Игра в театр | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (56) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 01.09.2022

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Селитринникова, Л. Н. Игра в театр / Л. Н. Селитринникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 8 (56). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/228/7547/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор пытается ответить на вопросы, как театрализованная деятельность может воспитать и развить основные детские способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Ключевые слова: дети, театрализованная деятельность, игра, этюд.

Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа. Благодаря играм в театр дети знакомятся с миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, движения, погружение в театрализованную деятельность заставляет их анализировать и делать выводы. Безусловно, в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется интонационная выразительность. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляю его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» — утверждал Б. М. Теплов.

Например, во время драматизации «Сказки о глупом мышонке» Самуила Маршака дети очень тонко почувствовали главную мысль произведения. Они очень переживали за мышонка, но вместе с тем отметили, что он капризный и непослушный. Некоторые дети смогли увидеть себя в его образе.

Произведения для детей всегда имеют нравственный подтекст. Дети стремятся подражать любимым героям, что позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Так, при подготовке к драматизации сказки «Кот, петух, лиса» все дети хотели исполнять роль смелого и находчивого Кота.

Через театрализованные игры у детей появляется ощущение роли и возможностей, связанных с «проживанием» в ней (эмоции, чувства, ощущения). Внимание детей нацелено на возможно больший охват проигрываемых разноплановых ролей.

В театрализованных играх с каждым разом полнее раскрывается творческая индивидуальность каждого ребенка. Дети все большее внимание заостряют на качестве исполняемой роли. Необходимо использовать это и предлагать детям роли на выбор. Возможным становится творческий подход к исполнению их желаний: они «меняются» уже сыгранными ролями, поэтому целесообразно привлекать детей к созданию элементов декораций, бутафории, сочинению продолжения историй. В коллективе, по мнению А. П. Усовой, наряду с разыгрываемыми по ходу драматизации отношениями складываются реальные отношения между детьми, которые сплачивают коллектив [4]. Общее дело, т. е. подготовка и проведение драматизации, позволяет укрепить чувство товарищества, привязанности друг к другу, одновременно развивая и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Драматизируя сказку В. Сутеев «Под грибом», дети учатся действовать сообща, помогать и защищать друг друга.

Использование этюдов помогает детям в овладении навыками управления своими эмоциями. В таких упражнениях ребенок тренируется точно выражать и переживать свои чувства, а также чувства, эмоции, действия, отношения других детей, сказочных персонажей, учится сопереживать.

Например, при проведении этюда «Котята» (М. И. Чистякова «Психогимнастика»), воспитатель читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака:

Два маленьких котенка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят…

Дети, послушав песенку, по очереди показывают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят. Затем разыгрывают всю сценку полностью

Одним из направлений работы по развитию у дошкольников театрально — игровой деятельности является развитие способности к образному перевоплощению и образно-пластическому творчеству [1].

Данный вид творчества, будучи действенной формой воссоздания образов ребенком посредствам собственного тела, отвечает двигательной природе детского воображения, т. е. является оптимальным для его развития.

В ходе выполнения упражнений под музыку дети ориентируются на ее характер в плане общего соотнесения с ним характера пластического образа; это помогает углублению образного переживания, активизации выразительных явлений.

Это направление хорошо разработано в разделе «Выразительное движение» образовательной программы «Развитие» [2]. Главные направления работы развития эмоционально — пластического взаимодействия и способности к образному перевоплощению здесь решаются поэтапно.

Этапы их освоения — от простейших к более сложным — определяют основную «стратегическую линию» развития и обучения детей в течение года. Так, сначала осваиваются способы образно — пластического взаимодействия, когда партнеры располагаются друг с другом, стоя на месте (например, при имитации «починка игрушки»). Еще более сложным является «рисунок» взаимодействия, когда один партнер приближается к другому, а тот от первого отодвигается, удаляется, чтобы сохранить и даже увеличить дистанцию («кошка преследует птичку»).

Задача изображения конфликтных взаимоотношений разнохарактерных персонажей требует освоения детьми способов условного («сценического») взаимодействия. Сложность заключается в двойственности позиций «артиста»: необходимости одновременно действовать и как персонаж, «конфликтующий» со своим антагонистом, и как партнер, помогающий вести общую игру. Эта двойственность формируется для детей как особое «правило игры» (например, «преследовать, не догоняя» или «вырываться», позволяя себя похитить»). В соответствующих упражнениях и «сценок» дошкольники пытаются следовать этому «правилу» (более или менее успешно). Освоение подобных игровых содержаний становится возможным благодаря развивающейся у детей в среднем дошкольном возрасте способности «разводить» игровое и реальное пространства.

Благодаря работе в этом направлении к концу дошкольного возраста оказывается возможным подводить детей к тому, чтобы они (в сотворчестве друг с другом и при некотором руководстве педагога) могли придумывать и выразительно показывать театрализованные представления по сюжетам сказок.

Безусловно, что в развитии театрально — игровой деятельности огромную роль играет воспитатель, поэтому театрализованные занятия должны выполнять познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем мере не сводиться только к подготовке выступлений.

Совместная творческая деятельность детей и взрослых (включая родителей) позволяет преодолеть традиционные подходы к режиму жизни дошкольного образовательного учреждения, которому присущи зарегламентированность и искусственная изоляция детей разного возраста. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом сообщества. Подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, т. к. взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Именно в общем спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважения к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Литература:

  1. Горшкова Е. В. Развитие выразительных движений у дошкольников: учебное пособие. — М.: НП «Авторский Клуб», 2018.
  2. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» /Под ред. Булычевой А. И. — М: НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016 г.
  3. Теплов Б. М. Психология. М., 1951.
  4. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. — М.: Просвещение, 1976.
  5. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
Задать вопрос