Психолого-педагогические средства и формы развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (54) июнь 2022 г.

Дата публикации: 29.05.2022

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Козлова, Е. Н. Психолого-педагогические средства и формы развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации / Е. Н. Козлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 6 (54). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/226/7402/ (дата обращения: 01.05.2024).



На сегодняшний день актуален вопрос о полноценном развитии познавательных и интеллектуальных способностей дошкольников. Одним из основных направлений является развитие интеллектуальных способностей дошкольников.

Задачи психологического воспитания ребенка не ограничиваются увеличением объема знания. Они предусматривают развитие фантазии и умственных способностей, формирование простейших видов умственной деятельности и волевую организацию своего поведения. В процессе развития интеллектуального воспитания ребенку необходимо систематизировать полученные им знания о явлениях общественной жизни и природе, которые создают целостный материалистический смысл окружающей действительности.

Оказывается, интенсивное развитие интеллекта в старшем дошкольном возрасте повышает процент успешной подготовки детей. Особая роль в развитии психического развития ребенка играет старший дошкольный возраст: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, происходят значительные изменения в личности ребенка.

Интеллектуальное развитие — формирование навыка освоения использования различных видов мышления. Органической частью интеллектуального развития, является умение самостоятельно анализировать происходящие события и явления, самостоятельно делать выводы и обобщения, развивать речь: владение и свободное использование словарного запаса [1, с. 146].

Интеллектуальное развитие представляет собой совокупность качественно-количественных изменений в процессах мышления в зависимости от возраста, под воздействием окружающего мира и специально организованных взаимодействиях, которые обучают. Основная характеристика интеллекта дошкольника — преобладание образных форм познания: восприятие, образное мышление, воображение. Есть особые возможности их формирования и развития в детском возрасте [2, с. 57].

Проблема интеллектуального воспитания очень важна в современной системе образования, возрастает потребность в интеллектуальном воспитании подрастающего поколения. Развитие интеллектуальных способностей у детей — одна из самых актуальных проблем современной науки. Современные дети живут и развиваются в век компьютеров и информационных технологий, и их интеллектуальное развитие не может сводиться к овладению определенными навыками: чтением, информатикой, письмом; для эффективного обучения им необходимо развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание и тренированная семантическая память. Основы этих сложных психических функций могут формироваться уже в среднем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника может осуществляться только в форме наиболее естественной и привлекательной для него деятельности: игры. Ребенок, увлеченный идеей игры, не сдается, не осознает, что он «учится», хотя в то же время он решает и преодолевает трудности в обучении.

Интеллектуальное развитие детей оценивается по объему, характеру и содержанию знаний и уровню формирования познавательного процесса опыта, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, возможности самостоятельного и творческого познания. В раннем возрасте у ребенка начинает формироваться комплекс индивидуальных способностей к получению знаний, совершенствованию мыслительных операций, иначе говоря, развивается его мышление. В дошкольном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие качества ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность [3, с. 112].

К тому же одной из проблем развития интеллекта у детей может быть то, что у них недостаточно развита моторика рук. Все мы знаем, что наша ладонь состоит из множества точек.

Мелкая моторика — это совокупность согласованных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами, руками и ногами. Это связано с нервными, мышечными, костными, даже зрительными системами. Включает в себя разные движения: от привычных жестов до мелких манипуляций.

Поэтому основной вид деятельности всех детей дошкольного возраста — это игра, именно она должна использоваться для того, чтобы развивать интеллектуальные способности ребенка. В игре можно не только стимулировать развитие интеллекта, а также улучшать многие умения, необходимые дальнейшему развитию.

Игра — это основная форма воспитания и обучения детей. С помощью игры дети изучают социальные отношения, познают мир вокруг себя, получают жизненный опыт [4, с. 67].

Игры в процессе обучения — дидактические игры — вызывают большой интерес у старших дошкольников. Это игры развивают мышление, дают детям возможность проверять и развивать свои умения. Дидактические игры — один из способов развития интеллекта.

Дидактические игры являются многогранным, сложным педагогическим явлением, игровым средством обучения детей и формой обучения, самостоятельной игрой, средством формирования у ребенка различных качеств и умений.

Российская педагогика применят дидактические игры как главное средство образования детей. Повышение интеллекта старшего дошкольника происходит в процессе образовательной деятельности, заинтересованность которой должна быть стимулирована.

Дидактическая игра — один из старейших и современных методов активного обучения. Задолго до начала научного исследования игра была широко использована как важное средство для воспитания и обучения дошкольников [5, с. 84].

Игра не только интересная игра для ребёнка, но и способ моделирования внешнего мира взрослого человека, в котором ребенок развивает модель взаимоотношений со своими сверстниками. Детям нравится самим придумывать игры, которые переносят самые повседневные вещи в интересный для них мир приключений [4, с. 24].

У дошкольников потребность в играх и стремление к игре необходимо использовать, чтобы решить определенные образовательные задачи [6, с. 30].

Игра станет средством обучения и воспитания лишь тогда, когда будет включена в образовательный процесс. Организую игру с детьми педагог, воздействует на все стороны развития личности ребенка: чувства, осознание, формирование интеллектуальных способностей.

Поэтому основными аспектами развития интеллекта детей старшего возраста являются следующие: [7, с. 58]:

— игра развивает сферу мотивации: в игре формируется иерархическая сфера мотивации, где особое место уделяется социальным, а именно личным мотивам;

— преодоление когнитивного и эмоционального эгоцентризма: ребенок играет роль героя, персонажа и учит особенности своего поведения и положения человека. Помогает ориентироваться в отношениях с людьми, помогает развитию самосознания и самооценки;

— развивается произвольное поведение ребенка: ребенок играет роль и старается приблизить его к образу. Ребёнок воспроизводит в социальных условиях ситуацию, характерную для отношений человека в обществе, подчиняя его собственным желаниям. Это дает ребенку возможность понимать правила и нормы поведения;

— развивается мыслительная деятельность: создается план мыслей, развивается интеллектуальная способность и творческая способность ребенка.

Дидактическая игра (развивающая, познавательная) помогает развивать мышление, память, внимание, творческое воображение, умение анализировать и воспринимать пространственные отношения, воспринимать конструктивные навыки и творческие способности, обучать детей подчиняться поставленным задачам, довести начатую работу до конца.

Поэтому дидактическая игра имеет большое значение для развития интеллектуальных способностей старших дошкольников. Дидактические игры помогают учиться, закреплять знания и осваивать приемы познавательной деятельности. В процессе игры ребенок охотно выполняет все задания и упражнения педагога, тем самым развивая свои интеллектуальные способности.

Помимо дидактических игр существует несколько видов развивающих игр. Они часто дополняются ролевыми, подвижными и театрализованными играми. В то же время дидактическая игра тесно переплетается с учебным процессом и активно способствует развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников.

Развивающие игры для старших дошкольников отличаются от детей разного возраста сложностью, но обладают уникальной структурой.

Структура дидактической игры вмещает:

— дидактическую задачу;

— игровую задачу;

— игровые действия;

— игровые правила;

— результат игры.

Дидактическая задача — первый необходимый элемент развивающей игры и направлен на общение, расширение, систематизацию знаний, освоение способов действий, развитие отношений детей к окружающим предметам и явлениям жизни, развивать познавательную активность и умственные способности, развитие познавательной активности и интеллектуальных способностей.

Все виды дидактических игр для дошкольников объединены общими задачами:

— обучающая. Формирует у детей новые знания, умения, навыки, а также закрепляет их;

— развивающая. Развивает познавательные процессы, интеллектуальные способности, расширяет кругозор;

— воспитательная. Оказывает влияние на детскую личность;

— ориентационная. Учит разбираться в ситуации, используя полученные знания в дальнейшем;

— мотивационно-побудительная. Помогает активизировать деятельность детей, связанную с непроизвольным познавательным интересом.

Игры для старшего дошкольного возраста в детских садах используются во всех их разнообразиях. Педагоги широко используют игры, вызывающие разные виды ощущений: это настольные игры и предметы. Цикличность подобных игр нередко связана с возрастом детей дошкольного возраста.

Особенность старшего дошкольника — развитая фантазия, аспект логики, благодаря чему развивающая игра может существенно усложниться.

Условия проведения дидактических игр можно описать следующим образом:

— перед началом игры педагог планирует занятие, ставит учебные, обучающие и воспитательные задачи;

— на протяжении всей игры взрослый остается ее ведущим. Он начинает игру, доходчиво объясняет правила, следит за развитием сюжета и подводит итоги;

— педагог принимает активное участие: эмоционально реагирует на моменты игры, при необходимости помогает детям. Учитывает индивидуальные особенности детей, при необходимости меняет ход или правила игры. Контролирует чередование игровых ролей после окончания каждого игрового цикла.

Детские игры являются основным видом деятельности человека и имеют для него большое значение. Различные виды дидактических игр являются «золотым запасом» взрослых, которые благодаря грамотному проведению игр помогают детям учиться незаметно и естественно для своего возраста.

Таким образом, интеллектуальное развитие является важным направлением в развитии детей от 5 до 7 лет. Основным средством такого развития является дидактическая игра. Дидактическая игра, является сложным и многогранным воспитательным явлением, увлекательным методом обучения детей, формой самообучения и игровой деятельности, а также способ тренировки различных характеристик, способностей и навыков у детей.

Суть дидактической игры заключается в решении познавательных задач в игровой форме. Решение познавательной задачи связано с умственным перенапряжением, преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду, развивает его интеллектуальные способности.

В конце дошкольного возраста начинает развиваться логическое мышление, но образно-словесное мышление остается доминирующим типом мышления в этом возрасте. Усваивая или уточняя тот или иной материал в дидактической игре, ребенок учится наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по определенным признакам, развивает память, внимание, учится пользоваться ясной и точной терминологией, связно связывать, описывать предметы, проявляет изобретательность и находчивость. В развивающих играх дошкольники узнают о цвете, форме, величине, количестве и пространственных отношениях предметов.

Таким образом, дидактическая игра способствует развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников.

Литература:

  1. Пиаже Ж. Психология интеллекта. — СПб.: Питер, 2003. — 192 с.
  2. Романова, Е. С. Психодиагностика: Уч. пособие/ Е. С. Романова. — СПб: Питер, 2006. — 400с.
  3. Первушина В. Е. Способности ребенка. Как выявить и проявить? — СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007. — 287 с.
  4. Кроль, В. М. Психология и педагогика: Уч. пособие для техн. вузов/ В. М. Кроль — М.: Высшая школа, 2001. — 319с.
  5. Кудрявцев В., Синельников В. Психологическое исследовние личности.: Учебн. пособие для студентов и преподавателей. — М.: ТЦ «Сфера», 1999. -192 с.
  6. Исследования мышления в советской психологии. П/р Е. В. Шороховой. — М: Просвещение, 1966. — 243с.
  7. Дружинин В. Н. //Психология общих способностей. РАН. — М.: МГУ, 2003. — 106 с.
  8. Агафонова И. Н. и др. Методики изучения интеллекта / Агафонова И. Н., Колеченко А. К., Погорелов Г. А., Шеховцова Л. Ф. — Часть 1. — СПб.: — Питер, 1991. — 264с.
  9. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 212с.
Задать вопрос