Социальный интеллект дошкольников как психологический феномен | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Королёва, Е. В. Социальный интеллект дошкольников как психологический феномен / Е. В. Королёва, Е. А. Кондратова, С. В. Шайкина, Л. А. Аракелян. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/7000/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье использованы методы теоретического анализа социального интеллекта как психологического феномена. Рассмотрена специфика концептуальных подходов к проблеме развития социального интеллекта у дошкольников. Установлено, что социальный интеллект рассматривается как интегральная способность, обеспечивающая социально-психологическую адаптацию человека. Выявлено, чем раньше начать развивать социальный интеллект у дошкольников, тем выше будет их способность активно взаимодействовать с социальной средой.

Ключевые слова: социальный интеллект, психологический феномен, эмоциональный интеллект, дошкольники

Для раскрытия темы социального интеллекта как феномена, т. е. наблюдаемого психологического явления или объекта научного рассмотрения, обратимся к историческим истокам. Впервые проблема социального интеллекта была описана в начале XX века американским психологом, педагогом, профессором Колумбийского университета Эдвард Ли Торндайк, который ввел термин «социальный интеллект» для обозначения способности добиваться успехов в межличностном общении, вести себя достойно в соответствии со сложившейся ситуацией.

Как психологическое явление социальный интеллект рассматривается в исследованиях Г. М. Андреевой, Дж. Гилфорда, Н. Кэнтора, Г. Олпорта, А. И. Савенкова, М. Салливена, М. Тисака, М. Форда и др., где авторы определяют содержание понятия «социальный интеллект»

Ученые Х. Айзенк, Ж. Пиаже, Л. С. Рубинштейн, А. И. Савенков, Н.Я Семаго, В. Штерн Н. А. Филина, Т. В. Филипповкая изучают социальный интеллект в рамках исследований общего и эмоционального интеллекта.

Социальный интеллект как фактор развития личности описывают авторы О. В. Белоконь, Е. В. Беляева, Е. М. Беспаленко, Г. П. Геранюшкина и др.

Взаимосвязь менталитета и интеллекта описана учеными В. Д. Беспаленко и Е. М. Беспаленко. Авторы, ссылаясь на Х.Айзенка, Д. В. Ушакова рассматривают общий и социальный интеллект, как универсальную психическую способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство нервной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью [2, c. 103–105].

Вышесказанное подтверждают учения Дж. Гилфорд, М. И. Бобневой, К. Джонса, Ю. Н. Емельянова, М. Тисак, Д. В. Ушакова, А. Л. Южаниновой, определяющих социальный интеллект как систему ментальных способностей, связанных с познанием поведенческой информации и как способность понимать последствия поведения в процессе социальных взаимодействий.

В западной психологии особенно распространено понимание социального интеллекта и интеллектуальных способностей как биопсихической адаптации к обстоятельствам жизни.

Важность изучения социального интеллекта подчеркнута в работе Д. В. Ушакова, так как социальный интеллект является такой психологической проблемой, где взаимодействует когнитивное и аффективное [3, с. 12–13]. Согласно Д. В. Ушакову проблема видов интеллекта зарождается в рамках факторных теорий интеллекта — однофакторные и многофакторные, в основе которых лежит одна общая способность, но место социального интеллекта в структуре способностей до настоящего времени не определено [3, с. 18–19].

Тему общения и уровень социального интеллекта при этом рассматривала Г. М. Андреева в концепции «символического интеракционизма», ссылаясь на учения В. Джемса Мида [1, c.75–76].

Опираясь на упомянутые источники, мы сформулировали цель исследования — рассмотреть социальный интеллект дошкольников как психологический феномен и определить пути его формирования.

Задачи: разработать модель формирования социального интеллекта у дошкольников; апробировать модель в группах МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 147» г. Воронежа; провести сравнительный анализ эффективности модели.

Предмет исследования — социальный интеллект у дошкольников.

Объект исследования — дети дошкольного возраста.

Мы основывались на том, что по мнению Г. М. Андреевой центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что: «…личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих» [1, c. 77]. Отсюда следует, социальный интеллект развивается в социуме. Без общения с другими людьми социальный интеллект развиваться не может.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие воспитатели и дошкольники МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 147» г. Воронежа. Всего участвовали более пятидесяти человек, постоянного числа не было, так как некоторые дети участвовали периодически.

Методы исследования: методика «Узнай эмоцию», «Кто нуждается в помощи?», «Саквояжи добра и зла». Эти методики служили для мониторинга.

Результаты и их обсуждение

Для выявления уровня сформированности социального интеллекта у дошкольников контрольные задания оценивались по четырехбалльной системе, где 1 — низкий уровень, 2 — ниже среднего уровня, 3 — средний уровень и 4 — высокий уровень. Высчитывалось среднеарифметическое значение. Проведение исследования проходило в соответствии с программой образования и Стратегией воспитания в РФ, рассчитанной до 2025 г.

Модель формирования социального интеллекта у дошкольников

Рис. 1. Модель формирования социального интеллекта у дошкольников

В модели отражены поэтапные шаги формирования социального интеллекта и критерии изучаемого феномена. Мы обратили внимание на роль эмоций в развитии социального интеллекта у дошкольников. В исследованиях Д. В. Люсина, который описывает эмоциональный интеллект как «…способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими», говорится о первостепенной важности развития эмоционального интеллекта, как части социального [3].

Методы исследования

2020 г

2021 г

Разница

«Узнай эмоцию»

3,21

3,78

0,57

«Кто нуждается в помощи?»

3,03

3,69

0,66

«Саквояж добра и зла»

2,86

3,45

0,59

Данные, приведенные в таблице и полученные в результате мониторинга подтверждают эффективность модели и отраженные в ней виды деятельности, направленные на формирование социального интеллекта у дошкольников как психологического феномена.

Таким образом, основная функция модели — служить источником для разработки педагогами методического инструментария развития социального интеллекта дошкольников в процессе образовательной деятельности. Установлено, что социальный интеллект — это интегральная способность, обеспечивающая социально-психологическую адаптацию дошкольников.

Литература:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. -5-е изд. испр и доп.- Аспект Пресс, — 2009. — 363 с.
  2. Белова С. С. Субъективная оценка интеллекта другого человека: эффект вербализации // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 39–62.
  3. Беспаленко В. Д., Беспаленко Е. М. Менталитет и развитие интеллекта в образовательном процессе. Вестник ВОИПКРО выпуск № 11, Воронеж — 2004.- с.103–105.
Задать вопрос