Проект «Мы наследники Победы» для детей 6–7 лет | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (54) июнь 2022 г.

Дата публикации: 04.06.2022

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Бурцева, С. Е. Проект «Мы наследники Победы» для детей 6–7 лет / С. Е. Бурцева, Т. М. Смирнова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 6 (54). — С. 34-38. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/226/7410/ (дата обращения: 02.05.2024).



Основная идея и актуальность:

Чем больше времени проходит после Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, тем сложнее рассказать подрастающему поколению о ней. А дошкольников знакомить с этой темой еще сложнее. К сожалению, с каждым днём, утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев войны, работников тыла, тех, кто помнит и может рассказать детям, о войне, о героях — защитниках Родины, о вооружении тех лет, о том, как протекала жизнь в тылу и много другое, что бережно хранилось раньше в семьях и передавалось от дедушек и бабушек — внукам и правнукам. Поэтому мы решили разными методами «погружать» детей в атмосферу тех лет. Для этого мы задумали с детьми большой проект «Мы наследники Победы». Название выбрано не случайно, ведь именно для наших детей, для их счастливого детства сражались их прадеды на фронтах войны и именно им придется хранить память о них. Наш проект мы разделили на несколько направлений.

  1. Мы сделали выставку книг о войне и регулярно читали их детям.
  2. Вместе с детьми склеили модели военной техники, участвующей в Великой Отечественной войне, а потом «открыли» мини-музей макетов военной техники.
  3. Подобрали песни военных лет и прослушивали их с детьми.
  4. Одним из интересных элементов проекта стал альбом фотографий и документов военных лет. Эти фотографии прадедов, хранившиеся в семьях и фотографии военных корреспондентов.
  5. Еще осенью, мы решили высадили луковицы тюльпанов, для того чтобы она расцвели к празднику, Дню победы и дети смогли возложить их к памятнику погибшем воинам. Каждый ребенок высадил свой тюльпан. Сорт подобрали с символическим названием «Слава». Дети самостоятельно высаживали, ухаживали за тюльпанами, поливали, пропалывали. В День победы тюльпаны срезали, чтобы возложить их к мемориалу в парке «Грачевка» Защитникам Москвы.

Цель:

Создать условия для обогащения детей знаниями о Великой Отечественной войне.

Расширять знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день. Приобщить детей к семейным ценностям, к историям их семей.

Задачи :

Образовательные:

  1. Познакомить детям с причинами начала войны.
  2. Познакомить детей с понятиями «война», «фронт», «тыл», «ветераны», «победа»;
  3. Познакомить детей с тем, как жила страна в эти годы
  4. Расширять знания детей о Великой Отечественной войне, основных сражениях.
  5. Приобщать детей к семейным ценностям, истории своей семьи.

Развивающие:

  1. Развивать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
  2. Развивать у детей интерес к героической истории своей страны
  3. Развивать память, мышление, любознательность.
  4. Развивать у детей умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (Моделирование, изобразительная деятельность и т. д.).

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей чувства патриотизма, любви к своей Родине, ее истории
  2. Воспитывать эмоциональную заинтересованность;
  3. Побуждать детей к совместной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой и игровой деятельности;
  4. Воспитывать желание быть такими же смелыми, отважными и благородными как воины-защитники;
  5. Воспитывать в детях уважительное отношение к старшему поколению, бережное отношение к семейным фотографиям и наградам.
  6. Вовлекать родителей в познавательный диалог с детьми посредством совместного поиска информации.

Ресурсное обеспечение:

— Ноутбук,

— Магнитофон,

— CD-диски с записью песен военных лет, в исполнении известных певцов, записью писем с фронта, в исполнении известных актеров.

— Фотоаппарат.

— Материалы для изготовления альбома «Мы наследники Победы» (Бумага разных видов, картон, краски «Гуашь», кисти синтетика и колонок, ножницы, клей, фотографии военных лет, письма, документы из семейных архивов, фотографии медалей, фотографии детей при посещении памятных мест города Москвы.

— Сборные модели военной техники 1941–1945 годов, клей для моделей, подставки для моделей.

— Набор репродукций картин «Битвы Великой Отечественной войны». Наборы открыток, посвященных Дню победы.

— Книги о войне Е. Благинина «Почему ты шинель бережешь?», В. Козлов «Пашкин Самолет», Е Воробьев Незабудка, Т Белозеров «Вечный огонь», Ю Яковлев «Как Сережка на войну ходил», Ю Стрехнин «Город отважных», А Жариков «Юнибат Иванов», Н. Тороповский «Огненная баллада», А Алексеев «Сто рассказов о войне», «Рассказы о Великой Отечественной войне», «Рассказы о полководцах», «Рассказы о маршале Жукове», «Московская битва», «Подвиг Ленинграда», «Брестская крепость», «Взятие Берлина», «Оборона Севастополя. Сражение за Кавказ», «Победа под Курском. Изгнание фашистов», «Салют победителям»

— Серия книг «Пионеры-герои», Серия книг «Лучшие стихи о войне», Сборник Стихи и песни о войне. Аркадий Гайдар» Сказка о Мальчише-Кибальчише. А.Митяев «Почему армия родная» Ю Яковлев «Девочки с Васильевского острова», А Митяев «Землянка»

— Тюльпаны сорта «Слава», совочки для посадки, грабельки для рыхления, лейки.

Ожидаемые результаты:

Дети научатся, бережно относится к героической истории своей страны, чтить память погибших и уважать старшее поколение, подарившее всем народам мир. Получат новые знания о Великой Отечественной войне, о том, как сражались на фронте их прадеды и как в это время жили, работали для фронта, люди в тылу.

Дети расширят и обогатят свой словарный запас, познакомятся с художественной литературой и музыкальными произведениями, песнями военных лет.

Научатся выращивать тюльпаны, сажать, ухаживать за ними.

Мы считаем, что этот детско-взрослый проект благотворно отразится на развитии познавательных и коммуникативных способностей детей, их умениях выбирать и использовать нужную информацию, планировать свою деятельность. Также проект поможет сплотить детей, сформировать детскую общность.

Мы считаем, что активное участие в проекте должны принять родители, посетить с детьми памятные места города Москвы. Разыскать семейные реликвии, письма, фотографии военных лет, бабушек и дедушек в эти годы и приобщить внуков к семейным ценностям.

Методы и средства реализации

Образовательные области

Совместная деятельность детей и воспитателей

Совместная деятельность детей и родителей

Самостоятельная деятельность детей

Социально-коммуникативное развитие

Беседа с детьми: «Как и почему началась Вторая мировая война». Беседа с детьми: «Объявление войны и начало войны в нашей стране, как это было».

Прослушивание «Обращения Ю. Б. Левитана к гражданам страны с информацией о начале войны 22 июня 1941 года»

Беседа с детьми «Почему война — это страшно?»

Консультации для родителей: «Как рассказать нашим детям об этой Великой войне»

«Семейные реликвии, ордена и медали, письма и фото прадедов, семейные рассказы о героях, с этим наследим необходимо познакомить детей».

Рассматривание в книжном уголке книг о войне, картин, иллюстраций, сборников стихотворений разных авторов о войне.

Совместные игры с наборами солдатиков «Солдаты в бою» «Военная техника 1941–1945 годов»

Познавательное развитие

НОД

«Что мы Родиной зовем»

«Государственные символы России сейчас и во время войны» Георгиевская ленточка — символ победы»

«Кто такие защитники Отечества»

«Разные рода войск»

«Военная техника»

«Защита Брестской крепости»

«Битва под Москвой»

«Блокада Ленинграда»

«Сталинградская битва»

«Курская дуга»

«Взятие Берлина»

Сенсорное развитие в процессе работы с различными материалами. (Сборка моделей техники для мини — музея)

«Тюльпаны — луковичные растения»

«Как и когда сажать тюльпаны»

«Как ухаживать за тюльпанами»

Посещение родителями вместе с детьми музея «Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе»

«Центрального музея Вооруженных сил в Москве»

«Государственного музея обороны Москвы»

Музейно-мемориального комплекса «История танка Т–34»

Посещение памятников в Москве

«Могила неизвестного солдата»

«Мемориального комплекса «Площадь мужества в Измайловском парке»

«Ежи в Химках»

«Памятник на братской могиле защитникам Москвы в парке Грачевка»

Дидактические игры:

Настольно-печатная игра «Морской бой»

«Военная форма — рода войск»

Речевое развитие

Чтение книг:

Книги о войне Е. Благинина «Почему ты шинель бережешь?», В. Козлов «Пашкин Самолет», Е Воробьев Незабудка, Т Белозеров «Вечный огонь», Ю Яковлев «Как Сережка на войну ходил», Ю Стрехнин «Город отважных», А Жариков «Юнибат Иванов», Н. Тороповский «Огненная баллада», А Алексеев «Сто рассказов о войне», «Рассказы о Великой Отечественной войне», «Рассказы о полководцах», «Салют победителям»

Прослушивание песен военных лет и заучивание их.

Домашнее задание: «Герои в моей семье». (подготовить с ребенком рассказ о прадедушках и прабабушках, участниках войны и тружениках тыла)

В книжном уголке рассматривание наборов открыток и фотографий о войне, военной технике, памятниках, посвященных воинам в Москве.

Художественно-эстетическое развитие

НОД

Рисование: «Морской бой»

«Летят самолёты»

«Салют Победы на Красной площади»

«Парад Победы»

«Открытки ветеранам»

Лепка:

«Танки идут в бой»

«Пограничник с собакой»

Аппликация:

«Война»

«Вечный огонь у Кремлевской стены»

«Цветы победы»

Домашнее задание: Сделать странички к альбому «Мы наследники Победы» «Мой герой».

Рисование, лепка, аппликация в свободное время.

Физическое развитие

Подвижные игры на прогулке:

«Самолеты летят на аэродром»

«Саперы (собрать шарики разного цвета»

«Снайперы (попади в цель)»

Эстафета «Доставь пакет с секретным донесением»

Эстафета «Моряки»

Эстафета «Пограничники на границе»

Спортивные игры для родителей с детьми: «Мама папа я –спортивная семья»

Подвижные игры в свободное время по выбору детей по тематике проекта.

Этапы реализации

Сроки

Виды деятельности

Цель

Исполнители

подготовительный

Сентябрь-ноябрь

Чтение с детьми рассказов, стихотворений о войне. Беседы с детьми о войне, героях войны, о том, как бы дети хотели почтить память погибших воинов, защитивших страну, Москву. Рассматривание репродукций картин о битвах Великой Отечественной войны.

Предложить сделать в группе выставку книг о войне.

Мини — музей военной техники.

Альбом «Мы наследники Победы»

Посадить тюльпаны, для возложения их в День победы к памятнику погибшим воинам.

Каждый ребенок высаживал свой тюльпан, и около него ставилась бирка с именем ребенка.

Познакомить детей с тем, как сражались на фронте солдаты, как работали люди в тылу.

Побуждать детей выражать свои чувства и эмоции при выполнении проекта, активно участвовать в нем.

Воспитатели, дети, родители.

основной

Декабрь- апрель

Подбор книг для выставки.

Склеивание моделей для

Мини — музея военной техники

Оформление мини — музея.

Изготовление альбома: Мы наследники Победы

Подбор фотографий из интернета. Подбор семейных фотографий, писем и других документов.

Уход за высаженными тюльпанами.

Сделать героев для создания мультфильма

Воспитатели, дети, родители.

заключительный

Май

Возложение выращенных тюльпанов к мемориалу советским воинам — защитникам Москвы в парке Грачевка.

Досуг «День Победы»

Защита проекта «Мы наследники Победы» в дошкольном учреждении

Познакомить детей других групп, с проектом «Мы наследники Победы»

дети

Рефлексия

Мы считаем, что в результате нашей работы, дети научились, бережно относится к героической истории своей страны, чтить память погибших и уважать старшее поколение, подарившее всем народам мир. Получили новые знания о Великой Отечественной войне, о том, как сражались на фронте их прадеды и как в это время жили, работали для фронта, люди в тылу.

Дети расширили и обогатили свой словарный запас, познакомились с художественной литературой и музыкальными произведениями, песнями военных лет.

Научились выращивать тюльпаны, сажать, ухаживать за ними.

Мы считаем, что этот детско-взрослый проект благотворно отразился на развитии познавательных и коммуникативных способностей детей, их умениях выбирать и использовать нужную информацию, планировать свою деятельность. Также проект помог сплотить детей, сформировать детскую общность.

Активное участие в проекте приняли родители, посетили с детьми памятные места города Москвы. Разыскивали семейные реликвии, письма, фотографии военных лет, бабушек и дедушек в эти годы и приобщали внуков к семейным ценностям.

Литература:

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. М.: «Мозаика-Синтез» 2015.
  2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М,:ЦГЛ, 2005.
  3. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
  4. Микляева Н. В., Лагутина Н. Ф. Программа взаимодействия семьи и детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М., Мозаика — Синтез 2011.
  5. Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию». — М., Сфера 2005
  6. Казакова Л. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе». — М., Сфера 2014
  7. Шорыгина Т.А. Беседы о Великой Отечественной войне. — М., Сфера 2020
  8. Великая Отечественная Война. Беседы с ребенком — М., Карапуз, ТЦ Сфера 2012
  9. Ушакова Л. П. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с событиями Великой Отечественной войны 1941–1945 годов –
  10. Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. — М., Детство — Пресс 2020.
  11. Шорыгина Т. А. Беседы о детях — героях Великой Отечественной войны.- М, Сфера 2019.
Задать вопрос