Инновационные педагогические технологии в развивающей среде | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пономарева, Т. Н. Инновационные педагогические технологии в развивающей среде / Т. Н. Пономарева, С. В. Кувшинова, Е. И. Асеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7070/ (дата обращения: 11.05.2024).



В статье описан опыт использования инновационных педагогических технологий, необходимых для организации и реализации в предметно-пространственной образовательной среде дошкольной образовательной организации. На основе изучения научных источников разработана модель, являющаяся частью проектно-исследовательской деятельности авторов.

Ключевые слова: педагогические технологии, дошкольники, развивающая среда, инновации.

Особенности развития современных дошкольников напрямую связаны с технологическими процессами в изменяющемся мире. В связи с чем возрастает спрос на формирование новых компетенций, новых форм обучения и воспитания, формирование картины мира и формирование личностных качеств.

Изучая научную литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что большинство ученых в области дошкольной педагогики считают развивающую среду одним из факторов развития личности. Это доказано известными педагогами и психологами Н. В. Виноградовой, Л. С. Выготским, А. В. Запорожец, М. И. Лисиной, Д. Б. Элькониным и др.), где авторы глубоко и всесторонне рассматривают педагогические аспекты развивающей среды и ее воздействие на личность.

По мнению О. В. Толстиковой, О. В. Савельевой, Т. В. Ивановой, Т. А. Овчинниковой, Л. Н. Симоновой, Н. С. Шлыковой, Н. А. Шелковкиной «…инновационные технологии представляют собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром в целях воспитания отношений, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму. Основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе ребенка на позицию субъекта» [3, c. 6].

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы для развития детей дошкольного возраста. Инновационные педагогические технологии при грамотном использовании их в образовательном процессе детского сада обеспечивают возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая среда в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его способностей, интересов, типа темперамента и других личностных особенностей. По нашему мнению, наиболее эффективной является личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей системы дошкольного образования личность воспитуемого, создавая безопасные условия его развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Доказано (О. А. Артамонова, А.Я Галунова, А. Н. Леонтьев и др.) личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ [1].

Инновационной технологией, способствующей обогащению развивающей среды, является ТРИЗ-технология (теория решения изобретательских задач). Использовалась как воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

На основании этого была сформулирована цель исследования — создание специальных условий для реализации инновационных педагогических технологий в развивающей среде.

Предмет исследования — инновационные личностно-ориентированные технологии в дошкольной образовательной организации.

Объект исследования — развивающая среда и ее воздействие на ребенка в целях формирования личностных компетенций.

Задачи: разработать модель инновационных педагогических технологий в развивающей среде; внедрить в образовательный процесс Модель и проверить ее эффективность; полученные данные обсудить на педагогическом совете ДОО.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие дошкольники средней группы МКОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 3» р.п. Таловая, Воронежская область и педагоги, работающие в этих группах. Время проведения исследования — 2020–2021 гг. Использовался констатирующий эксперимент, где проводилось изучение начального состояния педагогической системы с помощью контролирующих средств и методов. В качестве методов констатирующего эксперимента явились игры: «Что растет в саду?» (проблемные задачи), «Обед для Мишки» (моделирование ситуации), «Как ты думаешь…?» (самостоятельный поиск информации); ТРИЗ «Самостоятельная работа над творческой задачей с заранее запланированными вопросами».

Результаты и их обсуждение

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются: гуманно-личностные технологии, технология сотрудничества; психолого-педагогическое сопровождение.

Для определения эффективности модели использовался метод среднеарифметического подсчета. Находилось среднее значение по всем значениям. На основании мониторинга определялась значимость модели.

Модель инновационных педагогических технологий в развивающей среде

Рис. 1. Модель инновационных педагогических технологий в развивающей среде

Модель отражает создание условий развивающей среды. Педагоги определяют внешние границы зоны ближайшего развития, а затем происходит включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы ребенка. Это позволяет отразить: проблематизацию содержания обучения и воспитания; вариативность процесса обучения, индивидуальный подход; работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.

Проведенный мониторинг позволил выявить разность в показателях первичного исследования и двух последующих в сторону увеличения показателей. На диаграмме это выглядит следующим образом.

Анализ данных констатирующего эксперимента

Рис. 2. Анализ данных констатирующего эксперимента

Таким образом, инновационные педагогические технологии в развивающей среде представляет собой целостную совокупность этапов: выбор и формулирование цели организации развивающей среды; отбор игровых и обучающих средств; выбор и подготовка участников; организационные действия; оценка результатов деятельности.

Литература:

  1. Артамонова О. Предметно — пространственная среда: ее роль в развитии личности// Дошкольное воспитание. — М.,2006, № 4
  2. Веденеева, О. А., Савва, Л. И., Сайгушев, Н. Я. Педагогические технологии в современном образовательном процессе. Учебное пособие — М.: Мир науки, 2016. — 284 слайда.
  3. Толстикова О. В., Савельева О. В., Иванова Т. В., Овчинникова Т. А., Симонова Л. Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н. А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. — Екатеринбург: ИРО, 2013. — 199с.
Задать вопрос