Развитие личностных качеств дошкольников в условиях обеспечения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Развитие личностных качеств дошкольников в условиях обеспечения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации / И. И. Маврина, О. В. Каданцева, О. В. Збродова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6893/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье авторы рассматривают проблемы личностного развития детей дошкольного возраста в свете реализации Стратегии воспитания в РФ на период до 2025 г. Рассмотрена сущностная характеристика личности как общее понятие и обусловлены особенности развития личности ребенка. Разработана и реализована модель развития личностных качеств дошкольников и дана оценка успешности ее реализации.

Ключевые слова: личность, дошкольник, Стратегия воспитания, качества личности, модель.

Приоритетной задачей в настоящее время является реализация Стратегии развития воспитания детей как системы деятельности педагогов в коллаборации с родителями и законными представителями детей, ориентированной на качественно новый общественный статус института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание новых механизмов воспитания.

Воспитание дошкольников ориентировано на индивидуальный подход и личностное развитие каждого ребенка. В связи с чем, базовые принципы Стратегии развития воспитания определены субъектностью воспитания, развития личностных качеств, гуманистической направленностью воспитания, предоставление равных возможностей детям при организации воспитательного процесса. Процесс развития воспитания базируется на позитивной социализации и духовно-нравственном становлении подрастающего поколения, воспитание гражданской идентичности личности, способной реализовывать свой личностный потенциал в интересах развития России, социального и личного прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей.

Развитие личностных качеств дошкольников описаны учеными исследователями Е. М. Беспаленко, Л. С. Выготским, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьевым, А. В. Петровским, Е. В. Рощиной, Д.Б Элькониным и др.

Е. В. Рощина считает главной целью личностного — формирование у дошкольника таких качеств, которые необходимы для овладения учебной деятельностью [4].

Е. М. Беспаленко считает, что для развития личностных качеств дошкольников необходимо проводить раннюю профессиональную ориентацию, основанную на инновационных педагогических технологиях и в первую очередь, — это технология формирования программы профессионального и личностного развития [1].

Л. С. Выготский видит в развитии личностных качеств ребенка игру. Он пишет: «…в дошкольном возрасте возникают своеобразные потребности, своеобразные побуждения, очень важные для всего развития ребенка и непосредственно приводящие к игре» [2].

Г. Н. Рошко описывает личностное развитие ребенка как «объективный процесс последовательного количественного и качественного изменения физических и психических сторон личности ребенка». Автором описаны биологические, социальные и средовые факторы развития ребенка с учетом индивидуальных вариантов психического развития [3].

Рассмотрев и проанализировав научную литературу по теме развития личностных качеств дошкольников, нами была сформулирована цель исследования — создание условий для развития личностных качеств дошкольников в условиях обеспечения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации .

Объектом исследования являетсяличностное развитие дошкольников.

Предмет исследования — условия развития личностных качеств дошкольников.

Задачи:

– разработка и реализация в образовательном процессе модели развития личностных качеств дошкольников;

– анализ успешности реализации модели;

– выявление предикторов реализации модели.

Методы исследования и исследуемые

Исследование проходило в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42» г. Воронежа в 2020–2021 гг. Участники — дошкольники разных возрастных групп и педагоги, в том числе музыкальный руководитель.

Методы исследования: игровые квесты, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, образовательные события.

Результаты и их обсуждение

Разработанная модель развития личностных качеств дошкольников опирается на Стратегию воспитания, которая ориентирована на качественно новый общественный статус социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений лучших образовательных организаций, предусматривающих культурный и исторический системно-деятельностный подход к социальной ситуации развития личностного потенциала детей. Учитывались индивидуальные варианты психического развития ребенка: талантливые дети; одаренные дети; способные дети; дети со средними способностями; педагогически запущенные дети; дети с ОВЗ; дети с сенсомоторными нарушениями, дети с отклоняющимся поведением.

Создавалась индивидуальная траектория развития и воспитания каждого ребенка с учетом факторов развития: биологических, средовых и социальных.

Центральной фигурой модели является ребенок как субъект личностного развития (интеллектуального, нравственного, общефизического, эстетического и эмоционального).

Модель развития личностных качеств дошкольников

Рис. 1. Модель развития личностных качеств дошкольников

Экспериментальные занятия строились как естественное взаимодействие, проводились занятия в соответствии с планом работы и рабочей программой. Педагоги создавали возможности для проявления субъектности каждого ребенка, стимулировали успехи и инициативу.

Педагогами были сделаны следующие выводы: развитию личностных особенностей дошкольников способствовали различные образовательные технологии, которые осуществлялась при непосредственном взаимодействии детей между собой и опосредованном руководстве педагогов их деятельностью.

Выделены структурные компоненты личностного развития дошкольника определяют параметры развития на этапе дошкольного детства, являются основой для проектирования дальнейшего развития ребенка и позволяют совершенствовать образовательный процесс в ДОО.

Литература:

  1. Беспаленко, Е. М. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Воронеж, 2001. — 233 с.
  2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).
  3. Рошко Г. Н. Детская психология в схемах и таблица: учебно-методическое пособие. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2009. — 59 с.
  4. Рощина, Е. В. Развитие личностных качеств ребенка в соответствии с ФГОС ДО / Е. В. Рощина. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 120–121. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9574/ (дата обращения: 29.11.2021).

Ключевые слова

модель, личность, дошкольник, качества личности, Стратегия воспитания
Задать вопрос