Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Преданья старины глубокой…» Чтение былины об Илье Муромце | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (50) февраль 2022 г.

Дата публикации: 01.02.2022

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Асташкина, О. Н. Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Преданья старины глубокой…» Чтение былины об Илье Муромце / О. Н. Асташкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/7027/ (дата обращения: 27.04.2024).



Цель: развитие познавательного интереса к культурно-историческим ценностям нашего народа посредством приобщения детей к художественной литературе.

Задачи :

Познавательные : познакомить с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Развивать у детей познавательный интерес. Совершенствовать умение детей глубже постигать явления окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости, закрепить представления детей о музее.

Развивающие задачи : развивать логическое мышление, образное восприятие истории нашего прошлого; закрепить знания детей о былине, как жанре художественной литературы, совершенствовать умение использовать образные выражения, способствовать интеллектуальному развитию.

Воспитательные задачи : воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям, к родной земле. Воспитывать уважение к героическим качествам русских богатырей. Прививать любовь к устному народному творчеству, былинному складу речи, былинному эпосу.

Материалы и оборудование : групповая комната оформлена, в виде русской избы: сундук (в нём льняная рубашка, рушник, утюг, угольки для показа, гусли), лавки (на них домотканые коврики), макет печи, чугун, ухват, деревянные ложки, прялка, детская люлька, красный угол с иконами, кадка. Проектор, интерактивная доска (слайды на тему: «Русская изба и её быт», диафильм «Былина об Илье Муромце»). Книга «Былины».

Предварительная работа : знакомство с былинами, отгадывание загадок, чтение пословиц , рассматривание иллюстраций, предметов народного быта, посещение Подольского краеведческого музея по теме: «Бабенская игрушка».

Словарная работа: кичка, зыбка, изба , красный угол, гусли, гусляр , прялка, веретено, ткацкий станок, рушник, ухват, чугун, кадка.

Ход:

Мотивационно-ориентировочный этап.

Воспитатель : Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, не стойте на пороге.Воспитатель предлагает детям необычно поздороваться, поиграв в русскую народную игру «Пальчики» .

Ивану-большаку-дрова рубить,

Ваське-указке-воду носить,

Мишке-среднему-печку топить,

Гришке-сиротке-кашу варить,

А крошке-Тимошке-песни петь.

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

(Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, затем наоборот).

Поисковый этап:

Воспитатель : Может, кто-то заметил что-то необычное в моём сегодняшнем наряде? (воспитатель одет в русский народный костюм: сарафан, рубашка, лапти, головной убор-кичка).

Воспитатель :Ребята, оглянитесь вокруг, как вы думаете, где мы с вами оказались? Что вы видите вокруг? (группа оформлена, как русская изба: лавки (на них коврики домотканые), красный угол, печь, сундук, прялка, люлька(зыбка), ухват, чугуны, глиняная посуда, плетеная корзина, цветные шали, рушники).

Дети: Рассуждают о том, что они видят вокруг и для чего нужны предметы, которые их окружают?

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

(В. Шефнер)

Практический этап:

Честь и хвала нашим предкам . Именно они, донесли до нас культурное наследие, наши прабабушки бережно сохранили в сундуках дорогую сердцу одежду, предметы быта. Многие из таких предметов и сейчас хранятся. Как вы думаете, где? (ответы детей). А что такое музей? (ответы детей). Да, чаще всего музей — это место, где хранятся старинные вещи .

Воспитатель : Чтобы мы с вами могли точно себе представить, что было много-много лет назад, перенесемся мысленно в прошлое.

(Показ слайдов с комментариями педагога и рассуждениями детейБеседуя с детьми, воспитатель старается, чтобы сами дети рассказывали и вспоминали то, что они уже знают) .

В старину, дом назывался избой. В передней находился красный угол избы, там висели иконы. Рядом стоял красивый сундук. Как вы думаете, для чего предназначался сундук?

Дети : Ответы детей. (В нем хранили одежду, продукты…).

Воспитатель : Молодцы. Давайте заглянем в « бабушкин » сундук и узнаем, какие вещи хранятся в нашем сундуке . Но вещи достать нам будет не просто, мы должны будем угадать, что там хранилось:

Воспитатель загадывает загадку:

Собой не одинакова,

А нужна всякому,

В ней не жарко летом,

В ней не холодно зимой?

Дети: Ответы детей. (Льняная рубаха).

(воспитатель достает из сундука льняную рубашку).

Воспитатель : А как вы думаете, из чего соткана ткань этой рубахи?

Дети : Ответы детей. (Изо льна).

Воспитатель: Да, ребята, это полотно дышит, пропускает воздух в отличие от некоторых современных тканей.

Теперь следующие загадки:

Голубым все поле стало,

Словно небо вниз упало,

А паренек-то синеглаз,

Нам рубашки припас?

Дети: Ответы детей. (Поле льна в цвету).

Воспитатель:

Угольками нагревается ,

Гладит все, чего касается

А дотронешься — кусается?

Дети: Ответы детей. (Старинный утюг).

Воспитатель: Верно, дети, раньше не было электричества. Посмотрите на слайд, может кто-то попробует догадаться, как нагревался в старину утюг. (ответы детей). Правильно, утюг нагревали на углях. Горячие угольки накладывали в специальное отверстие в утюге, а раздували для того, чтобы утюг нагревался и только потом гладили. Я вам предлагаю потрогать его.

Воспитатель предлагает детям потрогать и рассмотреть поближе утюг и угольки.

Воспитатель достает следующий предмет: полотенце.

Воспитатель : Посмотрите, что это за предмет, для чего он нужен, как назывался в старину? (ответы детей) Дети рассматривают полотенце. Правильно, в старину его называли рушник. Он входил в приданное невесты. Чтобы получилось такое красивое полотно, женщины проводили долгие часы за прялкой (показ прялки), а затем овладевали всеми видами техники узорного ткачества. После работы они садились и начинали из чистого волокна прясть нити. Для этого использовали веретено. Девочки, такие же как вы, уже с семи лет садились за прялку, папы делали им маленькие прялки. Когда полотно было готово, из него шили рубашки, платья, кофты, полотенца. (рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов. В своём рассказе воспитатель опирается на знания детей, полученные на предыдущих занятиях).

А теперь послушайте еще русские народные загадки:

Большая, белая, в избе главная

Кормит, греет все местечки,

Угадали это?

Дети : Ответы детей. (печка)

Воспитатель :

Два братца пошли в воду купаться,

Два купаются, а третий на берегу дожидается?

Дети : Ответы детей. (ведра и коромысло).

Воспитатель : Молодцы ребята, все загадки отгадали. Засиделись мы, устали, заговорились, гости дорогие. В старину, после праведных трудов, люди любили хороводы водить, песнями, да плясками забавлялись.

Физкультминутка

(воспитатель и дети заводят хоровод и исполняют русскую народную песню «На горе-то калина, под горою малина»).

Воспитатель : А ещё, в бабушкином сундуке можно найти удивительные сказки и былины. А вы помните, что такое былина? (ответы детей).

Правильно, былина — это русская народная песня-сказание о богатырях и об их подвигах. Былины, любили слушать и стар, и млад. Как и сказки они передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

Воспитатель : (звучит гусельный перебор)

И садился тут Илья да на доброго коня,

Брал с собою доспехи богатырские:

Во-первых, брал палицу булатную,

А еще брал саблю вострую,

А еще брал лук со стрелами,

И поехал он из города из Мурома.

Воспитатель: как исполнялись былины? (ответы детей) Правильно, их исполняли распевно, тягуче, сопровождая игрой на гуслях, старинном струнном инструменте.

Воспитатель: Вы уже догадались, о каком богатыре мы сегодня прочтём былину?

Дети: Ответы детей. (об Илье Муромце).

Воспитатель: Что вы знаете об Илье Муромце?

Дети : Ответы детей. (Илья Муромец-крестьянин из города Мурома,

стоял на защите русской земли и т. д.)

Воспитатель : Да, сегодня мы прочитаем «Былину об Илье Муромце».

Чтение былины сопровождается показом слайдов на экране (диафильм) .

Воспитатель : Понравилось вам произведение? В каком жанре написано это литературное произведение? (Ответы детей)

Воспитатель : Какая беда пришла на русскую землю?

Дети: Ответы детей .( нападают на Русь враги, разбойники).

Воспитатель : Откуда взялась у Ильи Муромца богатырская сила?

Дети : Ответы детей . ( Странники налили Илье в ковш воды, обладающей богатырской силой).

Воспитатель : Для чего Илье Муромцу была дана эта сила?

Дети : Ответы детей .( Чтобы сражаться с разбойниками, защищать Русь-матушку, защищать вдов, сирот, малых деточек).

Воспитатель : Куда держал путь Илья Муромец?

Дети : Ответы детей . ( В Киев-град).

Воспитатель: Где поселился Соловей-разбойник?

Дети: Ответы детей . ( У речки Смородинки. На трех дубах, на девяти суках).

Воспитатель: Почему разбойника назвали «Соловьем»?

Дети: Ответы детей . (Он свистел и кричал по-звериному).

Воспитатель : Как вы думаете, в чем главная мысль былины?

Дети : Ответы детей . ( Илья Муромец — русский богатырь, используя свою богатырскую силу, встал на защиту Земли русской).

Рефлексивно-оценочный этап.

Воспитатель : Ребята, где мы с вами сегодня находимся? Что нового узнали о русском быте, об избе? Давайте вспомним, какие новые слова вы узнали?

Дети : Ответы детей . ( Изба, прялка, веретено, ткацкий станок, рушник, ухват, чугун).

Воспитатель : Мы узнали, из чего в старину делалась ткань, что из неё шили, как её гладили. Познакомились с ещё одной былиной «Былиной об Илье Муромце». А хотели бы вы быть такими же отважными и полезными для своей Родины, обладать такой же силой богатырской? Воспитатель предлагает детям испить глоток из кувшина с «волшебной водой», хорошенько подумать и назвать качества, которые они хотели бы приобрести, чтобы стать современным богатырём, защитником Земли русской.

Педагог, подводя итог и прощаясь с детьми, выражает свою уверенность в том, что все задуманное, если дети будут стараться, обязательно сбудется, а ребята и в дальнейшем продолжат своё знакомство с новыми былинами.

Последующая работа: проведение выставки детских рисунков «Богатыри русской земли». Знакомство с новыми былинами.

Ожидаемые результаты:

Воспитание личности, любящей свой родной край и свою Родину; уважающей свой народ, его культуру и духовные традиции.

Развитие словарного запаса, развитие связной речи.

Дети получат представление о назначении музея в жизни человека; узнают названия старинных предметов быта и одежды; смогут объяснить значения устаревших выражений и слов, а также различать жанры литературных произведений.

Задать вопрос