Насыщение информационного пространства и среды художественной литературой для детей с ОВЗ в условиях массового детского сада | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 01.12.2021

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Степанова, И. В. Насыщение информационного пространства и среды художественной литературой для детей с ОВЗ в условиях массового детского сада / И. В. Степанова, И. В. Александрова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 24-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6891/ (дата обращения: 02.05.2024).



Авторы делятся практическим опытом работы по приобщению детей с ОВЗ, к принятию и пониманию художественной литературы. А также, умению слушать, понимать, пересказывать и со временем принимать участие в драматизации знакомых сказок.

Ключевые слова: дети ОВЗ, ДОУ, дошкольное учреждение.

Система образования в России находится на новом этапе своего развития, это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, успешно внедряют новые стандарты (обучение педагогов, создание предметно-развивающей среды, изменения в образовательных документах и др.).

Так, коллектив МБДОУ «Детского сада № 54» г. Чебоксары, который посещают дошкольники, среди которых зачастую имеются различные нарушения в развитии (ТНР, статус ОВЗ, сахарный диабет, ЗПР и др.) считает, что к каждому ребенку необходим свой подход, хотя бывает и не просто. Что же такое ОВЗ, подтвержденное ГПМПК и как с такими детьми работать дальше? Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие порой вести полноценную жизнь.

В условиях массового сада такому ребенку специалисты и воспитатели стараются больше уделять внимания, прививать навыки самостоятельности и социальную компетентность в соответствии с возрастной группой. Наше ДОУ работает по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, в которой предусмотрен раздел «Чтение художественной литературы». Детская литература благодаря своей образности, выразительности и эмоциональности позволяет ребенку проникнуть в мир чувств и переживаний сказочных героев, вызывает в нем интерес к взаимоотношениям героев, побуждает к установлению причинно-следственных связей, учит сопереживать.

Первоначально, педагоги стараются вызвать у детей эмоциональное отношение к речи и сюжету, что является одним из факторов успешного речевого развития, и это проще делать на фольклорном материале богатом своей ритмичностью и музыкальностью, частыми повторами. Фольклор хорош тем, что он ярко и эмоционально окрашен, сопровождается движениями, вводит ребенка в игровую ситуацию. Главная задача — формировать положительное, эмоционально окрашенное отношение к речи взрослого, умения слушать речь и чувствовать интонацию.

Первые тексты или стихотворения должны быть небольшими по объему, несложными по содержанию, и малоразвернутым сюжетом, в котором число действующих лиц ограничено и часто бывают повторы фраз. При работе над текстом педагог раскрывает детям смысл совершаемых персонажами действий и поступков, вызывает правильное отношение к положительному герою и отрицательному персонажу. Опытные педагоги рекомендуют работу над художественным текстом строить в определенной последовательности:

– рассказывание текста детям;

– обыгрывание текста с использованием настольного, кукольного или пальчикового театра;

– повторное рассказывание текста с использованием фланелеграфа или художественных иллюстраций;

– пересказ текста, с опорой на вопросы педагога;

– пересказ текста, с опорой на игрушки или иллюстрации;

– пересказ текста детьми, без опоры на внешние стимулы;

– беседа по тексту и закрепление в сознании детей (на основе произведенных выводов) нравственных принципов, утверждаемых данным художественным произведением.

– драматизация.

Опыт работы ДОУ говорит о том, что детям с ОВЗ проще запомнить тексты и стихотворения с опорой на наглядность, постепенно, по мере того как дети овладевают навыками слушания и рассказывания, тексты усложняются. Любой текст педагоги дошкольного сада обязательно сопровождают наглядностью: серией картин, объемными предметами, разными видами настольного театра, мультимедийным сопровождением и краткометражным мультфильмом. К каждому ребенку стараются подбирать доступный материал для восприятия произведения. Многократный повтор текста на различном материале позволяет понять, запомнить, а в дальнейшем воспроизвести детям уже без опоры на наглядность.

Самое сложное в усвоении художественного произведения с детьми ОВЗ — это игры драматизации, где ребенок учится постепенно связывать слово с действием, образом, учится брать на себя определенную роль, действовать согласно замыслу.

В игре-драматизации дети овладевают особенностями родного языка, его звучанием, словесными формами: вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием. В этих играх ребенок оказывается в различных условиях: то он должен спрашивать, то отвечать, то рассказывать от другого лица. Так практически усваивается нужная форма речи, формируются коммуникативные и языковые способности.

В ходе ознакомления детей с художественной литературой большую роль играет иллюстрация, как основное опорное средство, позволяющее ребенку следить за развитием действия и понимать текст. Следует использовать иллюстрации, выполненные в различных художественных манерах и техниках, а в современном книжном магазине очень сложно подобрать книгу с понимаемым и реалистичным рисунком. Нашими педагогами специально подобраны картинки и разработано мультимедийное сопровождение ко всем произведениям рекомендуемые основной программой.

Педагоги ДОУ стараются прививать детям социально-нравственные качества: заботу, бережное отношение, желание заботиться о книгах. Дошколята вместе с педагогом ремонтируют книжки, так в каждой группе функционируют уголки «Книжкина больничка», «Уголок чтения», традицией стало устраивать в группах тематические книжные выставки» «Любимая детская книжка моей мамы или папы», с активным участием родителей.

Кроме этого, педагоги с воспитанниками часто посещают ближайшую библиотеку им. В. В. Маяковского, книжный магазин, где дети могут видеть, что книгу можно не только купить в магазине, но и взять ее на время в библиотеке.

В ДОУ часто устраивают: «Час любимых сказок», где дошколятам читают сказки по выбору детей, слушают аудиозаписи, смотрят театрализованные представления, короткометражные мультфильмы, или самостоятельно драматизируют и т. д. Подобные мероприятия насыщают личный опыт ребенка, расширяют кругозор, и ребенок постепенно учится переносить полученные знания в свое социальное окружение. Тем самым, приобретенный «багаж» знаний, весьма необходим в будущем, и такую работу педагоги проводят на протяжении всех лет пребывания в дошкольном учреждении.

Ключевые слова

ДОУ, дошкольное учреждение, дети ОВЗ
Задать вопрос