Конспект занятия по формированию математических представлений в подготовительной группе «Закрепление знаний по геометрическим формам и решение простых арифметических задач» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (52) апрель 2022 г.

Дата публикации: 21.03.2022

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Жилина, И. И. Конспект занятия по формированию математических представлений в подготовительной группе «Закрепление знаний по геометрическим формам и решение простых арифметических задач» / И. И. Жилина, Е. П. Пестерева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (52). — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/220/7189/ (дата обращения: 26.04.2024).



Цели: Совершенствовать знания детей по теме «Геометрические фигуры»;

Совершенствовать умение детей решать арифметические задачи на сложение и вычитание.

Задачи: Воспитывать интерес к математике;

– Закреплять название геометрических фигур (плоскостные, объёмные в чём различие);

– Упражнять в составлении композиций из геометрических форм;

– Закреплять умение детей составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10.;

– Закреплять умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ;

– Закреплять умение давать развёрнутый ответ на вопрос задачи:

– Закреплять умение ориентироваться на листе в крупную клетку;

– Записывать решение задач с помощью цифр;

– Закреплять умение правильно держать карандаш.

– Развивать конструктивные способности, зрительное восприятие;

– Развивать связную речь;

– Усидчивость;

– Умение слушать других детей;

– Формировать доброжелательное отношение друг к другу, оказывать взаимопомощь;

– Доводить дело до конца.

Оборудование: Наборы плоскостных геометрических фигур на каждого ребёнка. Демонстрационный набор объёмных геометрических форм. Конверты с вырезанными геометрическими формами. Листочки в крупную клеточку на каждого ребёнка. Простой карандаш на каждого ребёнка. Карточки с задачами в картинках на каждого ребёнка.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сейчас у нас математика, присаживайтесь на свои места. Посмотрите, кто к нам пришёл в гости, узнали.

Ответ детей: Незнайка!

Воспитатель: Незнайка, что привело тебя к нам? Ребята, Незнайка узнал, что вы скоро пойдёте в школу, и очень хорошо знаете математику. Незнайка тоже хочет в школу, но ему нужно ещё многому научиться. Незнайка просит помощи, и хочет, чтобы вы научили его математике. Поможем Незнайке?

Ответ детей: Обязательно поможем.

Воспитатель: Незнайка слушай внимательно.

Воспитатель: Дети какие два вида геометрических фигур мы знаем?

Ответ детей: Плоскостные и объёмные.

Воспитатель: Молодцы. А чем они отличаются?

Ответ детей: Объёмные можно поставить и прокатить, а плоские нельзя.

Воспитатель: Хорошо. У вас на столах лежат плоскостные геометрические формы, давайте назовём их.

Дети перечисляют: круг, овал, квадрат, ромб, треугольник, прямоугольник, трапеция и многоугольник.

Воспитатель: Хорошо. А теперь я буду называть геометрическую форму, а вы будете показывать её.

Воспитатель показывает набор объёмных геометрических форм.

Воспитатель: Ребята, что это?

Ответ детей: объёмные геометрические формы.

Воспитатель: Замечательно!

Воспитатель: Давайте повторим. какие объёмные геометрические формы мы знаем?

Ответ детей: куб, шар, цилиндр, конус, кирпич.

Воспитатель: Теперь я буду показывать геометрическую форму, а вы будете её называть. Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. С этим заданием вы справились. Теперь отдохнём.

Математическая физкультминутка.

Раз, два — выше голова.

Три, четыре — руки шире.

Пять, шесть — тихо сесть.

Раз — подняться. Подтянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — за стол тихонько сесть.

Воспитатель: Отдохнули, ребята? Молодцы. Как тебе Незнайка, нравится? Учиться не легко. Про геометрические формы ты теперь всё знаешь. Сейчас мы научим тебя решать задачи.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним что такое задача и из чего она состоит.

Ответ детей: Задача состоит из условия (рассказа), вопроса, рассуждения, решения, ответа.

Воспитатель: Совершенно верно. Давайте все вместе разберём две задачи. (на доске написаны печатными буквами две задачи). К доске вызывается ребёнок. Воспитатель просит прочитать задачу и решить её.

Первая задача.

Катя и Вера собирали букет. Катя принесла три нарцисса, а Вера 4 тюльпана. Сколько всего цветов в букете?

Воспитатель: Условие и вопрос мы прочитали. Что дальше?

Ответ ребёнка: Мы рассуждаем. Задача на сложение, знак +. Дальше решение задачи. (Ребёнок записывает решение на доске, проговаривая решение вслух. Три нарцисса плюс четыре тюльпана, равно семь цветов.

Решение задачи ребёнок записывает на доске, а дети на листочках за столами.

Воспитатель проверяет правильно ли дети держат карандаш и напоминает — «Не забывайте, что карандаш удерживается большим, указательным и средним пальцами. Похлопайте указательным пальчиком по карандашу. Все цифры мы пишем сверху в низ».

Воспитатель: Правильно. Дальше что?

Ответ ребёнка: Дальше, ответ.

Воспитатель: Напоминаю, ответ в задачи должен быть полный.

Ребёнок проговаривает ответ — «В букете всего семь цветов».

Воспитатель: Отлично! Давайте разберём вторую задачу. К доске приглашается ребёнок.

Вторая задача.

На ветке сидели восемь синиц. Пять синиц улетело. Сколько синиц осталось на ветке?

Воспитатель: Условие и вопрос мы прочитали. Что дальше?

Ответ ребёнка: Мы рассуждаем. Задача на вычитание, знак -. Дальше решение задачи. (Ребёнок записывает решение на доске, проговаривая решение вслух. Восемь синиц минус пять синиц, получается три синицы.

Решение задачи ребёнок записывает на доске, а дети на листочках за столами.

Воспитатель: Замечательно. Что дальше?

Ответ ребёнка: Дальше, ответ.

Воспитатель: Напоминаю, ответ в задачи должен быть полный.

Ребёнок проговаривает ответ — «На ветке осталось три синицы». Воспитатель: Отлично! Молодцы! А теперь ребята вы будете решать задачи самостоятельно. У вас на столах лежат карточки с нарисованными задачами. C:\Users\Василий\Desktop\IMG_20220317_122248.jpg

Внимательно рассмотрите, составьте задачу и решите её. Действия запишите на листочках в клеточку, простым карандашом. Не забудьте дать полный ответ к задаче. (Даётся время на решение задачи). Далее воспитатель выборочно спрашивает детей решение задачи.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Незнайка, тебе всё понятно? Научился решать задачи? Теперь тебя точно в школу возьмут! А теперь давайте отдохнём.

Математическая физкультминутка.

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо,

Смотрит вверх, смотрит вниз,

Потом села на карниз,

А потом свалилась вниз.

Воспитатель: Ребята у вас на столах лежат конверты. Посмотрите, что там?

Ответ детей: Плоские геометрические формы.

Воспитатель: Сейчас у вас будет творческое задание. Выложите какой-либо предмет (дом, виды транспорта и т. д.) чтобы туда вошли все геометрические формы, которые лежат в конверте. (Как пример.)

C:\Users\Василий\Desktop\IMG_20220317_122155.jpg

Дети занимаются творчеством, затем показывают свои работы. Воспитатель даёт положительную оценку всем детям, напоминает, чем они занимались на занятии.

Воспитатель: Незнайка тебе понравилось наше занятие? Ты много узнал, многому научился! Приходи к нам ещё, мы будем рады тебя видеть! Давайте поаплодируем себе, какие все молодцы!

Дети себе аплодируют.

После занятия воспитатель предлагает поиграть в математическую игру (Два варианта). Игра с числами в пределах 20.

Первый вариант «Назови соседей числа): Ведущий стоит в центре с мячом и называет любую цифру (например, 7), кидает мяч ребёнку, ребёнок должен поймать мяч и кидая его ведущему называет соседей числа (6 и 8).

Второй вариант «Назови соседа чисел). Ведущий стоит в центре круга и называет два числа (5 и 7), кидает мяч ребёнку. Ребёнок должен поймать мяч и назвать соседа чисел (6).

Задать вопрос