Использование ТРИЗ-технологии для развития мышления и речи при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (52) апрель 2022 г.

Дата публикации: 14.03.2022

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Лихова, О. И. Использование ТРИЗ-технологии для развития мышления и речи при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи / О. И. Лихова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (52). — С. 26-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/220/7169/ (дата обращения: 03.05.2024).



Творческий подход к обычным делам делает их увлекательным и помогает найти новые решения к старым вопросам. Поднимая на новый уровень мышление ребенка, соответственно развивается его речь, растет его мировосприятие.

Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия, но не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению. В отличие от процессов непосредственно-чувственного отражения, мышление даёт непрямое, сложное, опосредованное отражение действительности. Мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы нашего познания [1].

Таким образом, мышление — это психический процесс отражения объективной реальности, составляющие высшую ступень человеческого познания. Мышление даёт знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности [2]. Известно, что процессы формирования речи и других психических функций, в том числе и мышления, тесно связаны между собой. С одной стороны, невербальные психические процессы являются предпосылкой для развития речи. С другой стороны, речь, возникнув, развивает, совершенствует многие неречевые психические процессы. С появлением речи происходит совершенствование мышления, значение слова становится средством мыслительной деятельности человека [3].

Проблема состояния мыслительной деятельности детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) является на сегодняшний день очень значимой. Ведь именно речь и мышление являются непременным условием развития всех остальных человеческих способностей.

Основной задачей при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи является выбор наиболее подходящей методики и технологии для решения коррекционных задач для данной группы детей или ребенка. Метод ТРИЗ позволяет решить эту задачу.

ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач — набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. То есть это едва ли не единственная системная теория обучения творчеству, поэтому в решении задач по ТРИЗ нет оценок и единственного правильного ответа. В ТРИЗ обычная задача становится изобретательской, когда для её решения необходимо устранить противоречие или другими словами — прийти к идеальному конечному результату.

Универсальность и пропедевтический характер приемов ТРИЗ в том, что могут использоваться не только в образовательных учреждениях, но и в семье для повышения эффективности развития творческого мышления.

В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастает познавательная активность интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной, полученные знания начинают применяться на других занятиях и в повседневном общении.

Развитие мышления процесс сложный, но внедрив элементы метода ТРИЗ в свою работу, можно заметить, что дети при решении задач, неосознанно сами включаются в акт творчества, находят новые пути решения задач. Дети становятся внимательнее, активнее, им хочется поделиться со взрослым своими идеями, учатся выражать свои мысли. У детей повышается интерес к занятиям.

По результатам диагностики мы увидели, что использование элементов методики ТРИЗ помогает достичь высоких результатов в развитии речи и мышления детей с тяжелыми нарушениями речи.

Мы в своей работе использовали книгу для педагогов дошкольных учреждений «ТРИЗ педагогика для малышей: Конспекты занятий для воспитателей и родителей. — Москва, 2021». [4]

В своей работе мы использовали следующие методы:

– «Противоречия»- игры: (противоречия в погоде, в предметах, в ситуациях и т. д.)

– «Подсистемы» и «Надсистемы» — (человека и предметов);

– «Метод маленьких человечков»-(твердые и жидкие человечки, газообразные человечки, «цветные» человечки)

– «Линия и развитие объектов» (прошлое и будущее предмета или объекта живой природы);

– «Системный оператор» — пятиэкранник;

– «Приемы фантазирования» (дробление-объединение, метод фокальных объектов, увеличение-уменьшение, оживления, волшебник времени и др.)

– «Эвроритм» и др.

Занятия организовывались таким образом, чтобы органично вписаться в естественную жизнь детей. В конце занятия выделяются пять этапов «Подведения итогов» для обучения детей навыку рефлексивного анализа (Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? И др.) Итоги подводились в самых разнообразных формах: игры «Интервью», «Копилка новостей», «Доскажи предложение» и др., обсуждение планов на будущее («Вот мы сегодня узнали о..., а в следующий раз узнаем еще и о...»), продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ и др.

Современные требования к дошкольному образованию могут быть выполнены при условии, что способы познания будут основным содержанием работы с детьми. Освоение этих способов должно идти на основе актуальной для ребенка информации из окружающего мира. Таким образом будут органично развиваться и мышление, и речь.

Литература:

  1. Белова-Давид Р. А. Нарушения речи у дошкольников. — М., 1972.
  2. Жалдак Н. Н. Развитие логического мышления у младших школьников// Начальная школа. — 2000. -№ 7.
  3. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. — М., 2001.
  4. Триз-педагогика для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей. — М., 2021
Задать вопрос