Проект «Безопасное колесо» для детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (56) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 07.07.2022

Статья просмотрена: 150 раз

Библиографическое описание:

Шестак, О. Г. Проект «Безопасное колесо» для детей старшего дошкольного возраста / О. Г. Шестак. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 8 (56). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/228/7485/ (дата обращения: 27.04.2024).



Проект «Безопасное колесо» ориентирован на решение проблемы по предупреждению и снижению детского дорожно-транспортного травматизма, а также подготовку юных «райдеров» к безопасному движению на дороге.

Ключевой концепцией проекта является осуществление педагогической идеи формирования у детей сознательного отношения к правилам дорожного движения, которые должны стать нормой поведения каждого человека.

C:\Users\Садик6\Desktop\Безопасное колесо сент, 2021\фото и видео ПДД 31.05. 2022\Ю Общая Класс .jpg

Актуальность

В настоящее время самокат стал современным трендом. Катание доставляет радость детям и взрослым. Самокат и велосипед для ребёнка — не просто детский транспорт, это средства оздоровления и гармоничного развития.

Включение обучения катанию на самокате и велосипеде в режим прогулки в ДОУ предоставляет уникальные возможности для физического развития ребёнка: обогащать разнообразие физических нагрузок, осваивать основные движения, контролировать и управлять своими действиями.

Однако, катающийся на самокате или велосипеде ребёнок становится участником дорожного движения, даже если он катается во дворе своего дома.

У детей зачастую отсутствует защитная реакция на дорожную обстановку, они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, ее скорость.

Иногда опасность состоит в том, что у ребёнка нет твёрдых практических навыков вождения, чтобы вовремя свернуть, притормозить, объехать, остановиться. Катание на самокате предполагает лавирование между людьми, деревьями, столбами и другими препятствиями, поэтому очень важно научить контролировать скорость и, главное, соблюдать правила дорожного движения.

Таким образом, актуальность проекта обусловлена повышенным интересом детей и взрослых к использованию самоката, его несомненной пользой для развития ребёнка, и, вместе с тем, необходимостью подготовки юных «райдеров» к условиям улицы — безопасному поведению на дороге.

К тому же, обучение детей правилам дорожного движения (ПДД) обосновано ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.

Цель проекта: формирование навыковбезопасного поведения на дороге при обучении дошкольников катанию на самокате.

Задачи проекта.

— создание условий для обучения детей катанию на самокате (велосипеде) на улице;

— учить и совершенствовать основные приемы катания, торможения, маневрирования на самокате;

— учить элементам фигурного вождения на самокате и велосипеде;

— знакомить с правилами дорожного движения, формировать навык и привычку безопасного поведения на улице;

— развивать ловкость, выносливость, координацию движений и динамическое равновесие, ориентировку в пространстве, внимание, быстроту реакций (умение действовать на скорости);

— воспитывать активность и дисциплинированность в самостоятельной двигательной деятельности;

— формировать культуру поведения водителя и пешехода;

— популяризировать самокат и велосипед как доступные средства для занятий физкультурой и спортом;

— приобщать дошкольников к активному и здоровому образу жизни.

Участники проекта:

— дети подготовительных к школе групп;

— инструктор по физической культуре, воспитатели, медицинская сестра;

— родители;

— администрация ДОУ.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (01 июня — 30 сентября).

Место проведения: территория детского сада (спортивная площадка, участок асфальтированной дороги с горизонтальной разметкой).

Ожидаемый результат проекта:

— повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах детской безопасности;

— умение самостоятельного использования в двигательной активности и уверенного катания детей на самокате, а некоторых детей — на велосипеде;

— сформированность привычки безопасного катания на улице (для себя и окружающих);

— привлечение внимания всего детского сада (детей, педагогов других групп, родителей) к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах;

— организация совместной деятельности с работниками ГИБДД (пригласить инспектора).

Оборудование и материалы:

— спортивная площадка;

— зона асфальтированной дороги с горизонтальной разметкой разделительных полос, кругового движения, стоплиний, пешеходного перехода, обозначенными местами для остановки и стоянки;

— зона для соревнований и фигурного вождения с нарисованными мелом «восьмёрками», полосами, и т. д.;

— зона «парковки»,

— дорожные знаки;

— самокаты, велосипеды;

— средства защиты (шлемы, наколенники);

— стойки и конусы.

— методические материалы для педагогов, родителей и детей.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап

— сбор материала, создание информационной базы об обучении детей катанию на самокате;

— создание информационной базы безопасному поведению на дороге;

— приобретение самокатов и средств защиты;

— зонирование участка детского сада:

а) выбор участка асфальтированной дороги и нанесение краской горизонтальной разметки (разделительные полосы, круговое движение, стоплинии, пешеходный переход, места для остановки и стоянки);

б) выбор участка для зоны соревнований и фигурного вождения (где можно мелом наносить «восьмёрки», полосы, обозначать движение «змейкой» и т. д.;

в) выбор зоны «парковки»;

— комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинским работником ДОУ;

— подбор упражнений для освоения техники катания;

— планирование соревнований и праздников;

— организация родителей для подготовки к обучению детей катанию на самокате;

— регулировка рулевых стоек, проверка самокатов.

2. Основной

— инструктаж детей по предупреждению травматизма

— беседы: «Безопасность на дороге», «Транспорт в нашей жизни», «Знаки дорожные помни всегда»; и др.

— обучение детей катанию на самокате: прежде всего, упражнения в движении и развитии первичных навыков водителей (равновесие, дистанцирование, глазомер, ловкость, учимся двигаться, кататься, упражняемся в вождении);

— упражнения в фигурном вождении на самокате и велосипеде (тех детей, у которых есть велосипед) — по узкой дорожке, зигзагом, «змейкой», «восьмёркой», с препятствиями.

— изучение горизонтальной дорожной разметки;

— катание на самокате и велосипеде по асфальтированной дороге с дорожной разметкой по ПДД: двустороннее движение, круговое движение, стоп-линии, места остановки транспорта;

— подвижные игры по ПДД: «Красный, желтый, зеленый», «Стоп», «Светофор», «Запрещается — разрешается», «Регулировщик», «Умелый пешеход», «Лучший пешеход», «Сигналы светофора», «Автомобили и велосипедист», «Дорожные знаки и автомобили», «Водители и пешеходы». и другие.

— соревнования, эстафеты на самокатах: «Кто быстрее», «По узкой дорожке»; «Слалом», «Райдеры», и др.

— конкурсы фигурного вождения самокатеров и велосипедистов: «Лучший самокатер», «Лучший велосипедист».

— физкультурные развлечения, досуг, весёлые старты: «Быстрее ветра», «Тише едешь — дальше будешь», «Самокат чтоб стал катать — научись им управлять».

— фото- и видеоотчеты для родителей.

3. Заключительный

— Физкультурный праздник «Путешествие в Скейт-парк» в Неделю безопасности на Камчатке

— диагностика освоения детьми техники катания на самокате и велосипеде и безопасного поведения на улице в результате проектной деятельности.

Результат:

— активизация педагогов и родителей в решении задач здоровья и безопасности детей;

— популяризация самоката и велосипеда для здорового образа жизни, привлечение детей к занятиям физкультурой и спортом;

— повышение у воспитанников уровня сформированности базы знаний, практических навыков катания на самокате (велосипеде), и безопасного поведения на улице;

— повышение уровня самостоятельности, инициативности, культуры ребёнка — участника дорожного движения;

— проведение соревнований (конкурсов и эстафет) на самокатах; показательных выступлений — «экзаменов» по фигурному вождению а велосипедах, развлечений и праздников по ПДД на самокатах и велосипедах.

— получение положительных эмоций при катании на самокате и велосипеде;

— повышение педагогического мастерства и родительских компетенций в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей.

— разработка памятки по предупреждению детского травматизма;

— разработка диагностической карты Проекта (освоения детьми техники катания на самокате и велосипеде, и безопасного поведения на улице) на основе задач Проекта, Программы ДО, и методических разработок ГИБДД;

— обмен опытом по организации и реализации проекта;

— информационное освещение проекта.

Перспективы развития проекта:

— дальнейшее совершенствование проекта;

— возможность ежегодного проведения данного вида деятельности для старших дошкольников;

— привлечение сотрудников ГИБДД к просветительской и методической деятельности, также для участия в мероприятиях по ПДД на самокатах и велосипедах;

— вовлечение родителей в проектную деятельность в большей степени, чем в условиях пандемии (участие в мероприятиях и подготовке к ним).

Литература:

  1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. Э. Дорофеевой.- М.: Мозаика — Синтез, 2020. — 368с.
  2. Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду.- книга для воспитателя детского сада — М.: Просвещение, 1992г.- 160с.
  3. Минниханов Р. Н., Мустафин Д. М. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах: учебное пособие. — Издание ГУ «НЦ БЖД», 2008. — 228с.
  4. Мустафин Д. М. Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного движения на дорогах: Сборник конспектов занятий. Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2009. — 240 с.
  5. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2006. — 368 с.
  6. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5–8 лет. Москва 2009 г. — 73 стр.
  7. Информационные ресурсы сети Интернет: maam.ru; КиберПедия, infourok, и др.
Задать вопрос