Использование интеграции образовательных областей в математическом развитии дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Колотнева, Н. И. Использование интеграции образовательных областей в математическом развитии дошкольников / Н. И. Колотнева, И. В. Краснюкова, Е. Ф. Чернова, А. Д. Унгурян. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/7022/ (дата обращения: 28.04.2024).



Статья посвящена вопросам математического развития дошкольников при интегрированном образовании. Разработана модель интеграции образовательных областей с опорой на развитие математических представлений у дошкольников. Доказана актуальность интеграции образовательных областей в математическом развитии детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: интегрированное образование, дошкольники, математическое развитие, модель.

Введение . Принципам интеграции образовательных областей в общем развитии дошкольников уделялось внимание многими авторами. Например, Н. Л. Гребенникова и Н. Д. Давлетова описывают принципы интеграции образовательных областей в математическом развитии определяя соотношения старого и нового материала [1].

3. А. Михайлова, E. Д. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец раскрывают теоретические основы и педагогические технологии развития у детей дошкольного возраста логического интеллекта и математических представлений. На наш взгляд, особого внимания в указанном исследовании занимает раздел «Математическое развитие дошкольников средствами «веселой» занимательной математики», где описаны игровые формы различных областей познания и формирования картины мира [2].

Интеграция образовательных областей может осуществляться через следующие образовательные области: музыкальные занятия (понятия: ритм, счет, музыкальные считалки, музыкальная ритмика и др.), физическая культура (понятия круг, квадрат, овал, прямоугольник, высокий, низкий, короткий, длинный и т. д.), логоритмика, здоровье, социализация (понятия: сколько нас, много, мало и т. д.), труд, художественно-эстетическое творчество, экономическое воспитание, чтение художественной литературы, квест-игры; проблемное обучение, ролевые игры и др.

Формирование математических представлений у дошкольников предложено многими учеными в области дошкольной педагогики, чьи труды, несомненно актуальны в каждом периоде изучения. В настоящее время зарубежными и отечественными исследователями ведется активный поиск новых методов, приемов, технологий формирования математических представлений у детей раннего возраста. Современные развивающие технологии описаны М. Г. Борисенко, Т. И. Ерофеевой, О. Е. Жиренко, Е. В. Колесниковой, Л. А. Обуховой, В. П. Новиковой, Л. Н. Павловой, А. А. Столяр и др. Авторы предлагают педагогические технологии и подходы, направленные на формирование различных видов математической деятельности, элементарных математических представлений, на развитие когнитивных процессов через критическое и математическое мышление. И в основном, все подходы основаны на интегрированном обучении.

Доказано (А. В. Белошистая, А. М. Вербенец, В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич, А. И. Савенков, Г. А. Репина, В. Ф. Петрова и др) первоначальные математические знания ребенок приобретает в раннем возрасте. Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что существуют количественные отношения и пространственные формы, существуют отношения между объектами, которые положены в качестве аксиомы в основание математических действий. Ребенок еще не осознает это, однако математика дает ребенку возможность увидеть, что порядок и определенность, симметрия и пропорциональность есть как в природе, так и в жизни.

Анализ научной литературы позволил сформулировать цель исследования — создание педагогических условий для развития математических представлений у дошкольников в интеграции образовательных областей.

Предмет исследования — педагогические условия интеграции образовательных областей.

Объект исследования — математическое развитие дошкольников.

Задачи :

— разработать Модель интегрирования образовательных областей в математическом развитии дошкольников;

— создать условия реализации Модели;

— проанализировать эффективность Модели.

Гипотеза исследования : математическое развитие дошкольников будет успешнее при интеграции образовательных областей и процесс формирования элементарных математических представлений будет проходить в цифровом образовательном пространстве.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие дошкольники и педагоги МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 147» г. Воронежа. Исследование началось в феврале 2020 года. В связи с пандемией COVID-19 были перерывы в исследовательской деятельности и иногда приходилось заново проводить занятия по одной теме, так как некоторые дети прерывали посещение детского сада. Однако, удалось провести сравнительный анализ полученных данных. В качестве метода мониторинга использовались игры: «Знакомство с цифрами», «Геометрические фигуры: игра с сортером», «Интегрированное занятие на усиление концентрации слухового внимания и формирование элементарных представлений о количестве».

Результаты и их обсуждение

Результаты оценивались в бальной системе от 1 до 3, где 1 — низкий уровень, 2 — средний уровень, 3 высокий уровень. Подсчитывалось среднеарифметическое значение по каждой диагностике. Полученные результаты подтвердили эффективность Модели.

Модель интегрирования образовательных областей в математическом развитии дошкольников

Рис. 1. Модель интегрирования образовательных областей в математическом развитии дошкольников

Таким образом, математическое развитие дошкольников при интеграции образовательных областей — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логико-математическими операциями, и математическим мышлением. Результативность математического развития при интеграции образовательных областей показана в таблице.

Таблица 1

Сравнительный анализ эффективности Модели и результативности математического развития дошкольников

Название методики

2020 г

2021 г

Разность показателей

«Знакомство с цифрами»

1,98

2,34

0,36

«Геометрические фигуры: игра с сортером»

2,21

2,67

0,46

«Интегрированное занятие на усиление концентрации слухового внимания и формирование элементарных представлений о количестве»

1,56

2,03

0,47

При рассмотрении таблицы, видно, что результативность математического развития не одинаково равномерна.

Анализ данных позволил сделать следующие выводы: математическое развитие рассматривается как составная часть целостного развития дошкольников. Экспериментально установлено, что в общем развитии детей немаловажное место занимает математическое развитие, которое не может рассматриваться вне личностного развития и развития всех когнитивных процессов. В связи с этим интеграция образовательных областей в математическом развитии детей дошкольного возраста позволяет добиться качественных изменений в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования математических представлений и компетенций. Математическое развитие является одним из значимых компонентов в формировании «картины мира» ребенка.

Литература:

  1. Гребенникова, Н.Л., Давлетова, Н. Д. Принципы интеграции образовательных областей в математическом развитии. ЖУРНАЛ «Кронос». Мультидисциплинарные науки. 2020 г, — с. 26–29.
  2. Михайлова, З.А, Носова, Е.Д., Столяр, А.А., Полякова, М.Н., Вербенец А. М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008 г, — 153 с.
Задать вопрос