Технология «Детский совет» как средство развития коммуникативных умений детей 5–6 лет | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (51) март 2022 г.

Дата публикации: 25.02.2022

Статья просмотрена: 162 раза

Библиографическое описание:

Малова, Т. В. Технология «Детский совет» как средство развития коммуникативных умений детей 5–6 лет / Т. В. Малова, Т. В. Рябова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 17-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7125/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ технологии «Детский совет» в процессе развития коммуникативных умений детей 5–6 лет. Цель работы– выявление педагогических условий, эффективно влияющих на развитие коммуникативных умений у детей 5–6 лет в процессе использования технологии «Детский совет». Ведущими методами исследования проблемы являются теоретический анализ психолого–педагогической литературы и педагогический эксперимент. Основные результаты статьи: охарактеризованы особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста; обоснованы возможности использования технологии «Детский совет» для развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: коммуникативные умения, детский совет.

Введение

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. Очевиден тот факт, что потребность в речевом общении у детей удовлетворяется недостаточно и резко снизился их интерес к чтению . И как следствие — речевой опыт современных детей ограничен, языковые средства не совершенны, разговорная речь бедна и малословна.

С самого раннего детства ребенок включается в систему коммуникативных взаимосвязей с другими людьми. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом его успешной адаптации в любой социальной среде (детский сад, школа и т. д), что определяет практическую значимость формирования данных умений с самого раннего детства.

Следует отметить, что основные теоретические подходы развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста представлены в трудах многих отечественных и зарубежных ученых. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной теме показал высокую степень значимости и актуальности развития коммуникативных умений старших дошкольников как условия разностороннего развития и воспитания детей в сенситивный для них период.

Известно, что дети старшего дошкольного возраста наиболее остро нуждаются в общении и приобретении информации, поэтому необходима специальная организация этих процессов с целью помощи приобретения и развития и совершенствования их коммуникативных умений.

Необходимо оценить место и значимость развития данных умений в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). В документе точно определено, что социально-коммуникативное развитие направлено на «...развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками», «формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками». «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры» [1,с.7].

Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения…» [1,с.28].Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

В этой связи становится очевидным то, что дошкольная организация — это место, где в социально безопасной, коммуникативно насыщенной среде сверстников и профессионально подготовленных взрослых, каждый ребенок может учиться коммуникабельности.

Развивать коммуникабельность у дошкольников можно по-разному. В настоящее время в детских садах применяется достаточно большое количество разнообразных общеобразовательных и парциальных программ. По всем программам предусмотрена работа по развитию коммуникативных умений дошкольников в разных видах детской деятельности. Однако, одним из эффективных средств, как указывает Л. В. Свирская, является технология «Детский совет». Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел. Детский совет — принятая в мировой практике форма работы, позволяющая и способствующая развитию коммуникативных умений дошкольников.

Таким образом, современная реальность требует реализации новых эффективных технологий развития детей.

Проблема исследования: каковы педагогические условия использования технологии «Детский совет» в развитии коммуникативных умений детей 5–6 лет.

Цель исследования : выявление педагогических условий использования технологии «Детский совет» в процессе развития коммуникативных умений детей 5–6 лет.

Объект исследования: процесс развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия использования технологии «Детский совет» в развитии коммуникативных умений у детей 5–6 лет.

Гипотеза исследования : использование технологии «Детский совет» в процессе развития коммуникативных умений у детей 5–6 лет будет эффективным при следующих условиях:

— если будут определены показатели сформированности коммуникативных умений: инициативность в беседах, самостоятельность и активность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, умение слушать собеседника и понимать его, умение ясно выражать свои мысли, использовать разнообразные жесты, мимику, интонации и формулы речевого этикета.

— если детский совет будет организовываться регулярно (ежедневно), с учетом жизненного опыта и интереса детей;

— если педагог будет умело вести диалог со своими воспитанниками, следовать за их инициативой и выбором, методически грамотно используя необходимый комплекс форм и методов;

Задачи исследования:

  1. Определить особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста: инициативность в беседах, самостоятельность и активность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, умение слушать собеседника и понимать его, умение ясно выражать свои мысли, использовать разнообразные жесты, мимику, интонации и формулы речевого этикета.
  2. Охарактеризовать возможности технологии «Детский совет» в процессе развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
  3. Разработать и апробировать сценарии по использованию технологии «Детский совет» в развитии коммуникативных умений детей 5–6 лет.

Методы исследования:

— теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение понятий и определений;

— эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, методы качественного и количественного анализа обработки полученных результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что охарактеризованы особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, обоснованы возможности использования технологии «Детский совет» для развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость заключается в том, что разработаны и апробированы сценарии «Детского совета», направленные на развитие коммуникативных умений детей 5–6 лет.

Методология и результаты исследования

Теоретическую основуисследования составляют труды ученых в области психологии, педагогики и методики работы с детьми дошкольного возраста:

— по проблеме развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста (А. Г. Арушанова, М. И. Лисина, Т. А. Репина, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, О. С. Ушакова, и др.);

— по проблеме использования технологии «Детский совет» (Н. П. Гришаева, Л. В. Свирская и др.).

По решению первой задачи нами был проведен теоретический анализ литературы, который показал, что разные авторы трактуют понятие «коммуникативные умения» по-разному. При этом речь в разных источниках идет как о процессе коммуникации, так и о его результатах. В зависимости от того, в какой предметной области рассматривается данное понятие меняется его трактовка.

В ходе изучения теории вопроса мы выяснили, что в основном, под коммуникативными умениями педагоги подразумевают способность к общению, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации.

Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.

По мнению М. И. Лисиной, коммуникативные умения — это умение «чётко, грамотно и доступно излагать собственные мысли и правильно воспринимать информацию от собеседника». Они способствуют налаживанию отношений и достижению общего результата [6,с.9].

М. Е. Баблумова считает, что коммуникативные умения – это «личностные качества, необходимые человеку для полноценной реализации общения, которые проявляются в коммуникативных действиях детей и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника» [3, с.9]. Данное определение является наиболее оптимальным для нашего исследования.

В образовательной программе «От рождения до школы» понятие коммуникативные умения отождествляется с коммуникативными способностями, предполагающими «умение взаимодействовать с окружающими, общаться, работать в команде». [4,c. 318]

На основе вышесказанного можно утверждать, что в течение всего дошкольного периода детства происходит активное развитие и совершенствование коммуникативных умений детей.

Одним из основных факторов успешного коммуникативного развития старших дошкольников является их коммуникативное взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Известно, что ребёнок в возрасте 5–6 лет способен управлять собственными эмоциями с помощью слов. Появляется высшая форма общения со взрослым — внеситуативно личностная, эмпатия. Одним из важнейших приобретений данного периода выступает способность ребёнка преодолеть эгоцентризм и принять во внимание позицию другого человека, это оказывает значительное влияние на его способности к партнёрскому диалогу. В рамках коммуникативного развития старшего дошкольника диалог выступает как основная форма общения. Дети начинают совместно обсуждать правила и план предстоящей деятельности, общего дела.

Проблема развития коммуникативных умений в старшем дошкольном возрасте обретает все большую роль в трудах современных исследователей. По их мнению, потребность ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослым возрастает от младшего дошкольного возраста к старшему [2, 5].

Теоретический анализ литературы показал, что развитие коммуникативных умений — важное условие нормального психологического развития старшего дошкольника и одна из главных задач подготовки его к школе и дальнейшей жизни. Старший дошкольный возраст становится, своего рода «ступенькой», для перехода ребёнка в школу, что несёт в себе новые требования к умениям и навыкам общения.

Поэтому, условиями развития коммуникативных умений старших дошкольников являются: социальная ситуация развития ребенка, формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками, совместная деятельность и обучение [10].

При анализе деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений было выявлено, что педагоги в качестве средств развития коммуникативных умений дошкольников активно используют разнообразные формы организации детей, в том числе применяют аналоги технологии «Детский совет» — это утренний и вечерний круг. Однако, на наш взгляд методы и приемы технологии Л. В. Свирской «Детский совет» более разнообразны и приемлемы в современной педагогической практике.

Данная технология является интересной, современной и востребованной формой организации совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками. Смысл в эту технологию педагогами вкладывается общий — объединение детей и взрослых вокруг событий, совместных дел и действий. Педагоги выбирают основное содержание сбора детей, включающее: приветствие, игры, новости, совместное и индивидуальное планирование. Каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, а также получить новую информацию от других.

Изучив методические рекомендации Л. В. Свирской по применению технологии, для нас стало очевидно, что детский совет — это средство, которое развивает и обогащает не только практику социального поведения дошкольников, но и их коммуникативные умения. По мнению О.С Ушаковой данные умения включают в себя: инициативность в беседах, самостоятельность и активность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, умение слушать собеседника и понимать его, умение ясно выражать свои мысли, использовать разнообразные жесты, мимику, интонации и формулы речевого этикета [12]. Это соответствует потребностям старшего дошкольника и возможностям детского совета.

Решая третью задачу, нами был проведен педагогический эксперимент на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 88» города Кирова в старших группах «Ромашки» и «Колокольчики» (по 20 человек). Для нас стало очевидным, что необходимо применить такие приемы, методы и средства организации данной совместной деятельности, при которой формирование коммуникативных умений проходило бы с наибольшим успехом.

Констатирующий этап исследования был направлен на выявление первоначального уровня сформированности у детей 5–6 лет коммуникативных умений в экспериментальной и контрольной группах.

Нами определены показатели сформированности коммуникативных умений: умение проявлять инициативу, самостоятельность и активность в беседах, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, умение слушать собеседника и понимать его, умение ясно выражать свои мысли, использовать разнообразные жесты, мимику, интонации и формулы речевого этикета.

Для выявления уровня развития коммуникативных умений детей 5–6 лет использовалась авторская методика О. С. Ушаковой.

Респондентам были заданы вопросы на личностные темы. Например, «Семья», «Любимая игра и игрушка», «Любимое животное», «Моя любимая сказка», «В гости». Диагностическое обследование проводилось во второй половине дня, индивидуально с каждым ребенком.

Проведенные исследования подтвердили актуальность того, что коммуникативные умения детей обоих групп (экспериментальной и контрольной) развиты недостаточно. На основе полученных данных стало очевидно, что в группах преобладают в основном низкий и средний уровни развития коммуникативных умений. Уровни развития данных умений в обеих группах почти не отличаются.

Основываясь на результатах проведенной диагностики, мы сделали вывод, что для повышения уровня коммуникативных умений у детей экспериментальной группы, необходимо разработать и применить сценарии детского совета, которые должны помочь вовлечь дошкольников в коллективную среду общения и создать условия для развития у них коммуникативных умений.

На формирующем этапе эксперимента нами были разработаны и апробированы сценарии детского советадля детей 5–6 лет. Детский совет мы проводили в утренние часы: после завтрака или после занятий (перед прогулкой), в вечернее время. Во время детского совета в нашем пользовании было много наглядного материала: картинки, «волшебные предметы» — палочка, очки, стрелка-компас; календари, игрушки из центров активности. По инициативе детей и взрослого обсуждались разные темы, планировались предстоящие мероприятия, проекты, совместные игры, устанавливались и иллюстрировались групповые правила, что поддерживало интерес к совместной деятельности и хорошее настроение участников совета. Мы проводили разные виды игр и упражнений: речевые, артикуляционные, элементы психогимнастики, совместное пение и т. д.

В процессе организованных нами детских советов дети учились культуре диалога — говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение. Мы применяли такие формы общения как «Диалоги со взрослым» или «Интервью у взрослого», дискуссионное обсуждение «Что нужно делать, если ты не знаешь что делать?». Это стало хорошей традицией старшей группы. Задушевные беседы на волнующие детей темы состоялись на детских советах. Удобно расположившись все вместе, воспитанники вовлекались в общий проблемный разговор на темы культуры общения, дружбы и справедливости, событий в группе, отношений с близкими в семье и т. п. Выбор темы был безграничен и диктовался разнообразными обстоятельствами: общим настроением группы, погодой, самочувствием участников совета, наличием наглядного материала и т. д. Выбор темы мы направляли в нужное русло или вовсе предопределяли, используя прием «культурного продавливания»: мотивация на основе подхватывания и проговаривания пока еще не оформленных детских идей, формирование зрительного образа предстоящей темы (использование наглядной информации), чтение, использование модели трех вопросов. Таким образом, ненавязчиво, без принуждения мы осуществляли педагогическую поддержку детской инициативы в общении на формирующем этапе нашего эксперимента.

Мы поощряли детские высказывания и делились своими мыслями. Все вместе планировали будущие совместные дела. Например, «Как встретить новенькую», «Чем можно порадовать малышей», «Как отметить проводы зимы» и т. п. Так родилась тема будущего мини– проекта «Ремонт кукольной комнаты», замысел сюжетно-ролевых игр «Супермаркет» и «Концерт для кукол», праздника «Проводы зимы» и спортивного мероприятия «Олимпийские игры». Планирование оформляли на большом листе бумаге или мольберте в виде таблиц, схем «Копилка идей», «Паутинка».

Общение мы сопровождали слушанием музыки по заявкам детей, рассматриванием семейных фотографий, детских коллекций (ракушек, статуэток кошек и т. д.) рассказыванием занимательных историй с продолжением. Наша задача была — помочь детям (участникам совета) осмыслить и обогатить свой личный опыт, доброжелательно наладить контакты друг с другом и способствовать умению вести диалог: слушать собеседника, аргументированно высказывать свое мнение.

Применяли практические ситуации игрового и реального содержания. Например, «Поздравим Софию с днем рождения», «Встретим друга после болезни», «Дорожки на улице скользкие, можно упасть, что мы можем сделать?» и т. д. Мы находили разные способы и приемы справедливого распределения ролей, игровых материалов, примирения. Например, считалки и жеребьевки, очередность и предварительную договоренность, «мирилки».

В процессе реализации сценариев детского совета мы учили воспитанников сопереживать и радоваться. Участниками таких ситуаций являлись сами дети. Например, Егор потерял варежки, Алина загрустила, Паша выздоровел. Эмоционально представляли возникшую проблему, вовлекали детей в поиск решения и активное обсуждение.

Участвуя в обсуждении проблемных ситуаций, дети отвечали на вопросы и рассуждали на темы о взаимоотношениях в группе, о добрых поступках, о том, как дружат между собой в группе девочки и мальчики. Учились с позиции нравственных представлений разрешать проблемы поведения и взаимоотношений: «Как бы ты поступил?», «Кто прав и кто не прав?», «Что надо предпринять?», дети предлагали возможные способы разрешения конфликтных ситуаций. Они с удовольствие вступали в речевое общение, так как это доступно и значимо для них.

Детский совет мы проводили быстро, легко и по-деловому полезно. Характер общения детей с педагогом во время проведения детского совета выстраивали на ценностях совместных действий. Стремились к партнерскому, эмоционально позитивному общению и организовывали его в формате развивающего диалога. Задавали открытые вопросы, не давая прямых объяснений и готовых ответов, а подводили детей к тому, чтобы они рассуждали и сами пришли к правильному ответу. Например, «Какие чувства ты испытал, когда так поступил?», «Что сегодня было самого интересного в течение дня и почему?» и т. д.

Безусловно, это максимально и оптимально раскрывало потенциал детей, развивало их коммуникативные умения. Дети учились активно и самостоятельно применять средства и способы общения, эффективно взаимодействовали между собой и со взрослым в ситуации общения, что, безусловно, будет способствовать повышению уровня развития их коммуникативных умений и в дальнейшем.

В данной совместной деятельности были максимально созданы условия для реализации потребности детей 5–6 лет в общении со сверстниками и взрослым. Активно взаимодействуя на детском совете со взрослым и сверстниками, дети усваивали и совершенствовали коммуникативные умения.

На контрольном этапе эксперимента для определения эффективности реализации сценариев детского совета была проведена повторная диагностика уровня развития коммуникативных умений детей 5–6 лет. Была выявлена положительная динамика уровня развития коммуникативных умений у детей 5–6 лет в экспериментальной группе (рис.1).

Динамика уровней развития коммуникативных умений у детей в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе

Рис. 1. Динамика уровней развития коммуникативных умений у детей в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе

Как показывает диаграмма, произошел переход детей экспериментальной группы с одного уровня на более высокий. Это свидетельствует об эффективности применения сценариев детского совета. Данное обстоятельство констатирует, что дети в общении со сверстниками и взрослыми стали проявлять в беседах инициативу, самостоятельность и активность. Они научились вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно. Кроме того, многие из детей проявляли умение слушать и не перебивать собеседника, ясно выражать свои мысли. При этом использовали разнообразные жесты, мимику, интонации и формулы речевого этикета. Это также нашло подтверждение в наших наблюдениях за самостоятельной деятельностью детей. Анализируя результаты проведенной диагностики в контрольной группе, можно отметить незначительное повышение уровня развития коммуникативных умений у детей 5–6 лет.

Таким образом, проведенная экспериментальная работа позволяет утверждать, что педагогически целесообразно использовать средства и возможности детского совета при развитии коммуникативных умений детей 5–6 лет.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, сфера общения детей сложна, многогранна и включает в себя целый ряд различных сторон и аспектов. Педагогам дошкольных учреждений следует учитывать потребность старших дошкольников в общении со взрослыми и сверстниками.

Реализация технологии «Детский совет» предполагает создание в ДОУ условий для удовлетворения данной потребности. Технология разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом результатов новейших отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований в области дошкольного детства.

Методически грамотно и регулярно организованный детский совет обогащает детей впечатлениями, является источником положительных эмоций и культурного опыта общения, развивает коммуникативные умения. По нашему мнению, это одно из естественных и действенных средств развития данных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Применение сценариев детского совета помогает вовлекать воспитанников в коллективную среду общения, создавая условия для развития их инициативы и самостоятельности в общении, и как следствие-развивает коммуникативные умения детей.

Следовательно, поставленная перед нами цель достигнута, задачи реализованы, а выдвинутая гипотеза нашла свое экспериментальное подтверждение. Проведенное нами исследование имеет перспективы дальнейшего развития.

Применение технологии «Детский совет» и желание работать в этом направлении с соблюдением всех указанных педагогических условий, является рабочим инструментом для повышения уровня сформированности коммуникативных умений у старших дошкольников.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  2. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. — М.: 2012.
  3. Баблумова М. Е. Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуникативных умений у дошкольников с умеренной умственной отсталостью.– М., 2014.
  4. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  5. Гришаева, Н. П. Технологии эффективной социализации детей 3–7 лет: система реализации, формы, сценарии: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2017.
  6. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж: Издательcтво НПО 'МОДЭК', 1997.
  7. Репина, Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М.: Педагогика, 1988.
  8. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. Хрестоматия по курсу «Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе».– М., 2004.
  9. Свирская Л. В. Детский совет: методические рекомендации для педагогов.– М., Издательство «Национальное достояние», 2015.
  10. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками. – М.: Академия, 2000.
  11. Урунтаева, Г. А. Детская психология: учебник.– М.: ИНФРА-М, 2021.
  12. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2017.
Задать вопрос