Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (51) март 2022 г.

Дата публикации: 17.02.2022

Статья просмотрена: 153 раза

Библиографическое описание:

Поленова, Е. А. Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста / Е. А. Поленова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7115/ (дата обращения: 30.04.2024).



В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть словарным запасом, который позволит ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно учиться в школе, понимать литературу, теле- и радиопередачи и т. д.

Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словарного запаса у детей как одну из важных задач развития речи. При работе с детьми для обучения, обогащения и активизации словарного запаса педагоги дошкольных образовательных учреждений часто используют дидактические игры.

Содержание дидактических игр определяется основной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения и связано с содержанием занятий и наблюдений.

Дидактическая игра строится на уже имеющихся у детей знаниях. Например, в игре «Назови три предмета» вам предстоит запомнить и назвать животных, транспортные средства, овощи и фрукты, мебель, посуду.

Некоторые развивающие игры имеют сюжет и требуют ролевой игры. Среди дидактических игр с сюжетом стоит выделить игры-драматизации — показ небольших сценок с помощью игрушек, в которых детям дается дидактическое задание (угадай, из какой сказки эпизод и продолжи сказку, заметь изменения на сцене).

Многие дидактические игры не имеют сюжета и состоят только в решении конкретной задачи. Но и в этих играх содержание черпается из представлений детей об окружающем и связано с речевыми развивающими задачами. Иногда в игры вводится образ без сюжета, например, загадки, Петрушка или другой сказочный персонаж. Тот факт, что игровое задание детям ставит не воспитатель, а кукла, значительно повышает умственную и лексическую активность детей.

На третьем году жизни ребенок осваивает названия предметов одежды, мебели, техники, а также игрушек и т. д., которыми он занимается в детском саду и дома, которые он часто видит и которыми интересуется. Также осваивает названия занятий с этими предметами. Словарная работа на этом этапе заключается в том, что дети учатся различать и называть части предметов (части тела животных, людей; части предметов быта: рукава и карман для платья, крышка от чайника и др.); контрастные размеры предметов; некоторые цвета, формы; некоторые вкусовые качества; некоторые физические особенности (холодный, гладкий) и свойства (удары, паузы). В развивающих играх «Что изменилось», «Назови правильно», «Не делай ошибок» и других у ребенка улучшается словарный запас, развивается интерес к словарному запасу.

В этом возрасте дети способны одним словом обозначать группу одинаковых предметов независимо от их размера, цвета и расположения в пространстве, отличать группу предметов от однородных. Также становится необходимым знакомить детей со свойствами предметов и словарным запасом, чтобы углубить их знания о предметах. Дошкольники узнают названия предметов, их назначение, конструктивные особенности, учатся различать материалы (глина, бумага, ткань, дерево), выявлять их признаки и свойства (мягкие, твердые, шероховатые, тонкие; ломать, ударять и т. определить, соответствует ли материал, из которого изготовлен предмет, его назначению. Для выполнения задания воспитатель использует дидактическую игру, как на занятии, так и в самостоятельной деятельности детей.

Рассматривая тему с детьми, воспитатель поможет определить и назвать размер и цвет. развивает умение ориентироваться во времени и пространстве, использовать соответствующую лексику (вперед, назад; утром, вечером, сначала потом и т. д.) в играх «Если случится», «Не ошибись», «Что сначала, что потом».

Игры с предметами более доступны для детей, так как основаны на непосредственном восприятии, соответствуют желанию ребенка действовать с вещами и тем самым познавать их, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы. Ребенок начинает играть в эти игры с раннего возраста и не теряет к ним интерес на протяжении всего дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте игра с игрушками у многих сопровождается движением, что соответствует особенностям детского восприятия и мышления.

Печатные настольные игры, как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх дети получают не сам предмет, а его изображение.

Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные изображения знакомят детей с отдельными предметами (посудой, мебелью), животными, птицами, овощами, фруктами, их особенностями и характеристиками. Другие проясняют мысли о сезонных явлениях природы (лото «Времена года»), о разных профессиях (игра «что кому-то нужно?"). Подобно дидактической игрушке, печатная настольная игра хороша, когда требует самостоятельной умственной работы.

Словесные игры являются самыми сложными: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в которых детям приходится работать с представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, потому что в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и заключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

Самостоятельное использование различной лексики, приобретенной на занятиях и в дидактических играх, осуществляется в повседневном общении дошкольников. Задача воспитателя — организовать содержательное общение, обратить внимание на речь ребенка, его словарный запас, следить за тем, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного словарного запаса.

Дети младшей группы получают предметы, существенно отличающиеся друг от друга по свойствам, потому что дети еще не могут найти едва заметные различия между предметами. Сравнивая предметы, дети называют их идентичные части, признаки и отличительные признаки. В дидактических играх широко используются различные игрушки. Они четко передают цвет, форму, назначение, размер и материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических речевых задач, например, выбирать и называть все игрушки из дерева (металла, пластика, керамики) или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, Строителей, колхозников, больницы и т. д. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, о предметах, которые нужны людям в разных видах их деятельности, которые дети отражают в своих играх.

Настольные и печатные игры — интересное занятие для детей, во время которого учитель решает словарные задачи с дошкольниками. Печатные настольные игры разнообразны по типам: парные картинки, лото, домино. Развивающие задачи, которые решаются при их использовании, также различны. Подбор картинок попарно позволяет учителю решать проблемы развития словарного запаса у дошкольников. Самая простая задача в такой игре — найти два абсолютно одинаковых изображения среди разных изображений: две шляпы, одного цвета, фасона или две куклы, которые не выглядят по-разному. Подбор картинок на общей основе (классификация) также позволяет учителю улучшить словарный запас детей. Здесь необходимо определенное обобщение, которое создает связь между предметами.

Таким образом, при формировании и обогащении словаря в дошкольном учреждении педагоги успешно используют словесные дидактические игры, как на занятиях, так и вне учебной деятельности.

Литература:

  1. Алексеева М. М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. — М.: 2008. — 27–43 с.
  2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 400 с.
  3. Воспитание детей в игре / Сост.А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. — М.: Просвещение, 2008. — 136 с.
  4. Выготский Л. С. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д. Б. Эльконин. Психология игры. — М.: Просвещение, 2009. — 398 с.
  5. Консультация для педагогов «Активизация словаря младших дошкольников средствами игровой деятельности» // мультиурок URL: https://multiurok.ru/index.php/files/konsultatsiia-dlia-pedagogov-aktivizatsiia-slovari.html (дата обращения: 10.02.2022).
Задать вопрос