Проект «Подарки природы для здоровья детей» в группе компенсирующей направленности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (50) февраль 2022 г.

Дата публикации: 03.02.2022

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Кулишкина, С. А. Проект «Подарки природы для здоровья детей» в группе компенсирующей направленности / С. А. Кулишкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/7062/ (дата обращения: 28.04.2024).



Здоровье — самый дорогой подарок, который человек получил от природы. Однако, дар этот очень хрупкий и не всегда удается сохранить его на протяжении всей жизни. К сожалению, все чаще мы сталкиваемся с тем, что дошкольники мало двигаются, для них характерна недостаточная сформированность мелкой моторики, общая неловкость. И именно поэтому, одной их основных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Необходимо приучать детей беречь и укреплять здоровье с самого раннего возраста. В этом помогут занятия физической культурой, закаливание, формирование основ здорового образа жизни. И, конечно, сама природа, которая дарит разнообразные средства, способствующие укреплению здоровья в виде различного материала (шишек, орехов, камней и т. д.). Игры с природным материалом естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Они способствуют развитию мелкой моторики, формированию и развитию пространственных и количественных отношений, знакомству со свойствами природных материалов, развитию памяти, мышлению и речи, помогают гармонизировать эмоциональное состояние детей, воспитывают терпение, сообразительность, воображение. К тому же, природный материал не требует больших финансовых затрат.

Оценив все плюсы использования природного материала в работе по физическому развитию детей, мы решили создать информационно-образовательный, игровой, долгосрочный проект «Подарки природы для здоровья детей». В проекте приняли участие дети группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели, учитель-дефектолог.

Проблемы проекта:

Как повысить уровень развития мелкой и общей моторики детей с ЗПР?

Как корригировать нарушения эмоционально-волевой сферы детей в процессе игр и самомассажа с природным материалом?

Знают ли родители о возможностях использования природного материала для развития моторики детей?

Цель проекта: создание здоровьесберегающих условий для развития моторики детей с ЗПР через использование природного материала.

Задачи проекта:

  1. Сохранять и укреплять здоровье детей.
  2. Вызывать интерес детей к играм и упражнениям с использованием природного материала.
  3. Знакомить детей с приёмами самомассажа с помощью природного материала.
  4. Развивать мелкую моторику и координацию движений.
  5. Знакомить родителей с играми и упражнениями с использованием природного материала.

Ожидаемые результаты:

– Повышение уровня развития мелкой моторики и координации движений.

– Умение детей играть в игры с использованием природного материала.

– Умение детей делать самомассаж с помощью природного материала

– Участие в проекте воспитанников и родителей.

– Повышение интереса детей к здоровому образу жизни.

– Повышение педагогической компетентности родителей.

– Методическое пособие «Подарки природы для здоровья детей».

Реализация проекта проходила в три этапа :

Подготовительный этап:

– Выбор темы, постановка цели и задач.

– Разработка плана реализации проекта.

– Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.

– Подбор игр и упражнений.

– Подбор и подготовка к использованию природного материала, изготовление атрибутов.

– Организация информационной деятельности и определение содержания работы с родителями в рамках проекта (анкетирование, изготовление буклета «Дары природы для детского здоровья», подготовка консультаций «Развитие моторики с помощью природного материала», «Полезные игры своими руками» и др.).

– Разработка и изготовление методического пособия «Подарки природы для здоровья детей».

– Оформление фотоальбома «Наши любимые игры».

Основной этап.

План реализации проекта

Содержание

Участники

Ноябрь

1. Анкетирование родителей по вопросам развития мелкой моторики у дошкольников.

2. Знакомство детей с «Дарами леса» (природным материалом — шишки, желуди, каштаны и т. д.), беседа о правилах использования его в процессе игр и самомассажа.

3. Разучивание комплекса упражнений для самомассажа кистей и пальцев рук сосновыми (еловыми) шишками.

4. Оформление фотоальбома «Наши любимые игры».

Воспитатели, дети, учитель-дефектолог, родители.

Декабрь

1. Консультация для родителей «Развитие моторики с помощью природного материала».

2. Беседа с детьми о «Как быть здоровым?». Оформление выставки детских рисунков по теме.

3. Разучивание комплекса упражнений для самомассажа кистей и пальцев рук орехами, каштанами.

4. Оформление фотоальбома «Наши любимые игры».

Воспитатели, дети, учитель-дефектолог, родители.

Январь

1. Буклет для родителей ««Дары природы для детского здоровья»

2. Знакомство детей с «Дарами моря» (природным материалом — камни, ракушки, песок и т. д.), беседа о правилах использования его в процессе игр и самомассажа.

3. Разучивание комплекса упражнений для самомассажа кистей и пальцев рук камнями.

4. Изготовление ковриков для массажа стоп (с использованием камней).

5. Оформление фотоальбома «Наши любимые игры».

Воспитатели, дети, учитель-дефектолог, родители.

Февраль

1. Консультация для родителей ««Полезные игры своими руками».

2. Игры с песком и ракушками.

3. Выставка поделок из ракушек.

4. Оформление фотоальбома «Наши любимые игры».

Воспитатели, дети, учитель-дефектолог, родители.

Март

1. Буклет для родителей «Игры на кухне» (игры с крупой и семенами растений).

2. Знакомство детей с «Дарами полей» (природным материалом — крупы, семена подсолнечника и т. д.), беседа о правилах использования его в процессе игр и самомассажа.

3. Игры с крупами.

4. Аппликация с использованием круп (риса, манки и др.) «Подарок для мамы».

5. Изготовление сенсорных (тактильных) мешочков с природным материалом.

Воспитатели, дети, учитель-дефектолог, родители.

Апрель

1. Совместное мероприятие с родителями «Квест «Секреты здоровья».

2. Игры с сенсорными (тактильными) мешочками.

3. Представление результатов проекта на педагогическом совете.

4. Оформление фотоальбома «Наши любимые игры».

Воспитатели, дети, учитель-дефектолог, родители.

Заключительный этап:

– Оформление проекта, фотоальбома, видеопрезентации проекта, методического пособия.

– Анализ реализации проекта, подведение итогов.

– Презентация проекта в педагогическом сообществе.

Результаты проекта:

В результате реализации проекта дети научились играм и упражнениям с использованием природного материала, приёмам самомассажа. У детей повысился уровень развития мелкой моторики и координации движений, эмоционально-волевой сферы. Появился интерес к здоровому образу жизни, как у детей, так и у родителей. Расширились представления детей о природе и её «дарах» для здоровья человека. Повысился уровень педагогической компетентности родителей, отмечается их заинтересованность в совместной деятельности в работе над проектом. Оформлен фотоальбом, выставки поделок и рисунков. Разработано и оформлено методическое пособие «Подарки природы для здоровья детей». Подобран материал для игр, изготовлены атрибуты к ним. Подготовлена информация для родителей (консультации, буклеты). Проведено мероприятие «Квест «Секреты здоровья». Оформлен отчет по проекту в форме видеопрезентации.

Более подробно об играх, упражнениях и самомассаже с использованием природного материала можно узнать из литературы.

Литература:

  1. Еромыгина М. В. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика. — СПб., Детство–Пресс, 2021
  2. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики. — М., Эксмо, 2015
  3. Фалева А. С. Самомассаж с использованием природного материала. 5–10 лет. — СПб., Детство–Пресс, 2017
Задать вопрос