Особенности художественно-эстетического развития и воспитания детей среднего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (50) февраль 2022 г.

Дата публикации: 29.01.2022

Статья просмотрена: 616 раз

Библиографическое описание:

Петрук, Е. В. Особенности художественно-эстетического развития и воспитания детей среднего дошкольного возраста / Е. В. Петрук, И. В. Скорик. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/7042/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье авторы рассматривают характерные особенности художественно-эстетического развития и воспитания детей 4–5 лет, методы и приемы, используемые для реализации задач художественно-эстетического развития.

Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, эстетическое воспитание.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников является результатом эстетического и художественного воспитания детей. Художественно-эстетическое развитие трактуется как процесс и результат познания эстетического и художественного опыта человечества, развитие способностей переживать различные явления окружающей реальности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявления красоты мира, становление эстетического сознания, своего отношения к эстетической деятельности.

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире с позиции эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности. [1, с.334]

В МБДОУ ДС № 31 «Журавлик» Старооскольского городского округа Белгородской области образовательная деятельность осуществляется в соответствии с требованиями образовательной программы «Детство».

Программные ориентиры относительно организации художественно-эстетического развития дошкольников направлены на решение следующих задач:

– развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;

– развитие продуктивной деятельности и детского творчества;

– воспитание эстетического отношения к окружающему миру;

– обогащение эмоциональной сферы ребёнка;

– формирование элементарных представлений о видах искусства.

Целью художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников является ознакомление с художественной культурой, развитие детского творчества, формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Внутренние резервы дошкольников среднего возраста реализуются в различных видах предпочитаемой ими деятельности: игровой, музыкальной, литературной, художественной. В отличие от детей второй младшей группы они увереннее комбинируют их, объединяют между собой, так как им так удобнее и все можно успеть. Дети пятого года жизни имеют исключительную особенность, так как этот возраст называют еще возрастом «почемучек». Он проявляется в многочисленных вопросах детей к педагогу: «Почему?», «Откуда?», «Зачем?», «Для чего?». В этом возрасте у детей развиваются эстетические чувства, дети обращают внимание на красоту природы, разнообразие изобразительных средств, уверенно держат в руках карандаш, рисуют людей, животных, с удовольствием лепят, конструируют, занимаются аппликацией. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей в игре, изобразительной, музыкальной деятельности.

У детей на пятом году жизни происходит знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, средствами их выразительности, происходит различие некоторых жанров искусства на конкретных примерах. (например, отличие живописных работ от скульптурных работ).

Дошкольники интересуются предметами народного промысла, знакомятся с работами художников-иллюстраторов, архитекторов, скульпторов, увлекаются произведениями детской художественной литературы.

На занятиях аппликацией дошкольники среднего возраста знакомятся с ножницами, начинают овладевать способами и приемами вырезания: вырезание из бумаги прямых коротких и длинных полос, симметричное разрезание квадрата по диагонали, срезание угла у прямоугольника, выполнение косого среза, вырезание округлой формы из квадрата. Дошкольники продолжают работать с такими видами аппликации как обрывной, нетрадиционной, готовых форм, из разных декоративных материалов. Развитию творческой деятельности детей, организации опытно-экспериментальной деятельности, освоения способов создания изображений, поиску выразительных образов и неординарных решений способствует наличие традиционных изобразительных материалов: акварельных и гуашевых красок, цветных карандашей, восковых мелков, фломастеров, пластилина. В процессе выполнения аппликаций используется бумага разной плотности и фактуры, фольга, ткани, природные и другие материалы.

Дошкольники осваивают конструктивный, комбинированный и рельефный способы работы с лепным материалом. Овладевают разнообразными приёмами лепки: оттягивают из цельного куска, прищипывают, соединяют части сглаживанием пальцами поверхности, прижимают и промазывают, вдавливают шары, цилиндры для получения готовых форм.

Совместное изобразительное творчество детей и взрослых способствует обогащению опыта детей (коллективная работа, совместное творчество). Стимулируется интеграция видов деятельности (при инициативе взрослого и самостоятельно).

Методы и приемы, используемые для реализации задач художественно-эстетического развития детей 4–5 лет:

– игра как основной вид деятельности детей среднего дошкольного возраста;

– метод эстетического выбора и убеждения, направленный на развитие эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире, развитие художественно-эстетического восприятия;

– традиционно-педагогические методы (диалог, беседы по картинам, отгадывание загадок, чтение художественных произведений);

– дидактические игры, игровые ситуации, упражнения, направленные на освоение детьми свойств изобразительных материалов, развитию мелкой моторики;

– организация выставок детского творчества;

– метод сенсорного насыщения (сенсорное насыщение способствует приобщению детей к миру искусства);

– восприятие музыкального произведения;

– использование нетрадиционных техник и материалов, способов создания изображения, которые являются основой для самостоятельного поиска, выражения собственных впечатлений;

– формирование позиции художника-творца, содействие самостоятельной деятельности, инициативы, индивидуальности, активизации творческих проявлений детей в процессе приобщения к художественной культуре;

– наглядность как ведущий педагогический метод (выставки картин, рассматривание картин, иллюстраций);

– метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики, динамические паузы);

– метод сотворчества (с педагогом, сверстником, приглашенным человеком на занятие) [2, с.6].

Рассмотрим основные требования, предъявляемые к результатам освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей среднего дошкольного возраста:

– проявлять самостоятельность и инициативу в разнообразных видах деятельности;

– обладать установкой доброжелательного отношения к окружающему миру, к разным видам труда, себе и другим людям; активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, сопереживать неудачным результатам и радоваться успехам других, по эмоциональной окраске разумно проявлять свои чувства;

– обладать развитым воображением, реализуемым в разнообразных видах деятельности; в оптимальной мере владеть устной речью, выражать свои мысли, чувства, уметь правильно высказываться в ситуации общения;

– развить мелкую моторику;

– быть способными к волевым усилиям, следовать правилам поведения в разных видах деятельности и правилам во взаимоотношении с детьми и взрослыми;

– проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам.

Каждый ребенок с рождения творец, поэтому все дети видят окружающий мир по-своему. Педагогу необходимо научить детей свободно и без сомнений применять способы создания образов, помочь ребенку сформироваться как творческой личности. Конечно же, главным является не конечный результат — рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих возможностях, самоутверждение в творческой работе, целесообразность деятельности.

Литература:

  1. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солцевой. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.
  2. Леонова, Н. Н. Художественное творчество. Освоение содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» по программе «Детство»: планирование, конспекты. Средняя группа / авт.-сост. Н. Н. Леонова. — Изд. 2-е, перераб. — Волгоград: Учитель. -289 с.
Задать вопрос