Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию «На помощь бабушке Федоре»
Авторы: Вяткина Наталья Ивановна, Кравченко Марина Ивановна, Миллер Валентина Владимировна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (49) январь 2022 г.
Дата публикации: 09.12.2021
Статья просмотрена: 28 раз
Библиографическое описание:
Вяткина, Н. И. Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию «На помощь бабушке Федоре» / Н. И. Вяткина, М. И. Кравченко, В. В. Миллер. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 1 (49). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/213/6920/ (дата обращения: 16.12.2024).
Программное содержание:
- Развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;
- Обогащать активный словарь;
- Формирование звуковой аналитико-синтетической ак-ти, как предпосылки обучения грамоте;
- Развитие грамматического строя речи;
- Развивать связанную речь.
Ход занятия:
(Ритуал начала занятия):
Колокольчик озорной
Ты ребят в кружок построй
Вы готовы заниматься?
Встречу можно начинать!
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наше солнышко заждалось нас и очень хочет поздороваться и согреть всех нас своим теплом.
(Ритуал приветствия «Солнышко» с использованием пособия «Доброе солнышко»)
Солнышко, солнышко, в небе свети!
(дети тянутся руками вверх)
Яркие лучики нам протяни
(вытягивают руки касаясь, ладошками ладошек на солнце)
Ручки мы вложим в ладошки твои
(разбиваются на пары, протягивая друг другу руки)
Нас покружи, оторвав от земли (кружатся)
Ходит солнышко по кругу
Дарит деточкам свой свет
А со светом к нам приходит
Дружба- Всем доброго утра и привет!
- Мотивация: (Влетает сорока и «стрекочет»).
Сорока: Ой, вы слышали, слышали! Такая новость! Такая новость!
Дети и вос-ль: Здравствуйте! Кто вы? Как вас зовут?
Сорока: Я сорока — белобока! Я, вам, ребята, такую новость принесла! Ой, что случилось! Что случилось!
Воспитатель: Что же произошло сорока — белобока?
Сорока: Слушайте, сейчас расскажу! Снова горе у Федоры, не пошел ей впрок урок. Чистоты порядка нет и опять переполох!
Разбежалась вся посуда
Нет тарелок,сковородок и кастрюлей тоже нет
Не сварить никак обед
Видно где-то заблудились
Иль с пути –дороги сбились
Ребята, пожалуйста, помогите
Посуду Федоре найдите
Воспитатель: Что же делать, ребята? (помочь)
Сорока: А укажет вам путь этот волшебный клубочек. Желаю удачи! (убегает)
2. Основная часть:
Воспитатель: Ну что, ребята, отправляемся на поиски посуды? (бросает клубок):
«Раз, два, тринайти посуду помоги!»
(Клубочек катится на болото).
Воспитатель: Где же здесь посуда? Она наверно спряталась, услышав нас. Закройте глазки, затаитесь и прислушайтесь, а если услышите звук посуды быстро глазки открывайте.
(слышаться звуки: кваканье лягушки, шум ветра, гудок автомобиля, шуршание бумаги, звон бокалов, стук крышки о кастрюлю)
Воспитатель: Дети смотрите внимательно, посуда где-то здесь, мы же ее услышали.
(дети по очереди называют предметы посуды и берут ее в руки)
Воспитатель: Так вот где заблудилась посуда Федоры. Она попала в болото и никогда бы не смогла выбраться без вашей помощи. Вы отлично справились! А сейчас я предлагаю отправиться в гости к бабушке Федоры. Хотите? А укажет к ней путь наш волшебный клубочек (бросает клубок):
«Раз, два, три, путь к Федоре покажи!»
воспитатель и дети идут к домику со словами:
Мы шли, шли, шли
До забора мы дошли
За забором домик
Бабушки Федоры
Воспитатель: Бабушка Федора домой еще не вернулась. Давайте расставим посуду по местам. Только вот где какая посуда стоит? Посмотрите, ребята, здесь есть подсказки. Как вы думаете, что это?
Дети: Буквы, потому что мы их видим.
Воспитатель: Какие они имеют звуки?
Дети: ч, л. Т
Воспитатель: Дети, я, кажется, догадалась, где какая посуда должна стоять. Слушайте внимательно: предметы посуды, в названиях которых встречается звук Ч поставьте на стол, с Л на полочку в шкаф, с Т на плиту.
(дети расставляют посуду)
Воспитатель: Молодцы, славно потрудились! Объясните, пожалуйста, на столе какая посуда по назначению, на полке, на плите.
Дети: чайная, столовая, кухонная.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Далеко-близко»
Чтобы бабушка Федора побыстрее вернулась домой, нужно ей рассказать, что мы решили ее проблему, но она далеко от нас и что бы она нас услышала, как нужно говорить?
Дети: Громко!
Воспитатель: Вы мне помогайте
И за мною повторяйте.
(дети с воспитателем произносят чистоговорки)
Уды-уды-уды было много грязной посуды
Ыли-ыли-ыли мы посуду перемыли
Али-али-али мы посуду вытирили
Аем-аем-аем Бабушке Федоре помогаем
слышется голос из-за двери
Федора: Это что там у меня за шум? Это что за помощники ко мне пожаловали?
Воспитатель: Федора совсем близко, как нужно говорить?
Дети: Тихо
Воспитатель продолжает:
Уда-уда-уда разноцветная посуда
Ша-ша-шаох посуда хороша!
(входит Федора)
Федора: Здравствуйте, ребята! Вы уже здесь? А я ходила искать сбежавшую посуду, но так и не нашла.
Воспитатель: Здравствуй, Федора! А мы ее нашли и ребята уже по местам расставили. А ты наверно устала? Присаживайся, к столу ребята тебя чаем угостят.
Федора: Чтобы чаю нам попить
Надо воду вскипятить.
Упражнение на развитие дыхания «Вода кипит» вместе с Федорой.
Федора: Подойдите к столу. Возьмите стаканчики. Сделайте глубокий вдох носом. А затем подуйте в трубочку, не раздувая щек. Сначала вода закипает потихоньку, и появляются маленькие пузырьки. Потом сильнее, и вот вода закипела, забурлила. Всегда помните, что кипяток очень горячий. С ним нужно быть очень осторожным.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь пора порадовать бабушку Федору ароматным чайком. Прошу по очереди выходите, бабулю вкусным чаем угостите.
Игра «Какой чай» (образование относительных прилагательных).
Федора: Такого ароматного чая я еще никогда не пробовала. Спасибо вам, ребята!
Воспитатель: Федора, ты теперь знаешь, как без посуды приходится худо.
Всегда всю посуду в порядке держи
И в нее продукты ты правильно клади.
А ребята тебе сейчас напомнят
Д. игра «Что куда кладут?» (дети выбирают картинки и рассказывают Федоре)
Федора: уж не буду, уж не буду я посуду обижать
Буду, буду я посуду, и любить, и уважать!
Воспитатель: Ребята, вы Федоре помогали и, наверное, устали
Предлагаю прогуляться на карусели покататься.
Дружно, весело шагай
От меня не отставай
По дорожке мы пойдем
Во двор к Федоре попадем
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки
Наши ножки побежали, побежали, побежали
К карусели прибежали
Покрутились, повертелись
И на лавочки уселись.
Воспитатель: Ребята, это не простая карусель, а волшебная. Она поможет нам изобрести чудесную кастрюля в подарок для бабушки Федоры.
( воспитатель выбирает 6 детей по особенностям во внешнем виде, одежде, дети под песенку «Карусель» бегут по кругу, потом останавливаются каждый в своем секторе карточку и рассказывают о форме, цвете, материале, способе передвижения, действии, выкладывая карточки на мольберте)
Воспитатель: А теперь расскажите с самого начала, какая у нас получилась чудесная кастрюля
(выбранный ребенок, опираясь на карточки рассказывает)
Федора: Спасибо! Спасибо! Мои дорогие!
3. Рефлексия:
Федора: Ребята, если вам понравилось помогать Федоре, и у вас все получилось конфетой в красном фантике, если было интересно, но не со всеми заданиями справился самостоятельно-в желтом фантике, а если было скучно и не интересно –в зеленом.
Воспитатель: Ну что ж, милые друзья!
Рада, что не подвели меня.
Каждый просто молодец,
А путешествию конец.
Игра «Встретимся опять»
(все дети встают в круг, протягивают руки, получается пирамида ладошек, и говорят слова: «Раз, два, три, четыре, пять-скоро встретимся опять!»)