал, цвет), 3 — качества/свойства (мягкий, нежный, ароматный, гибкий, прочный), 4 — назначение (для семьи, девочек, мальчиков), 5- производитель (в нашем городе, селе, стране), 6 — цена (скидка, подарок, бонус, акция до 1), зелёный кубик — 7 — действие(звони, приходи, действуй, напиши)).

Используя кубики историй, можно сочинять сказки и первым этапом работы будет знакомство со сказкой, как с жанром литературного произведения, выявление отличий от других жанров и определение её структуры (зачин, развитие действия, концовка). На этом же этапе вместе с воспитанниками необходимо продумать и подбирать подходящие картинки для кубиков. Желательно также продумать назначение каждого кубика (герой, место действия, помощник, волшебный предмет, задание, злой герой, превращение, испытание, концовка). Алгоритм работы такой же, только если воспитанники уже имеют опыт работы с кубиками второй этап — составление предложений — можно пропустить и перейти к сочинению сказок.

«Кубики историй» для сочинения сказок

Рис. 2. «Кубики историй» для сочинения сказок

Можно усложнять работу с «Кубиками историй», размещая на гранях знак вопроса, чтобы воспитанники проявляли творчество и инициативу, сами придумали, часть сюжета.

Кубики историй помогают формировать предпосылки финансовой грамотности, расширять представления о профессиях, рекламе, развивать и обогащать речь экономическими понятиями.

Литература:

  1. Бойко, C. Л. Отклики на статью А. Д. Шатовой «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание» / С. Л. Бойко, Р. П.Заводовская, С. А. Козлова, Г. М. Лямина, В. Л. Одинцова, Л.Г, Самборенко, С. В. Фурина // Дошкольное воспитание. — № 6. — 2002 — С. 59–62.
  2. Шатова А. Д., Аксёнова Ю. А. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. М.: Педагогическое общество России, 2005.
Задать вопрос