Раннее образование дошкольников в области физики: опыт работы | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (56) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 27.08.2022

Статья просмотрена: 261 раз

Библиографическое описание:

Полянская, И. Ю. Раннее образование дошкольников в области физики: опыт работы / И. Ю. Полянская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 8 (56). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/228/7544/ (дата обращения: 05.05.2024).



Дошкольники часто задают взрослым неудобные вопросы: «Почему скользят коньки?»; «Почему сосульки всегда растут вниз?», «Как получается радуга?» и др. Подобные вопросы подталкивают и малышей, и взрослых к разговору о физических явлениях. Но возможно ли это в дошкольном возрасте? И что об этом говорят исследователи?

Кристи ван Марл, доцент психологических наук в Университете Миссури полагает, «что дети рождаются уже с некоторыми ожиданиями относительно объектов, находящихся вокруг них, несмотря на то, что получаемые знания являются навыком, которому их не учат» [1].

Профессор В. Э. Фтенакис, автор пособия «Техническое образование в дошкольном возрасте» (пособие входит в состав модульной программы дошкольного образования «Вдохновение» под редакцией В. К. Загвоздкина и И. Е. Федосовой), вводит термин «интуитивная физика» [2, c.57]. Автор предполагает, что дети обладают интуитивными представлениями о физических явлениях. К таким относятся, в том числе, и знания о свойствах физических объектов, помогающие ориентироваться в окружающем мире. Например, мы считаем естественным, что предмет, если его уронить, всегда падает вниз, мяч отскакивает от пола, вода проходит сквозь материал и др. Это врожденное понимание детьми «физических» знаний только растет по мере изучения ребенком окружающей среды и по мере активного взаимодействия с миром.

С целью популяризации естественнонаучных знаний среди дошкольников в МБДОУ «Детский сад № 269» г.о. Самара был разработан проект «Наука 0+». Это попытка коллектива ДОУ рассказать старшим ребятам о физических явлениях доступно, наглядно, интересно и деятельности. Опыт показывает, что это возможно сделать, соблюдая следующие условия.

  1. Выбирать для изучения посильные детям и наглядные физические (природные, наблюдаемые) явления по темам: «Воздух», «Вода», «Силы в равновесии», «Свет», «Магнетизм»
  2. Знакомить дошкольников с физическими явлениями через естественные для ребенка виды деятельности — экспериментирование и игру

Изучение природного (физического) явления должно сопровождаться обязательным специально организованным и самостоятельным экспериментированием. Для этого в работе с дошкольниками мы используем модули программы Т. В. Волосовец, С. А. Аверина, В. А. Марковой «STEM-образование детей дошкольного возраста», соединяющие детское исследование, игру и научное знание.

  1. Изучать физические явления в быту, на уровне предсказуемости поведения предметов и явлений.

Мы предлагаем обращать внимание детей на физические природные явления, окружающие ребенка, в повседневной жизни, познавать мир на уровне чувственного опыта, предсказуемости и повторяемости поведения предметов и явлений в их статике и динамике, без серьезного теоретического обобщения. Например, организуя игру по поиску центра тяжести у предмета, мы можем называть этот термин, но не настаивать на его запоминании. Больший акцент следует сделать на правильное выполнение детьми заданий, самостоятельное повторение игры или эксперимента.

  1. Соблюдать принцип соконструирования при изучении физических явлений [2, c. 17].

Мы исходим из положения, что ребенок уже обладает богатыми ресурсами и компетентностями и стремится к открытию мира в диалоге с другими людьми. Соконструирование появляется, когда дети вовлекаются в процесс принятия решений по изучению физических явлений как активные и самостоятельные личности.

  1. Дополнять эксперименты конструированием динамических игрушек на основе изучаемых физических явлений

Исследование физического явления закрепляется конструированием поделки, иллюстрирующей изучаемое явление. В самой поделке в процессе ее изготовления и игры с ней интегрируются все знания ребенка, а физика естественно вливается в жизнь ребенка. Например, изучая способность воздуха перемещать предметы, веселые опыты с воздухом сопровождаем изготовлением кораблей с парусом из разных материалов.

  1. Иллюстрировать, как человек использует физические явления в различных механизмах

Например, силу воды и ветра можно увидеть в работе мельниц, гидроэлектростанций, бытовых приборах (фен, пылесос и др.), при движении парусников и т. д.

Каких результатов мы ожидаем?

Результат — интерес, активность ребенка в исследовании мира физических явлений.

Физика для малышей — это прежде всего создание условий для ненавязчивого и интересного наблюдения за миром вокруг нас.

Для приобщения дошкольников к естественнонаучным знаниям мы создали в каждой группе переносные мини-лаборатории по темам: « Вода». «Воздух», «Свет», «Силы в равновесии», «Наклонные плоскости». Рассмотрим деятельность с детьми по изучению физических явлений на примере блока «Воздух».

Эксперименты и поделки для конструирования выбирались с точки зрения возможности проиллюстрировать с их помощью физические явления, которые лежат в основе каких-либо механизмов, технических устройств, придуманных человеком. Например, при изучении темы «Воздух» пробуем поймать и его увидеть, подвинуть или поднять вверх предметы с его помощью воздуха; размышляем, почему разные предметы с одинаковой высоты падают быстрее или медленнее, и что тормозит их падение; наблюдаем за полетом пушинок, семян растений и птиц. Разработанные педагогами карточки подходят для самостоятельного и коллективного экспериментирования.

Знакомим детей со следующими техническими устройствами: вентилятором, феном, парашютом, самолетом и крылом, беседуем о том, почему самолет в полете не машет крыльями и зачем ему хвост.

Для конструирования подобраны поделки:

– ракета, машинка, которая движется струей воздуха, выталкиваемой из шарика;

– парашют;

– змейка;

– игра «Рыбки»;

– самолетик и другие.

Видоизменяя наши постройки, играем с ними. Например, сконструировав самолетик, можно с помощью карандаша подкручивать краешки его крыла вверх или вниз и наблюдать, как изменяется полет самолетика. Все представленные игрушки просты для исполнения и иллюстрируют свойства воздуха.

Одной из форм работы по ознакомлению дошкольников с физическими явлениями является организация Дня технического творчества. В мероприятии участвует весь детский сад, у ребенка есть возможность выбора деятельности: в 1 половине дня — это тематическое экспериментирование (в том числе и с родителями), 2 половина дня — конструктивная деятельность (с педагогом, с родителями, в команде) и игры с поделками.

Организация метеоплощадки позволяет систематизировать наблюдения старших дошкольников за природными явлениями, увидеть их изменение в зависимости от сезона.

Таким образом, привлекая внимание детей к физическим (природным) явлениям, мы ненавязчиво формируем у них научную картину мира, которая станет хорошей базой для дальнейшего осознанного познания мира.

Литература:

  1. http://wiki.ru/sites/psikhologiya/id-news-201678.html
  2. Техническое образование в дошкольном возраст» под ред. В.Э. Фтенакиса, М., Национальное образование, 2018 г., с.57
Задать вопрос