Успешная социальная адаптация дошкольников как фактор здоровьесбережения | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Засимская, Т. Г. Успешная социальная адаптация дошкольников как фактор здоровьесбережения / Т. Г. Засимская, А. П. Кононенко, А. С. Юрьева, Г. А. Вяткина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/6975/ (дата обращения: 27.04.2024).



Статья посвящена изучению взаимосвязи социальной адаптации дошкольников с психосоматическими заболеваниями. Выявлено, что дети, легко приспособившиеся к социальным условиям детского сада с удовольствием, посещают образовательную организацию, болеют реже, их эмоции стенические, что также влияет на соматическое состояние организма. Авторы разработали модель социальной адаптации дошкольников в условиях детского сада и доказали ее эффективность.

Ключевые слова: социальная адаптация, дошкольники, здоровьесбережение, образовательная организация.

Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях модернизации дошкольного образования, реализации Федерального государственного стандарта, разнообразии программ дошкольного образования, все острее встает необходимость решения проблемы целостного развития ребенка, которое напрямую зависит от социальной адаптации. Встает необходимость подготовки личности, способной успешно функционировать в новых социальных отношениях, которые в последнее время перенесены в цифровой формат. В этой связи возникает потребность в модернизации дошкольного образования, способного успешно решать задачу формирования социально адаптированной личности.

Педагогическую деятельность по социальной адаптации дошкольников следует начинать как можно раньше, так как качества, привитые с детства, всегда оказываются очень прочными и влияют на процесс дальнейшего развития личности. Немаловажную роль в формировании социально адаптированной личности играет образовательная среда, создаваемая в дошкольных образовательных организациях.

Проблема социальной адаптации является объектом междисциплинарного исследования. Так, анализ социальной адаптации представлен в работах Г. М. Андреевой, Т. И. Бабаевой, А. И. Берга, Т. Г. Дичева, И. А. Зимней, В. З. Когана, Э. С. Маркаряна, И. А. Милославовой, В. А. Шаповалова и др.

Проблема социальной адаптации дошкольников является актуальной в течение всего учебного года. Так, например, если дети переходят в более старшую возрастную группу, то адаптационный процесс начинается снова. Если ребенок долго не посещал образовательную организацию, то и здесь приходится снова адаптироваться, так как учебный процесс не стоит на месте.

Начало посещения детского сада требует от ребенка приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и другими детьми, развитие коммуникативных навыков поведения и адаптивных механизмов.

Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким невротическим реакциям, как: нарушение эмоционального состояния; появление тревожности перед дошкольной образовательной организацией; снижение иммунитета и повышение заболеваемости.

Для решения обозначенной проблемы нами была разработана модель социальной адаптации дошкольников в образовательной организации.

Цель исследования — создание условий для успешной социальной адаптации дошкольников.

Предмет исследования — социальная адаптация как фактор здоровьесбережения у дошкольников.

Объект исследования — дошкольники в период социальной адаптации.

Модель социальной адаптации дошкольников в образовательной организации

Рис. 1. Модель социальной адаптации дошкольников в образовательной организации

Методы исследования и исследуемые

Исследование проходило в МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 166» г. Воронеж. Участвовали дошкольники двух групп. Методы исследования — наблюдение, формирующий и констатирующий эксперименты. Формирующий эксперимент состоял из занятий педагога-психолога, образовательных событий и всех режимных моментов. Используемые игры: «Царевна Несмеяна», «Спящая красавица и богатыри», «Страна улыбок», «Мы строим город дружбы», «Секрет для Колобка» и др.

Результаты и их обсуждение

Психологический уровень основывался на диагностике (наблюдение и психологическое исследование педагога-психолога). Педагогом-психологом проводились игры — упражнения с психологической направленностью.

Физиологический уровень состоял из изучения медицинских карт и рекомендаций медицинского работника. В соответствии с рекомендациями разрабатывалась индивидуальная траектория для социальной адаптации каждого ребенка. Особое внимание уделялось вновь поступившим детям и детям, которые часто болеют.

Социальный уровень включал следующие направления: развитие коммуникативных навыков; приспособление к ролевым функциям; этических норм; формирование социальной компетентности; мониторинг сферы познания. Использовались игры — «мирилки», ролевые игры, дидактические игры с запланированным проблемным вопросом, проблемной ситуацией или проблемной задачей.

Таблица 1

Диагностический инструментарий социальной адаптации дошкольников МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 166» г. Воронеж

Виды отношений (адаптация или дезадаптация)

Методика диагностики

1

Отношение к посещению детского сада, к детскому саду, в частности,

Метод создания социальных ситуаций, тест «Для чего мне нужен детский сад», метод «Закончи предложение или сказку» и т. д.

2

Межличностные отношения

метод наблюдения, методика косвенного выбора

3

Отношение к референтной группе (внутрисоциумный комплекс)

Наблюдение; метод репродуктивного воображения при ролевых играх, изучение инициативности

4

Отношение к общественным ценностям, (социальный и мировоззренческий комплексы)

Методика «Как я вижу детский сад», ранжирование нравственных ценностей, «Карта развития эмоционального интеллекта»

5

Диагностика для определения социальных ролей

Игровые методика «Кто это …?», «Идем в цирк», театрализованные представления

6

Отношение к себе (субъектно-

личностный комплекс)

Шкала самооценки «Лесенка Думбо-Рубинштейна», Я и Вселенная», экспресс-диагностика эмпатии

Результаты диагностики показали, что дети с неустойчивым эмоциональным состояние чаще болеют, часто не посещают детский сад, в связи с чем, социальная адаптация таких детей не является успешной. В процессе исследования мы доказали возможность формирования социальных компетенций у дошкольников при соблюдении комплекса педагогических условий: создание образовательного пространства, направленного на интеграцию детей с низкой социальной адаптированностью в среду сверстников, которые успешно адаптировались; реализация модели; межсистемные связи в воспитании и обучении.

Литература:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении. — М.: Аспект Пресс, 2001.- 290 с.
  2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
Задать вопрос