Формирование связных высказываний у детей дошкольного возраста на основе учета ведущей сенсорной модальности
Авторы: Хаустова Татьяна Евгеньевна, Китик Ирина Владимировна, Рыболова Ирина Владимировна, Грищенко Светлана Александровна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (53) май 2022 г.
Дата публикации: 28.04.2022
Статья просмотрена: 36 раз
Библиографическое описание:
Хаустова, Т. Е. Формирование связных высказываний у детей дошкольного возраста на основе учета ведущей сенсорной модальности / Т. Е. Хаустова, И. В. Китик, И. В. Рыболова, С. А. Грищенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 5 (53). — С. 30-34. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/223/7315/ (дата обращения: 16.12.2024).
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей в дошкольный период детства. Данный факт обусловлен социальной значимостью и ролью развития связной речи в формировании личности дошкольников. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.
С точки зрения В. П. Глухова, связная речь в широком смысле слова обозначает единицу речевой системы, составляющие части которой, представленные служебными и знаменательными слова, словосочетаниями, являются целостным образованием, характеризующимся организованностью, логичностью. В виде разновидности связной речи можно представить каждое обособленное предложение [1].
Как отмечает Ф. А. Сохин: «Связная речь — это последовательно связанные друг с другом мысли, достижения ребенка в овладении родным языком — его звуковой, лексико-грамматической стороны. Умение строить связные высказывания указывает на уровень развития речи ребенка» [2, с. 69].
Сегодня перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит задача поиска и выбора таких педагогических средств, которые отвечали бы современным требованиям и соответствовали возрастным и индивидуальным особенностями детей дошкольного возраста.
Полисенсорный подход может рассматриваться как эффективный вариант работы по формированию связных высказываний у детей. В ряде исследований рассматривается принцип опоры на разные уровни организации психических функций, использования сохранных анализаторных систем, создания новых функциональных систем, программируемости и контроля (Б. Г. Ананьев, П. К. Анохин, Л. П. Григорьева, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова). Всесторонне изучено формирование перцептивных действий в генезисе осязательного (Т. О. Гиневская, В. П. Зинченко, А. Г. Рузская), кинестетического (Я. З. Неверович), визуального (Р. Арнхейм, З. М. Богуславская, Л. А. Венгер, Л. П. Григорьева, М. И. Лисина и др.) и аудиального (Т. В. Едновицкая, Ф. Ф. Pay, Т. А. Репина) восприятий.
Педагогу необходимо определить у каждого ребенка ведущий вид модальности — визуальный, кинестетический, аудиальный. И затем, опираясь на полученные результаты, проектировать работу таким образом, чтобы материал, предлагаемый ребенку, учитывал его ведущую модальность.
Ниже предлагаем пример работы по формированию связных высказываний у детей дошкольного возраста на основе учета ведущей сенсорной модальности при изучении лексической темы «Обувь».
Для детей-визуалов
Развитие умения составлять предложения по отдельным ситуационным картинкам
Инструкция: Я буду показывать картинки, а ты расскажи, что на них изображено.
Картинки предъявляются ребенку поочередно.
Развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок
Инструкция: Перед тобой несколько картинок, они связаны одной темой — обувь, твоя задача внимательно рассмотреть каждую картинку, затем выяснить их последовательность, разложить правильно. А потом рассказать историю, которая на них изображена.
Развитие навыка пересказа
Инструкция: Предлагаю сейчас посмотреть небольшой видеоролик, будь внимателен, твоя задача — смотреть внимательно, а затем пересказать, что ты видел в видеоролике. Тема, не забывай, об обуви.
https://ok.ru/video/956339327385
Развитие умения составлять рассказ из личного опыта
Инструкция: Посмотри на картинки, выбери из них одну, которая схожа с твоей историей из жизни, может это случалось с тобой, близкими или знакомыми. Расскажи.
Развитие умения составлять рассказ по сюжетной картинке
Инструкция: Перед тобой картинка, расскажи, что на ней нарисовано.
Для детей-кинестетиков
Развитие умения составлять описание предмета на ощупь
Инструкция: Я сейчас завяжу тебе глаза, у меня в руках будет разная обувь, я буду давать тебе ощупывать ее, ты характеризуешь и называешь, что это.
Обувь: сапоги, шлепки, ботинки, туфли, галоши, мокасины, босоножки, кроссовки.
Развитие умения составлять рассказ на заданную тему на основе рисования на манной крупе
Инструкция: Перед тобой поверхность с крупой, сейчас я предлагаю нарисовать магазин обуви. Когда будешь рисовать, называй то, что рисуешь.
Развитие умения составлять рассказ из личного опыта на основе песочной терапии
Инструкция: Давай нарисуем историю на песке, связанную с тобой, обувью, которую ты носишь, которая у тебя есть или любимую. Когда будешь рисовать, рассказывай.
Для детей-аудиалов
Развитие умения составлять предложения по отдельно воспроизведенным словам
Инструкция: Я буду называть слова, послушай их внимательно. Затем из них составь предложение. Слова называются беспорядочно, поэтому хорошо подумай.
Слова:
1) лето, босоножки, обувать, девочка.
2) бегать, кроссовки, мальчик, обувать.
3) пляж, шляпки, обувать.
Развитие навыка пересказа на основе прослушивания образца педагога
Инструкция: Я прочитаю (включу запись) текст про обувь, будь внимательным, запоминай его. Потом перескажешь.
Сказка «Антошкины ботинки»
Левый ботинок Антошки был самый вредный. Он постоянно куда-то исчезал. То его находили на кухне, то в ванной, а то и совсем под диваном. Правый ботинок тоже не сидел на месте, но был как-то все время на виду.
Однажды вечером Антошку это так разозлило, что он сказал:
— Все! Ты мне надоел! Ты самый непослушный ботинок в мире! Я с тобой больше не играю!
И засунул ботинок под кровать. Теперь у Антошки остался один ботинок — правый. Ходить в нем было ой как неудобно, но Антошка назло левому ботинку все-же ходил в нем туда-сюда. Ходил, бегал, пока не споткнулся и упал.
— Ах, так! — сказал Антошка, обращаясь к правому ботинку. — Это ты мне назло сделал! И я знаю почему. Потому что левый ботинок — это твой друг. Вы сговорились. Ну ничего, сейчас ты от меня получишь, — сказал Антошка и закинул ботинок под шкаф.
Мама собралась идти в магазин и говорит Антошке:
— Надень куртку, ботинки и пойдем в магазин.
— Я с ними поссорился навсегда! — ответил Антошка и грустно сел в кресло.
Папа, конечно, все это слышал и видел. Он подумал и сказал:
— Ботинки тоже надо воспитывать и знать их привычки, тем более что они — родные братья. Они любят стоять всегда рядом у двери, когда ты идешь гулять, в детский сад, приходишь с улицы, и быть вместе на коврике. Вот и все.
Когда мальчик Антошка стал делать так, как ему посоветовал папа, ботинки стали послушными, и мальчик Антошка больше никогда на них не сердился.
Развитие умения составлять окончание рассказа на основе прослушанной его части
Инструкция: Я расскажу начало рассказа, а твоя задача послушать его внимательно и придумать окончание.
«Сказка про Катюшу и башмачки»
Катюше бабушка подарила башмачки. Ничего себе так. Темненькие. Удобные. Одно только — не новые. Но не рваные, а лишь потертые. Чуть-чуть
Катюшка губки надула, отвернулась:
—Не буду носить! Они старые!
—Они еще хорошие, — уговаривала бабушка, — а попозже мы тебе новые туфельки купим. Сейчас денег пока нет на новые.
Ну, делать нечего. Одела Катюша башмачки и пошла с бабушкой в садик. Идет, камешки башмачками подбивает, ногой в лужу топает.
—Шворк, шворк, Што ж, Што ж ты так? Чух-чух, не хочу. «Что это? Кто это?
Стала Катюша прислушиваться. А это ее башмачки сами с собой разговаривают.
И с каждым камешком рот у башмачков открывается все шире, а звук все громче. Вот уже и слова стала Катюша разбирать.
«Злая эта Катюша, совсем наши носики не жалеет. Все камешками побила». А каблучки на башмачках вторят: «Вот ведь какая. Все гвоздики сбила, так и до садика не дойдет».
—Ой, — вскрикнула, Катюшка и на одной ножке запрыгала.
—Что с тобой, внученька? — спросила бабушка и посмотрела Катюше на ножки. А у Катюши башмачок развалился, и камешек палец на ноге ударил. А второй-то камешек закатился под пяточку, и ступить ножкой больно.
—Ой, ёй, ёй! — запричитала бабушка, всплескивая руками.
— Да, как же это так? Ведь крепенькие такие были.
А Катюша стоит головку опустила: стыдно ей признаться, что сама она нарочно башмачки-то сбила.
Взяла бабушка внучку на руки и до садика донесла, а потом побежала домой к дедушке, чтобы он починил башмачки. Сказано — сделано. Дедушка, гвоздики подбил, носики подклеил, а бабушка еще краской новенькой подкрасила и стали башмачки, как новые и даже лучше.
Пришла бабушка за Катюшкой вечером и принесла башмачки, а Катюшка их едва узнала: какие они красивые стали. Одела она их и … Что дальше произошло?
Литература:
- Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов. М., 2012. 241 с.
- Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2006. 297 с.
- https://mirdoshkolyat.ru/novosti/skazka-pro-katjushu-i-bashmachki