Тренинг «Раскрытие творческого потенциала педагогов» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психологическая служба

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (49) январь 2022 г.

Дата публикации: 20.12.2021

Статья просмотрена: 115 раз

Библиографическое описание:

Иванова, С. А. Тренинг «Раскрытие творческого потенциала педагогов» / С. А. Иванова, Л. А. Михайлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 1 (49). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/213/6946/ (дата обращения: 26.04.2024).



Цель: овладение педагогами играми и упражнениями, направленными на раскрытие собственного творческого самовыражения

Организация: Столы для работы в подгруппах.

Материал: чистые листы А4 (по количеству участников), ½ листа формата А4, фломастеры, наборы бросового материала (геометрические фигуры, пуговицы, цветные ленточки), фольга, мандарины, поднос, листы с «закорючками», карточки со словами-парами, диски с музыкой.

  1. Упражнение «Мандарин»

Цель: объединение в группе, раскрепощение, настрой на предстоящую деятельность

Материал: поднос, целый мандарин; мандарин, поделенный на дольки

Ведущий: Посмотрите на этот мандарин. Попробуйте сравнить себя с этим экзотическим фруктом, рассказать о тех ощущениях, чувствах или представлениях, которые он вызывает у вас. Например, «Я сладкая женщина, как этот мандарин».

Выполнение: Поднос с дольками мандарина передаются по кругу участников. Каждый берет по дольке, пробует на вкус, проглатывает ее и рассказывает о себе.

Рефлексия: Мы все разные, отдельные как эти дольки, но едины как целый мандарин, мы группа, объединенная едиными целями: овладение играми и упражнениями, которые вы можете использовать в своей деятельности для раскрытия творческого потенциала педагогов и детей. Время выполнения: 10 минут

  1. Упражнение «Команды»

Предлагается поделить группу на 3–4 команды разными способами (по цветовым значкам, по словам по типу «мишка. кукла, машина», или другие варианты)

  1. Игра на развитие словотворчества [4, с. 15]

Цель: упражнять в умении согласованно работать в коллективе при составлении рассказа на заданную тему, развивать словесное творчество.

А. Иллюстрация

Материал: иллюстрация

Ведущий: Попробуйте придумать новую историю к заданной картинке с необычным сюжетом

Б. Новый поворот к старой сказке (Сказка наизнанку)

Материал: Текст/ зачин / сказки

Ведущий: Придумайте сюжет по мотивам сказки «Колобок», где героями будут музыкальные инструменты.

В. «Внутренний мультфильм»

Материал: история с заданным сюжетом

Выполнение: Ведущий рассказывает начало какой-либо истории. Далее участники должны придумать продолжение истории. Они представляют себе то, что происходит дальше, развивая сюжет, вносят необычные ситуации, героев.

Например. «Лето. Утро. Мы в деревне. Ярко светит солнце, дует приятный легкий ветерок…» «Зима. Утро выходного дня. Мы в деревне. По коже пробирается мороз…».

Г. «История из жизни, «съедаемой груши».

Ведущий: Пусть историю о своей жизни расскажет Съедаемая груша

Рефлексия: Истории получились интересные, с необычным сюжетом, с большим количеством героев. Задавая разные темы, обучая структуре рассказа, используя в работе разные формы рассказывания, можно развивать у них словотворчество.

Время выполнения: 10 минут (придумывание), 10 мин обсуждение

  1. Упражнение «Прояви творчество» [2, с. 251]

А) «Закорючки»

Б) «Волшебный детский сад (школу)»

В) «Необычный рисунок обычных вещей» — ложка

Цель : развитие зрительного воображения

Материал: поднос, ½ листа формата А-4, контуры «ложки», «закорючки», лист формата А — 3, карандаши, фломастеры

Ведущий: задание команде А:

У каждого из вас своя закорючка. Попробуйте превратить его в любой предмет и дополнительно придумать как можно больше вариантов рисунков к данной закорючке. Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: поворачивать рисунки нельзя.

Задание команде Б:

Вам необходимо дорисовать контур «ложки», превратив их в разные предметы. Необходимо договориться, чтобы у вас были предметы разных категорий.

Задание команде В:

Вашей команде необходимо придумать необычный детский сад(школу), используя необычные элементы.

Выполнение: Участники дорисовывают линии, рядом записывают варианты решений и вывешивают рисунки на магнитной доске. Приглашается один из участников для озвучивания решений. Всем другим предлагается, добавить еще придуманные ими варианты.

Рефлексия: Занятие очень увлекательное! Представьте, вам кажется, что перечислены все варианты, как вдруг обнаруживается еще один! Такие моменты доставляют, как говорят психологи, особенно большее удовольствие.

Время выполнения: 10 минут, обсуждение 5 минут

  1. Упражнение «Необычные ситуации» (перечень возможных причин) [1, с. 16]

Цель: развитие широты мышления, навыков всестороннего анализа ситуаций и обобщения большого количества сведений.

Ведущий описывает необычную ситуацию. Участникам предлагается придумать как можно больше причин этого факта, возможных объяснений. Ответы могут быть банальными и маловероятными. Участники высказываются по очереди. Повторяться в ответах нельзя.

Ситуация: Представьте, что вы вышли из дома и увидели, что из облака спускаются прямо до земли длинные-предлинные веревки. Ваши действия?

Обсуждение:

1. Какие трудности возникли в процессе игры?

2. Как Вы смогли разгадать правильный ответ? Что Вам помогло?

Рефлексия: На одну и ту же ситуацию можно придумать множество решений.

Время выполнения: 10 минут

  1. Упражнение «Вживание в образ» [3, с. 100]

Цель: развитие воображения, способности вжиться в образ

Материал: карточки с написанными парными образами

Ведущий: Вам предлагается поделиться на пары. У каждой пары есть карточка с написанными на ней предметами.

— Вы должны гармонично представить свои парные образы:

Причал — корабль, мячик — стенка, червяк — рыбка, бельё — веревка, тетрадь — ручка, солнце– земля, дождь — зонтик, река — мост, ножницы — бумага, брюки — щетка, гора — альпинист, музыкант-пианино;

Обсуждение:

  1. Какие трудности возникли в процессе игры?
  2. Как Вы распределили роли ведущего и ведомого? Что было легче на ваш взгляд?

Рефлексия: Развивать творческое самовыражение можно и через работу в парах.

Время выполнения: 10 минут

  1. Упражнение «Мой образ»

Цель: развитие творческого самовыражения: умение представить свой образ с помощью подручного материала (фольги)

Материал: фольга

Ведущий: Вам предлагается фольга. Как вы думаете, для чего? Конечно, ничего печь мы сейчас не будем. А вы знали, что это чудо материал можно использовать и с другой целью. Я вам предлагаю из фольги создать какой — либо предмет, который мог бы отобразить вас образ и рассказать об этом.

Время выполнения: 15 мин

Литература:

  1. Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления., Санкт-Петербург 1996. ГМНПП «Иматон»
  2. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. — М., 2004. — 412 с.
  3. Сапогова Е. Е. Азбука воображения. Практическое руководство по развитию воображения дошкольников. — Тула: Приокское кн. изд-во, 1995. — 212 с.
  4. Тест «Выведение следствий» по Л. Ю. Субботиной http://adalin.mospsy.ru
  5. Т. Д. Марцинковская Диагностика психического развития детей м.: ЛИНКА — ПРЕСС, 1997. С.155
Задать вопрос