Импровизации как способ развития творческого потенциала у дошкольников
Авторы: Бушуева Наталья Владимировна, Сорокина Наталья Ивановна, Грунина Наталья Михайловна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (53) май 2022 г.
Дата публикации: 11.04.2022
Статья просмотрена: 95 раз
Библиографическое описание:
Бушуева, Н. В. Импровизации как способ развития творческого потенциала у дошкольников / Н. В. Бушуева, Н. И. Сорокина, Н. М. Грунина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 5 (53). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/223/7272/ (дата обращения: 04.05.2024).
В статье описывается опыт развития творческого потенциала у дошкольников в дошкольной образовательной организации. Научная новизна исследования обоснована разработанной системой индивидуальной педагогической деятельности в области формирования креативных компетенций у дошкольников и представлена в виде модели, адекватной реальным планам психологического сопровождения.
Ключевые слова: импровизация, дошкольники, творческий потенциал, модель.
Актуальность проблемы развития творческого потенциала дошкольников в современном образовательном процессе обусловлена потребностями развития общества, актуализацией научных исследований в психолого-педагогической теории и практике, реализацией Стратегии развития воспитания в России и «Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года».
Личностно-ориентированная парадигма образования основана на теории создания индивидуальной траектории обучения и воспитания каждого ребенка и в качестве одного из своих приоритетов определяет развитие творческой личности, способной быстро адаптироваться в постоянно изменяющемся мире. Многими авторами (Е. С. Алексанян, Е. М. Беспаленко, Т. М. Митичева, О. А. Моисеенко, В. А. Пичугина, А. Е. Щеулова и др.) отмечено, что в XXI веке в условиях глобализации образования от эффективности творческого развития детей зависит возможность сохранения и приумножения культурного и интеллектуального потенциала страны.
Так О. А. Моисеенко и Л. Г. Петрова провели теоретическое исследование приема драматизации в развитии креативности у дошкольников и выявили закономерности и функции творческого иноязычного образования дошкольников и обосновали драматизацию в ДОО как эффективный прием формирования творческого потенциала дошкольников [2].
Е. М. Беспаленко считает актуальным использование психолого-педагогических, медико-физиологических технологий, содействующих диагностике основных психических познавательных процессов и развитию способностей и дарований [1].
Л. Н. Мун описывает импровизацию как «особый вид творческой деятельности, в котором совпадают и процесс, и продукт». По мнению автора, импровизация — это творческий процесс создания продукта без предварительной подготовки [3].
Анализ другой литературы по проблеме исследования позволил выделить представителей, которым удалось разработать и внедрить новые подходы к развитию творческого потенциала дошкольников импровизированного и запланированного цикла. Это ученые Ю. Б. Алиев, Е. А. Бодина, О. М. Дьяченко, М. А. Евсеева, М. В. Кондратьева, Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т. А. Романова и др.
На основе анализа научной литературы нами сформулирована цель исследования — раскрытие особенностей развития творческого потенциала у дошкольников через импровизацию.
Объект исследования — развитие творческой личности дошкольника через импровизацию.
Предмет исследования — импровизация как средство развития творческого потенциала у дошкольников.
Научная новизна в разработке модели развития творческого потенциала у дошкольников через импровизацию.
Задачи исследования:
– изучить теоретические основы развития творческого потенциала у дошкольников и характеристику импровизации;
– рассмотреть методы и возможности развития творческого потенциала у дошкольников;
– разработать модель развития творческого потенциала у дошкольников через импровизацию и проверить ее эффективность.
Опытно-экспериментальная база исследования
Исследование проходило в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 118» города Воронеж в 2021–2022 году (продолжается в соответствии с планом работы дошкольной организации).
Методы исследования
В качестве методов исследования использовались игры: «Перевоплощение», «Игры соревнования», «Квест-игры», «Пальчиковый театр с недосказанным сюжетом», «Театр теней», дидактические игры «Придумай рассказ или сказку по картинке», «Найди выход из ситуации» и др. Кроме того, при постановке театрализованных представлений и хореографических сюжетов, формировался интерес к творческой импровизации.
Результаты и их обсуждение
Реализация модели предполагает участие детей в образовательных событиях с возможностью спонтанно находить креативные решения в предложенных сюжетах. Соревновательные игры по примеру «КВН» в наибольшей степени способствовали развитию творческого потенциала дошкольников. Специально созданные условия для развития творческого потенциала через импровизацию позволили оценить эффективность модели. Для выявления эффективности использовались игры — соревнования, имеющие в наборе танцевальный, музыкальный, литературный, технический вариант заданий. Смекалка и креативность являлись основой для выполнения игровых сюжетов и оценивалась в баллах.
Рис. 1. Модель развития творческого потенциала у дошкольников через импровизацию
Таблица 1
Сравнительный анализ эффективности Модели развития творческого потенциала у дошкольников через импровизацию
№ |
Название метода или игры |
2021 |
2022 |
1. |
Клуб веселых и находчивых |
3,21 |
4,42 |
2. |
Дидактическая игры «Лабиринт» |
2,78 |
4,04 |
3. |
«Вербальная креативность» |
4,05 |
4,76 |
Таким образом , импровизация в детском саду с играми, танцами, на музыкальных занятиях способствует развитию творческого потенциала. Данные сравнительного анализа подтверждают эффективность образовательных событий и занятий с детьми, где детям предоставляется возможность импровизировать. Для успешного развития творческого потенциала у дошкольников обязательными являются: диагностика, позволяющая корректировать индивидуальные траектории развития; систематические занятия, дающие возможность импровизировать; включение детей в доступные виды творческой деятельности.
Литература:
- Беспаленко, Е. М. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз: диссертация... кандидата педагогических наук: Воронеж, 2001. — 233 с.
- Моисеенко, О. А. Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе раннего иноязычного образования посредством приема драматизации / О. А. Моисеенко, Л. Г. Петрова // Современные проблемы науки и образования: электрон. науч. журн. — 2021. — № 2. — С. 69–76
- Мун Л. Н. Импровизация как вид творческой деятельности в теории и практике музыкального образования: Дис.... канд. пед. наук: Москва, 2001 171 c.