Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и родителями в развитии вокальных навыков у дошкольников через применение игровых технологий | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кривобородько, О. С. Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и родителями в развитии вокальных навыков у дошкольников через применение игровых технологий / О. С. Кривобородько, А. В. Дрожжинова, А. Г. Стешенко, Е. В. Доровская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 8 (56). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/228/7523/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье указываются коллаборативные связи педагогов дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников в вопросах развития вокальных навыков у дошкольников. Система деятельности представлена моделью, включающей игровые технологии, формы, методы, средства, способствующие выявлению талантливых детей и служащие инструментом общего развития.

Ключевые слова: дошкольники, вокальные навыки, модель, коллаборация, игровые технологии.

Введение. Актуальность исследования доказывается требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где сказано: «…художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей…» [4].

В связи с этим образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и реализуются на основе индивидуального подхода.

Также в последнее время в детских садах активно проводится ранее профессиональное ориентирование, одним из задач которого является выявление способностей и задатков детей с последующим их развитием. Изучение научной и научно-практической литературы позволило вывести некоторые закономерности в трудах ученых. Формированию вокальных и вокально-хоровых навыков у дошкольников уделяли внимание многие ученые и практики педагогики. К примеру, О. А. Зюзина разработала и внедрила в образовательный процесс модель формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции художественных видов деятельности и доказала ее эффективность [1].

Китайским ученым Яньтао Цуй выявлены закономерности формирования вокальных навыков в зависимости от физиологического строения ребенка и его голосового аппарата [3].

А. Н. Лариным раскрыто содержание вокальных умений у дошкольников: звукообразование, вокальное дыхание, артикуляция, слуховой контроль, мышечная координация, четкость произношения, голосовая саморегуляция и др., которое зависит от художественно-творческих способностей, возрастных и индивидуальных особенностей [2].

Необходимо отметить значимость для нашего исследования трудов известных ученых, раскрывающих особенности психологического и личностного развития при обучении пению (Б. В. Асафьев, Г. С. Абрамова, В. А. Багадуров, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. Г. Дмитриев, И. Ю. Кулагина, Н. С. Лейтес, А. Н. Леонтьев, Д. Е. Огороднов, Г. Г. Тенюкова, А. В. Юдин и др.).

Актуальность проблемы развития вокальных навыков у дошкольников позволила определить тему исследования и ее цель , которая заключается во взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и родителями в развитии вокальных навыков у дошкольников через применение игровых технологий.

Объект исследования : вокальная подготовка дошкольников в условиях реализации игровых технологий.

Предмет исследования : развитие вокальных навыков дошкольников в условиях коллаборации педагогов и родителей.

Задачи исследования : разработать модель развития вокальных навыков у дошкольников через применение игровых технологий; реализовать модель в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 110» города Воронежа; провести анализ эффективности модели на основе сравнения вокальных навыков в начале реализации модели и по окончании учебного года.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 110» города Воронежа. В качестве методов мониторинга использовались музыкальные игры «Веселые лягушата», «По тропинке в лес пойдем…», логоритмики «Зайчишка», «Курочка и петушок», хоровая плясовая «Матрешки».

Поставленные перед родителями и педагогами задачи в процессе занятий постепенно усложнялись в соответствии с индивидуальными вокальными характеристиками и с учетом возраста. Для детей были подобранные упражнения, направленные на увеличение силы звука, на тренировку вдоха и выдоха, для организации гортани, глотки, языка, на артикуляцию и качественное произношение текста.

Вокальные навыки дошкольников оценивались по следующим критериям: свобода звуковедения, свобода артикуляции, ровность дыхания, чистота интонации, владение игровыми навыками в музыкальной игре.

Разработанная модель развития вокальных навыков у дошкольников через применение игровых технологий в системе отражает: игровые технологии; методы развития вокальных навыков; приемы развития слуха и голоса.

Модель развития вокальных навыков у дошкольников через применение игровых технологий

Рис. 1. Модель развития вокальных навыков у дошкольников через применение игровых технологий

Мониторинг вокальных данных показал следующие результаты: формирование навыка синхронизации певческих и танцевальных умений во время игровой и музыкальной деятельности повышает эффективность процесса обучения вокалу; работа над выразительностью вокального звучания является самой трудоемкой и требует занятий с воспитателями в рамках программы «Речевое развитие»; дошкольники экспериментальных групп имеют более высокие результаты прогресса по всем оценочным параметрам вокальных навыков.

Анализируя результаты данных двукратного мониторинга, становится очевидно, что более высоких результатов в вокале достигли дошкольники, занимающиеся по дополнительной программе, сочетающей игры и музыкальное творчество. Участие родителей позволило усилить работу над звуками, дыханием и произношением окончаний слов, что важно и для речевого развития. Вокальные данные некоторых детей достигли высоких результатов в совокупности способностей к пению, тембра голоса и слуха.

Литература:

  1. Зюзина, Ольга Афанасьевна. Формирование вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции художественных видов деятельности. Дисс…к.пед.наук. Челябинск, 2015, — 288 с.
  2. Ларин А. Н. Формирование вокальных умений у детей в процессе изучения музыкального фольклора: диссертация... кандидата педагогических наук. — Москва, 2009.- 203 с.
  3. Цуй, Яньтао. Формирование грамотных вокальных навыков как фактор воспитательного воздействия на подрастающее поколение// «Инновации и традиции в сфере культуры, искусства и образования»: сборник материалов научно-практической конференции. Выпуск 1. /Я. Цуй, Л. И. Уколова — 2017, издательство «Перо». — С 342–349.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
Задать вопрос