План-конспект образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста «Наш край родной в стихах и прозе» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (52) апрель 2022 г.

Дата публикации: 23.03.2022

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Новикова, О. Н. План-конспект образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста «Наш край родной в стихах и прозе» / О. Н. Новикова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (52). — С. 75-79. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/220/7190/ (дата обращения: 03.05.2024).



Интеграция образовательных областей:

«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»: познакомить детей с новыми литературными произведениями писателей Самарской области. Вызвать эмоциональный отклик на содержание литературных произведений и стихов. Продолжать знакомство с литературными жанрами.

Образовательная область:«Познавательное развитие»: расширять представления детей о природе родного края, желание больше узнать об особенностях своего края: заповедник Самарская лука, Жигулёвские горы, урочище «Монастырская гора», Рачейский лес, река Волга. Учить детей восхищаться красотой и многообразием родной природы. Развивать умение делать выводы. Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю, эстетические чувства, желание принять участие в защите и охране природы.

Образовательная область: «Речевое развитие»: развивать общение и взаимодействие детей с воспитателями и сверстниками, развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь.

Образовательная область: «Физическое развитие»: предупреждать утомляемость детей на занятии.

Методы и приёмы:

Практические: физкультминутка.

Наглядные: показ слайдов с изображением природы, рассматривание иллюстраций с изображением поэтов и писателей родного края.

Словесные: художественное слово, чтение стихотворений, отрывков из произведений, беседа, рассказ воспитателя, вопросы к детям.

Материал и оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация с изображениями природных объектов, аудиозапись песни «Край родной на век любимый», книга.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Коммуникативная

Мини-беседы.

Цель: Закрепить навык ведения диалога.

Вопросы к детям:

Цель: активизировать работу детей, уточнить уровень их знаний.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Пословицы и поговорки.

Цель: актуализировать знания о нашем крае.

Чтение стихотворений, отрывка литературного произведения.

Цель: пробудить эстетические чувства и любовь к родному краю.

Двигательная

Физминутка.

Цель: развивать двигательную активность детей, предупреждать их утомляемость на занятиях.

Познавательно-исследовательская деятельность.

Просмотр презентации о природе родного края.

Цель: расширять представления детей о природе родного края.

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи (с обозначением обр. области).

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Предлагает представить детям: как ярко светит солнце, дует лёгкий ветерок, как мы вдыхаем чистый и свежий воздух, как нам хорошо и приятно.

Предлагает послушать аудиозапись песни «Край родной на век любимый».

Включаются в деятельность, предложенную воспитателем.

Слушают, эмоционально откликаются на слушание песни.

Возникает интерес к предстоящей деятельности.

Мотивированы на предстоящую деятельность.

Деятельный

«Познавательное развитие»: расширять представления детей о природе родного края, желание больше узнать об особенностях своего края: заповедник Самарская лука, Жигулёвские горы, урочище «Монастырская гора», Рачейский лес, река Волга.

«Речевое развитие».

— развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь.

Ситуативная беседа о природе родного края

Участвуют в беседе, размышляют.

Знакомятся с новыми произведениями.

Выделяют главное.

Развивается интерес к природным местам родного края.

В каком городе мы живём?

— В какой области?

— А ещё можно сказать, что мы живём в Поволжье, или в средней полосе России.

— Почему средняя полоса?

— Это зависит от погодных условий и естественно от природных особенностей. Нас окружают леса, рощи, луга, озёра, поля, небо, солнце, реки.

Сегодня я хочу познакомить вас со стихами и рассказами о нашем родном городе.

1. «Наш город Сызрань».

На Волге стоит,

Красивый весь в зелени,

словно горит».

2. Вотяков Сергей.

Как красив, мой чудный город!

Сколько скверов и садов!

Я люблю его всех больше

Из поволжских городов!

3. «Мой город».

Агапова Татьяна.

Мой город — это красота!

Зелёный сад, луга.

Красивые леса, большие реки.

Свой город я люблю навеки.

— Что описывают в этих стихотворениях поэты?

— Природа нашего края разнообразна. Она включает в себя Урочище «Монастырская гора». Это прекрасный уголок природы в черте города находится под защитой государства. Это любимое место отдыха горожан, место, где в летнее время можно походить по зелёной траве, подышать чистым воздухом в тени дубрав, берёз, клёнов и лип, а зимой покататься с горок на санках, лыжах и снегоходах.

Ещё одним из красивейших мест нашего края является заповедник Самарская Лука. Это национальный парк с уникальной природой, своеобразным микроклиматом, удивительной красотой гор, голубым ожерельем, обрамляющим Волгу, уникальной флорой и фауной.

— Также в Сызранском районе Самарской области в окрестностях села Старая Рачейка есть ботанический памятник природы —Рачейский бор. В нём находится сосново-широколиственный лес. Также здесь можно увидеть округлые валуны и камни всевозможных форм и размеров. Некоторые из них похожи на животных. Также можно встретить окаменелые деревья.

— Ребята, а на какой реке стоит наш город?

— Это самая полноводная и крупная река. По Волге можно отправиться в путешествие, сходить на рыбалку, пройтись по окрестностям реки и полюбоваться ее красотой.

— И ещё одним из красивых мест в нашей области являются Жигулёвские горы. Это возвышенность на правом берегу Волги. В горах расположен Жигулёвский заповедник. Жигулёвские горы необыкновенно живописны и доступны для отдыха: пеших походов и прогулок на велосипедах, местом катания на лыжах и сноубордах зимой. На отвесных обрывах тренируются альпинисты и скалолазы. Вершины гор, обрывистые хребты, пещеры могут рассказать о писателях и художниках, которых вдохновляли местные пейзажи.

Отвечают на вопросы.

Слушают стихи.

Обсуждают услышанное.

Рассматривают слайды.

Отвечают на вопросы.

«Художественно — эстетическое развитие»: познакомить детей с новыми литературными произведениями писателей Самарской области.

Рассказ о поэтах и писателях Сызрани.

Вызвана заинтересованность.

Ребята, а каких писателей вы знаете?

— Сызранская земля богата талантами, в том числе и литературными.

Предлагает вниманию детей книгу сызранских писателей.

— В этом сборнике собраны стихи, рассказы таких писателей, как Надежды Подлесовой, Анатолия Ульянова, Галины Цыплёнковой, Валентины Юдиной и других писателей.

Они писали на разные темы, в том числе и о природе, и о красоте нашей реки Волги.

Дети отвечают на вопрос.

«Художественно-эстетическое развитие»:

— развивать эмоциональную отзывчивость на содержание стихотворений.

Предлагает детям послушать стихи о Сызрани, о Волге.

1. «Сызрань» В. Ульянов.

Вот какая Сызрань ты

Как мечтал я долго

На твои взглянуть цветы

Над закатной Волгой.

И увидеть мне пришлось

Кремль в лучах багряных

Под обрывом синий плёс

Переплёты кранов.

Деревянные дома,

Память наших предков

И строительный размах

Как примета века.

2. Мария Мельникова.

На Волге живу

Не в столице

Но право гордиться могу

Что мне довелось поселиться

На этом святом берегу.

Одни над планетою звёзды

Но каждый волжанин поймёт

Над Волгой особенный воздух

На Волге — особый народ.

Воспитатель задаёт вопросы:

— О чём эти стихотворения?

— Что является в стихотворении памятью предков?

— Почему автор гордится, что ему довелось поселиться на святом берегу?

Предлагает детям послушать отрывки из произведений:

Сергея Ульянова «Буря на Волге».

Задаёт вопросы по содержанию.

Николая Овчинникова «Заговорённый пятак».

Конечно, эти произведения написаны для взрослых, но и вы можете из отрывка понять, что автор описывает природу нашего родного края.

Слушают стихи.

Отвечают на вопросы.

Слушают.

Проникаются содержанием стихотворений.

Формируется любовь к родному городу.

«Физическое развитие»

— предупредить утомляемость детей.

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели, и их лучики согрели.

Бабочки летали, крыльями махали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы погуляли, и нисколько не устали.

Выполняют движения.

Снята утомляемость детей.

«Художественно-эстетическое развитие»:

— продолжать знакомство с литературными жанрами.

Пословицы и поговорки про Самарскую область и город

Понимают и объясняют смысл пословиц и поговорок.

Много существует пословиц и поговорок, которые отражают любовь и преданность к своему городу, области. Давайте их вспомним:

1. «Где сосна взросла, там она и красна»,

— Как вы понимаете эту пословицу?

2. «Каждому свой край сладок».

— Как понимаете эту пословицу?

3. «Своя земля и в горести мила».

— Как понимаете эту пословицу?

4. «Своя сторона не бывает холодна».

— Как понимаете эту пословицу?

Знают пословицы.

Заключительный.

«Речевое развитие».

— развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь.

Что нового и интересного вы узнали о своем крае сегодня?

— Что вам запомнилось на занятии?

— Назовите запомнившихся вам сегодня поэтов или писателей, воспевающих красоту родного края?

Воспитатель подводит итог деятельности детей.

Отвечают на вопросы педагога, делятся впечатлениями.

Способны анализировать свою деятельность.

Задать вопрос