Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (52) апрель 2022 г.

Дата публикации: 11.03.2022

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Чекина, А. А. Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста / А. А. Чекина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (52). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/220/7164/ (дата обращения: 03.05.2024).



Навыки самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе. В представленной статье рассматриваются принципы организации учебно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, развитие навыков, исследовательская деятельность, эксперимент, обучение.

The skills of independent research activities of children of senior preschool age are necessary for further successful schooling. The presented article discusses the principles of organization of educational and research activities of children of senior preschool age.

Keywords: senior preschool age, development of skills, research activity, experiment, training.

Современные требования Федерального государственного образовательного стандарта предъявляют ряд требований к уровню навыков ведения исследовательской деятельности у младших школьников. Соответственно, подготовка к школе должна включать в себя развитие подобных навыков у детей 6–7 лет (старших дошкольников) [4, с.21]. В этом заключается актуальность темы представленного исследования.

Главной задачей обучения детей основам учебно-исследовательской деятельности является развитие навыков самостоятельного поиска нужной информации. Это способствует развитию критического мышления, учит ребенка четко формулировать итоги своей деятельности, повышает творческий потенциал. Необходимость развития учебно-исследовательской деятельности обусловлена тем фактом, что ребенок особенно прочно усваивает те знания, которые получены им в ходе самостоятельной деятельности, пробуждающей интерес и положительные эмоции.

В качестве критериев исследовательской деятельности были избраны такие показатели, как:

  1. умение ребенка определять суть проблемы и формулировать собственную гипотезу;
  2. умение наблюдать, анализировать и делать выводы;
  3. умение планировать и проводить эксперименты [5, с.36].

Для организации учебно-исследовательской деятельности старших дошкольников удобней всего разделить детей на команды, в каждой из которых находилось по пять детей.

Работа по выявлению эффективности развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста делится на три этапа:

  1. констатирующий этап;
  2. этап работы по развитию исследовательской деятельности у старших дошкольников;
  3. этап диагностики динамики развития исследовательской деятельности у старших дошкольников [2, с.5].

Для диагностики уровня развития исследовательской деятельности у старших дошкольников был проведен констатирующий эксперимент. На этом этапе проводились исследования по выявлению существующего уровня исследовательских умений поиска информации в экспериментальной группе.

Всего обследованию подлежала группа из 20 детей.

Первым диагностическим заданием было задание воспитателя «Что я загадала?». Дети должны были путем постановки вопросов выяснить, что загадал воспитатель принести в группу.

Цель: установить уровень умения детей формулировать вопросы об объекте познания, а также выявить способности детей находить вопросы, ответы на которые были бы наиболее эффективны.

Ход эксперимента: воспитатель сообщила детям, что задумала принести в группу нечто такое, что будет полезно всем детям. Для того, чтобы задуманное исполнилось, дети должны при помощи вопросов узнать как можно больше о задуманном.

Разработана шкала оценок:

3 балла (высокий уровень) — ребенок самостоятельно ставит вопросы, относящиеся к различным сферам человеческой деятельности;

2 балла (средний уровень) — ребенок составляет вопросы при помощи взрослых;

1 балл (низкий уровень) — ребенок формулирует только простые вопросы дефиниции [1, с.86].

После проведения диагностики было установлено следующее: 40 % детей продемонстрировали высокий уровень умения формулировать вопросы. Еще 40 % детей обладали средним уровнем такого умения. 20 % детей имели низкий уровень умения задавать вопросы. В основном, это были вопросы-дефиниции («Это мячик?», «Это машинка?»).

Для более точной диагностики уровня развития исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста было разработано еще одно диагностическое задание «Составь описание животных родного края».

Цель: определить уровень умения детей различные вопросы, всесторонне охватывающие предмет исследования, а также уровень развития практических навыков по поиску нужной информации — при помощи книг или при помощи компьютера.

Используемые материалы: детские книги о животных, компьютер.

Ход: воспитатель предложила детям составить мини-энциклопедию о животных родного края. Для этого предлагалось использовать детские книги о животных, а также компьютер.

Критерии результатов:

3 балла (высокий уровень) — ребенок, испытывая сложности в самостоятельной работе, обращается к воспитателю с уточняющими вопросами. Он самостоятельно ищет информацию в книгах, или на компьютере;

2 балла (средний уровень) — ребенок, испытывая затруднения в ходе работы, по подсказке воспитателя обращается к нему с уточняющими вопросами. Он пользуется помощью взрослого, отыскивая нужную информацию в книгах или на компьютере;

1 балл (низкий уровень) — ребенок, испытывая затруднения в работе, даже получив подсказки от воспитателя, не обращается к нему с уточняющими вопросами. Он либо отказывается выполнять задание, либо пассивно ждет помощи. Не имеет навыков работы со справочными материалами в книге или в компьютере. Утверждает. Что не умеет этого делать [1, с.87].

Итоги диагностики: 30 % детей продемонстрировали высокий уровень исследовательской деятельности. 40 % детей продемонстрировали средний уровень владения практическими способами работы с книгами или с компьютером. 30 % детей имели низкий уровень исследовательской деятельности.

Таким образом, примерно треть детей в экспериментальной группе остро нуждалась в развитии навыков исследовательской деятельности.

Второй этап: работа по формированию у детей 6–7 лет исследовательских умений в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Цель: формирование у старших дошкольников навыков поиска нужной информации путем определения её источников.

Задачи работы с детьми:

  1. научить детей искать и пользоваться различными источниками информации;
  2. научить детей способам фиксации и передачи информации (зарисовать, сфотографировать, запомнить и т. д.);
  3. научить детей обобщать полученную информацию и делать выводы [3, с.42].

Теоретическая часть обучения. Работа по развитию исследовательской деятельности началась с обучения детей методам использования различных информационных источников. В качестве основного инструмента была выбрана методика проблемной беседы. В таких беседах дети получали представление о существовании различных источников информации, которые можно чередовать или выбирать в зависимости от стоящей задачи. Основной упор делался не на то, насколько совершенно дети могут работать с книгами или компьютером, а на правильность их понимания алгоритмов работы с источниками. Иными словами, дети получили четкие инструкции с последовательностью действий работы и с книгой, и с компьютером.

Еще одной особенностью работы по развитию исследовательской деятельности была тренировка навыков обращения за помощью к более компетентным людям. В нашем случае таковыми стали методисты. Воспитатель сформировала ситуацию, в которой дети не знали и не могли самостоятельно отыскать ответы на поставленные вопросы. В таком случае им было рекомендовано обратиться в кабинет методиста за помощью. Там им было продемонстрировано, как пользоваться новыми источниками, и каким образом зафиксировать полученную информацию.

Практическая часть обучения. Целью данной части эксперимента стало формирование у детей навыков использования полученных теоретических знаний в ходе решения практических задач. Для этого была создана проблемная ситуация: «Мне подарили золотую рыбку, но я не знаю, как за ней ухаживать?» Поисковая задача: «Сформулировать правила ухода за золотой рыбкой».

В ходе выполнения задания, дети выдвигали различные гипотезы по планированию поиска информации. Некоторые дети предлагали обратиться к более компетентным, по их мнению, людям — к родителям, к методисту. Часть детей обращались за помощью к книгам или компьютеру. В завершении выполнения задания детям было предложено сформулировать выводы по проделанной работе.

Третий этап: определение динамики в уровне сформированности исследовательских умений у детей 6–7 лет после проведения обучения.

Для проведения диагностики результатов работы были вновь задействованы две методики, использовавшиеся на этапе диагностики первоначального уровня исследовательских умений. Различие заключалось в поставленных вопросах:

  1. диагностическое задание «Найди информацию о птицах родного края»;
  2. диагностическое задание «Что я принесла в группу?».

Ход диагностики был аналогичен первой части исследования.

Результаты: высокий уровень показали на 45 % детей, участвующих в эксперименте. Это на 15 % больше первоначальных показателей. Такие дети стали демонстрировать высокие способности к построению логики работы и формулированию итоговых выводов. Средний уровень был выявлен у 40 % детей. Эти дети немного ошибались в выстраивании логичного рассказа, но при помощи взрослого исправляли свои недочеты. Низкий уровень показали на 15 % детей, что фактически на половину понизило первоначальный показатель.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента доказывают эффективность проведенной работы.

Литература:

  1. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.
  2. Брославская Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО / Т. Л. Брославская // Молодой ученый. — 2015. — № 2. — С. 5–6.
  3. Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы; Айрис-Пресс, 2009. — 192 c.
  4. Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 396 с.
  5. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.
Задать вопрос