Использование квест-технологии в ДОУ при организации работы с детьми с ОВЗ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (50) февраль 2022 г.

Дата публикации: 17.01.2022

Статья просмотрена: 256 раз

Библиографическое описание:

Мещерякова, Е. А. Использование квест-технологии в ДОУ при организации работы с детьми с ОВЗ / Е. А. Мещерякова, Н. М. Воронина, Л. А. Давыдова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 77-81. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/6993/ (дата обращения: 28.04.2024).



Среди большого разнообразия средств воспитания и образования особое место занимает игра. Игра представляет собой исторически сложившееся средство воспитания. Игры сопровождают ребенка с самого его рождения и помогают познавать мир вокруг. Вместе с развитием человеческого общества они непрерывно совершенствуются и усложняются.

В последнее время популярность приобрела квест-игра. Само английское слово квест переводится как «поиск» или даже «приключение». На поиске решения для какой-то конкретно поставленной задачи и основаны квест-технологии в образовании.

Квест-технология позволяет не только улучшить понимание и решение поставленных задач, но и стимулировать умственное, физическое и нравственное развитие детей, что является актуальным в современном образовании. Квест-игры не только стимулируют дошкольников на поиск н правильного, логического решения поставленной задачи, а так же создают положительную психологическую атмосферу, которая позволяет максимально раскрыться личности каждого ребенка, вовлекают дошкольников в поисковую и коммуникативную деятельность. Только совместными усилиями возможно достижение поставленных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить дошкольников, что в свою очередь учит детей договариваться и прислушиваться к мнению других игроков. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Дети получают возможность применить свои умения и навыки в различных, порой нестандартных, игровых ситуациях, что способствует закреплению, расширению и совершенству их умений, знаний по определенной теме игры. Кроме того, способствует воспитанию таких качеств личности, как настойчивость, упорство, смелость, инициативность, умение работать в команде.

В системе дошкольного образования сегодня складываются новые условия воспитания и обучения детей, в том числе и детей с ОВЗ.

У дошкольников с ОНР отмечается низкий уровень как физического, так и коммуникативного развития. Именно поэтому помимо традиционных форм педагоги должны активно использоваться новые инновационные формы и методы работы.К формам относятся квест-технологии, которые содержат в себе захватывающий сюжет и помогают поддержать активность ребенка на протяжении всего процесса воспитания и обучения.

Актуальность использования квест-технологии состоит в том, что, во-первых , дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушением речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование данной технологии вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых , квеств игровой и занимательной форме способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников; в-третьих , мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Таким образом, квест-игры — одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, с активной познавательной позицией, что и является основным требованием ФГОС ДО.

По форме организации образовательного процесса квест-игра чаще всего командная, включающая в себя задания из разных образовательных областей, как соревновательного характера, так и индивидуального выполнения логических головоломок и творческих задач, связанная одним сюжетом.

Согласно принципам ФГОС ДО уровень развития коммуникативных навыков детей с ОВЗ зависит от выполнения определённых условий, которые напрямую зависят от принципов, с помощью которых осуществляется педагогический процесс:

— образовательный процесс организуется на основе индивидуальных потребностей конкретного ребёнка, который сам выбирает основу своего образования и становится полноправным участником образовательного процесса;

— в ходе осуществления образовательного процесса осуществляется сотрудничество педагога и детей во всех областях этого процесса;

— педагог создаёт условия для свободного выбора детьми различных видов игровой, познавательной, коммуникативной деятельности;

— в ходе образовательной деятельности для каждого ребёнка создаются условия для самостоятельного принятия решений и самовыражения.

Квест-технология позволяет выполнить все эти условия. При проведении и организации квест игры можно с успехом решать практически все образовательные и коррекционные задачи, так как принцип квест-игры –найти ответ на задание и получить подсказку к выполнению следующего.

Для эффективного выполнения дошкольниками всех задач, при организации квест-игры, мы стараемся придерживаться определенных условий:

— все задания должны быть безопасными;

— задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту воспитанников и их индивидуальным особенностям;

— задания должны быть последовательными и логически взаимосвязанными;

— игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;

— временные интервалы, во время которых дети выполняют задания должны быть правильно распределены, что бы дети не потеряли интерес к игре;

— цель игры должна быть точно представлена и понятна детям,

— роль педагога в игре –наблюдать.направлять, поощрять, в общем подталкивать к правильному решению, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.

Чтобы квест предоставил детям опыт самостоятельного размышления, принятия решения и действий, мы продумываем все подробности органицации:

Предварительная работа: Для заинтересованности детей предварительно рассказываем о квест-игре, ее правилах и условиях.

Мотивация: Помещаем воспитанников в игровую ситуацию: ставим четкую цель игры, обозначаем причину, почему важно достичь цели.

Задания: Используем задания на разные виды деятельности, умения и навыки детей, основываясь на опыте дошкольников и ранее освоенных ими знаний и умений, в том числе двигательных.

Территория прохождения квеста: Охватываем как можно большее пространство ДОУ: групповую, физкультурный и музыкальный залы, кабинеты логопеда, психолога и, конечно, площадку на участке. Чем больше пространства задействованно, тем больше азарта вызовет игра у воспитанников.

Командный подход: Делим детей на команды. Соревновательный характер вызовет стремление к победе и тем больше вероятности, что каждый ребенок проявит себя.

Временные ориентиры: Даем детям достаточно времени для обдумывания, обсуждения и принятия решений, не торопим, подсказываем при необходимости.

Награждение: В заключение хвалим и поздравляем детей с тем, что они достигли цели игры. Поощряем призами.

Насыщенная современная информационная среда окружает ребенка с самого рождения. Большее место в его жизни занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки. Современных детей все сложнее чем-либо удивить. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка. Именно поэтому современный педагог обязан идти в ногу со временем и применять в своей работе современные, инновационные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения воспитательной и образовательной деятельности. Предлагаем вам конспект квест-игры по ПДД для детей подготовительной группы с ОНР.

«В поисках подарка Светофорика!»

Цель:

Закрепление знаний ПДД и пропаганда основ безопасного поведения на дороге.

Задачи:

  1. Углубить знания о правилах поведения на улице. Подчеркнуть, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.
  2. В игровой форме закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках.
  3. Закреплять умение применять полученные знания в играх и повседневной жизни.
  4. Способствовать развитию осторожности, осмотрительности на дорогах.
  5. Активизировать в речи детей слова на дорожную тематику.
  6. Развивать внимание, наблюдательность при выполнении задания.
  7. Формировать у детей умение самостоятельно принимать решение.
  8. Создание радостного, веселого, праздничного настроения у детей.

Предварительная работа:

— Чтение стихов, отгадывание загадок о дорожных знаках; игры по ПДД.

— Рассматривание знаков дорожного движения по дороге из детского сада домой;

— Знакомство детей со светофором, его работой, с «зеброй», знаками «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!», «Велосипедная дорожка», «Остановка общественного транспорта» и др.

Словарная работа:

Активизация речи на дорожную тематику: светофор, сигналы светофора, пешеходный переход, пассажир, дорожные знаки, «островок безопасности», проезжая часть, обочина, тротуар.

Ход квест-игры:

Раздаётся стук в двери. «Почтальон» приносит письмо.

«Здравствуйте, ребята! Это я ваш друг — Светофорик. Я приготовил для вас подарок и хотел приехать к в гости. Но случилось непредвиденное! В городе на дороге сломался светофор и мне срочно нужно помочь. Если хотите получить подарок, можете попробовать его. Но нужно будет выполнить задания. За каждое правильно выполненное задание получите букву. Из букв сложите слово и узнаете, где я оставил подарок. Вам придётся постараться. Найти задания помогут загадки — подсказки, они в конвертах. До встречи. Желаю удачи. Ваш друг — Светофорик!»

Ведущий: Ну что ребята, интересно вам, что приготовил Светофорик?

Попробуем найти подарок сами?

Только сначала я хочу проверить как вы помните правила дорожного движения. Ведь нужно будет выполнять задания Светофорика. Слушать друг друга и помогать друг другу. Согласны?

Что бы было всё в порядке, поиграем мы в загадки.

Если с нами вы согласны, громко крикнете в ответ:

«Это я, это я, это все мои друзья».

И похлопайте в ладоши дружно — для веселья это нужно!

Если нет, тогда молчите и ногами топочите!»

Кто из вас идёт вперёд

Только там, где переход? (Это я, это я, это все мои друзья)

Кто из вас в вагоне тесном

Уступил старушке место? (Это я, это я, это все мои друзья)

Чтоб проветриться в автобусе немножко,

Кто и голову, и туловище высунул в окошко? (Дети молчат)

Кто бежит вперёд так скоро,

Что не видит светофора? (Дети молчат)

Знает кто, что свет зелёный означает:

По дороге каждый смело пусть шагает? (Это я, это я, это все мои друзья)

Кто вблизи проезжей части

Весело гоняет мячик? (Дети молчат)

Ведущий: Молодцы! Я убедилась, что вы готовы к заданиям и уже знакомы с правилами дорожного движения! Теперь приступаем к поискам. Нам надо найти конверт с первым задание. Послушайте 1 подсказку.

У него четыре ножки. На него разложим ложки.

Ставим вазы, чашки, кружки. Стулья у него подружки. (Стол)

Ведущий: Правильно, стол. Найдите, пожалуйста, на столе конверт.

(Дети находят конверт, который спрятан (наклеен) на один из столов)

Задание № 1 Пазлы «Дорожные ситуации»

Ведущий: Ой как интересно! Что получилось? Молодцы! Первое задание выполнено, поэтому достаем букву. Какая это буква? Правильно, буква В

С одной буквой слово не составишь. Выполняем следующее задание. Отгадайте 2 загадку — подсказку.

Кто поможет язычок правильно поставить

И воздушную струю по нему направить

Звук от буквы отличать, без запинок отвечать?

Ребята, нам нужно отправиться в кабинет к Ксении Александровне, она нам поможет найти следующую букву.

Задание № 2 с логопедом в кабинете

Воспитатель: Молодцы! Второе задание выполнено. А вот и буква, какая? Е

Давайте выполнять еще одно задание. Загадка — подсказка 3.

Фантазируем, играем, что-то вместе собираем

В настроении отличном, в кабинете необычном.

Правильно ребята, это наш психолог, идем к ней в кабинет.

Задание № 3 в кабинете психолога с перфокартами по ПДД

Ведущий: Молодцы! Все справились с заданием. Какую букву получили? Р. Кто может отгадать слово? Нужна новая подсказка.

Здесь мы вместе выступаем, праздники проходят в нем,

И в оркестре мы играем, песни разные поем.

Ребята, куда же нам нужно отправиться?

Конечно, в музыкальный зал, вперед!

Задание № 4 в музыкальном зале на экране презентация по ПДД

Ведущий: Молодцы ребята, раз выполнили задание — берём букву. Да здесь сразу две буквы. А. Кто может составить слово? Надо найти следующий конверт с заданием. Слушайте и отгадывайте следующую загадку-подсказку.

Бегать нужно там, скакать, веселиться и играть,

Только раз зайдёшь туда: начинается игра

Ведущий: Правильно, это спортивный зал! Скорее туда!

Задание № 5 в спортивном зале с инструктором по физической культуре.

Подвижная игра «Запомни сигналы регулировщика»

Здесь на посту в любое времястоит знакомый постовой.

Он управляет сразу всеми,кто перед ним на мостовой.

Никто на свете так не может, одним движением руки

Остановить поток прохожихи пропустить грузовики.

Правила игры: Дети делятся на команды — одна напротив другой.

Посередине располагаются корзины с цветными шариками (красные, желтые, зеленые)

красный свет

— регулировщик к пешеходам лицом, руки вытянуты в стороны — Стой!

желтый свет

— правая рука с жезлом перед грудью — Приготовится!

зеленый свет

— регулировщик к пешеходам боком, рука вытянута в сторону — Иди!

По сигналу регулировщика дорожного движения игроки быстро подбегают к корзинам и берут шарик соответствующего цвета и возвращаются на места, быстро строятся в шеренгу. Капитаны подсчитывают шарики, принесенные их игроками. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Итоговая эстафета «Собери светофор»

По команде игроки собирают светофор (раскладывают шарики по цветам светофора по порядку в цветные обручи)

Ведущий: Молодцы ребята, выполнили задание. Достаём букву… Н. Не получается слово. Ищем еще конверт. Отгадываем следующую загадку-подсказку.

Я на нём стою ногой, оттолкнусь легко другой,

Чтобы мчаться ровно, гладко по размеченной площадке.

Ведущий: Правильно ребята, нам нужно на улицу, там есть размеченная площадка и самокаты мы принесли. Одеваемся и выходим!

Задание № 6 с самокатами на улице.

Ведущий: Отлично вы справились. Вот последняя буква. Это буква… Д

Давайте попробуем. Что получилось? Веранда.

Ведущий: Ура, ребята, мы составили слово! Скорее на самокаты и едем к себе на участок на веранду. А вот и подарок, который для вас приготовил Светофорик! Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения! И теперь сможете рассказать о них друзьям, объяснить как вести себя на улицах города, где можно играть. Я уверена, что и вы всегда будете сами соблюдать правила на улицах города.

Литература:

  1. Авдеева, Ю. В. Коммуникативное развитие детей 5–7 лет [Текст]: пособие для воспитателей, педагогов-психологов ДОУ, родителей / Ю. В. Авдеева, — М.: Сфера, 2012.-63 с.
  2. Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст]: //Управление ДОУ. — 2012. — № 5.
  3. Осяк, С. А. Образовательный квест — современная интерактивная технология [Текст]: / С. А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–2.
  4. Шеина, Л. И. Квесты — как новая форма взаимодействия взрослых и детей [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 46. — с. 439–441.
  5. Комарова, Т. С., Зацепина, М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада [Текст]: пособие для педагогов, методистов // Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. — Мозаика-Синтез Москва, 2010.
Задать вопрос