Насыщение информационного пространства и среды художественной литературой для детей с ОВЗ в условиях массового детского сада | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 01.12.2021

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Степанова, И. В. Насыщение информационного пространства и среды художественной литературой для детей с ОВЗ в условиях массового детского сада / И. В. Степанова, И. В. Александрова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 24-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6891/ (дата обращения: 16.12.2024).



Авторы делятся практическим опытом работы по приобщению детей с ОВЗ, к принятию и пониманию художественной литературы. А также, умению слушать, понимать, пересказывать и со временем принимать участие в драматизации знакомых сказок.

Ключевые слова: дети ОВЗ, ДОУ, дошкольное учреждение.

Система образования в России находится на новом этапе своего развития, это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, успешно внедряют новые стандарты (обучение педагогов, создание предметно-развивающей среды, изменения в образовательных документах и др.).

Так, коллектив МБДОУ «Детского сада № 54» г. Чебоксары, который посещают дошкольники, среди которых зачастую имеются различные нарушения в развитии (ТНР, статус ОВЗ, сахарный диабет, ЗПР и др.) считает, что к каждому ребенку необходим свой подход, хотя бывает и не просто. Что же такое ОВЗ, подтвержденное ГПМПК и как с такими детьми работать дальше? Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие порой вести полноценную жизнь.

В условиях массового сада такому ребенку специалисты и воспитатели стараются больше уделять внимания, прививать навыки самостоятельности и социальную компетентность в соответствии с возрастной группой. Наше ДОУ работает по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, в которой предусмотрен раздел «Чтение художественной литературы». Детская литература благодаря своей образности, выразительности и эмоциональности позволяет ребенку проникнуть в мир чувств и переживаний сказочных героев, вызывает в нем интерес к взаимоотношениям героев, побуждает к установлению причинно-следственных связей, учит сопереживать.

Первоначально, педагоги стараются вызвать у детей эмоциональное отношение к речи и сюжету, что является одним из факторов успешного речевого развития, и это проще делать на фольклорном материале богатом своей ритмичностью и музыкальностью, частыми повторами. Фольклор хорош тем, что он ярко и эмоционально окрашен, сопровождается движениями, вводит ребенка в игровую ситуацию. Главная задача — формировать положительное, эмоционально окрашенное отношение к речи взрослого, умения слушать речь и чувствовать интонацию.

Первые тексты или стихотворения должны быть небольшими по объему, несложными по содержанию, и малоразвернутым сюжетом, в котором число действующих лиц ограничено и часто бывают повторы фраз. При работе над текстом педагог раскрывает детям смысл совершаемых персонажами действий и поступков, вызывает правильное отношение к положительному герою и отрицательному персонажу. Опытные педагоги рекомендуют работу над художественным текстом строить в определенной последовательности:

– рассказывание текста детям;

– обыгрывание текста с использованием настольного, кукольного или пальчикового театра;

– повторное рассказывание текста с использованием фланелеграфа или художественных иллюстраций;

– пересказ текста, с опорой на вопросы педагога;

– пересказ текста, с опорой на игрушки или иллюстрации;

– пересказ текста детьми, без опоры на внешние стимулы;

– беседа по тексту и закрепление в сознании детей (на основе произведенных выводов) нравственных принципов, утверждаемых данным художественным произведением.

– драматизация.

Опыт работы ДОУ говорит о том, что детям с ОВЗ проще запомнить тексты и стихотворения с опорой на наглядность, постепенно, по мере того как дети овладевают навыками слушания и рассказывания, тексты усложняются. Любой текст педагоги дошкольного сада обязательно сопровождают наглядностью: серией картин, объемными предметами, разными видами настольного театра, мультимедийным сопровождением и краткометражным мультфильмом. К каждому ребенку стараются подбирать доступный материал для восприятия произведения. Многократный повтор текста на различном материале позволяет понять, запомнить, а в дальнейшем воспроизвести детям уже без опоры на наглядность.

Самое сложное в усвоении художественного произведения с детьми ОВЗ — это игры драматизации, где ребенок учится постепенно связывать слово с действием, образом, учится брать на себя определенную роль, действовать согласно замыслу.

В игре-драматизации дети овладевают особенностями родного языка, его звучанием, словесными формами: вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием. В этих играх ребенок оказывается в различных условиях: то он должен спрашивать, то отвечать, то рассказывать от другого лица. Так практически усваивается нужная форма речи, формируются коммуникативные и языковые способности.

В ходе ознакомления детей с художественной литературой большую роль играет иллюстрация, как основное опорное средство, позволяющее ребенку следить за развитием действия и понимать текст. Следует использовать иллюстрации, выполненные в различных художественных манерах и техниках, а в современном книжном магазине очень сложно подобрать книгу с понимаемым и реалистичным рисунком. Нашими педагогами специально подобраны картинки и разработано мультимедийное сопровождение ко всем произведениям рекомендуемые основной программой.

Педагоги ДОУ стараются прививать детям социально-нравственные качества: заботу, бережное отношение, желание заботиться о книгах. Дошколята вместе с педагогом ремонтируют книжки, так в каждой группе функционируют уголки «Книжкина больничка», «Уголок чтения», традицией стало устраивать в группах тематические книжные выставки» «Любимая детская книжка моей мамы или папы», с активным участием родителей.

Кроме этого, педагоги с воспитанниками часто посещают ближайшую библиотеку им. В. В. Маяковского, книжный магазин, где дети могут видеть, что книгу можно не только купить в магазине, но и взять ее на время в библиотеке.

В ДОУ часто устраивают: «Час любимых сказок», где дошколятам читают сказки по выбору детей, слушают аудиозаписи, смотрят театрализованные представления, короткометражные мультфильмы, или самостоятельно драматизируют и т. д. Подобные мероприятия насыщают личный опыт ребенка, расширяют кругозор, и ребенок постепенно учится переносить полученные знания в свое социальное окружение. Тем самым, приобретенный «багаж» знаний, весьма необходим в будущем, и такую работу педагоги проводят на протяжении всех лет пребывания в дошкольном учреждении.

Ключевые слова

ДОУ, дошкольное учреждение, дети ОВЗ

Похожие статьи

Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры

Авторы рассказывают о значении приобщения дошкольников к народной культуре, определяют задачи работы с детьми, обозначают необходимые условия для работы, выделяют наиболее интересные формы по приобщению детей к народной культуре. Статья рекомендована...

Читательская грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе

В статье подчеркивается важность развития читательской грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе. В эпоху широкого распространения информационных технологий оттачивание навыков чтения приобретает решающее значение для того, чтобы дети ...

Воспитание культуры речи детей дошкольного возраста средствами сказок

В современном мире, в котором ребенку книгу заменяют компьютер, интернет особенно остро стоит вопрос развития речи детей дошкольного возраста. Слушая взрослых, дети запоминают новые слова, выражения, узнают, как можно использовать их и тем самым обог...

Опыт проектной деятельности в коррекционной логопедической работе (на примере МБДОУ детский сад № 23 г. Хадыженска)

Коммуникативные компетенции дошкольников помещены в основу действующего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В связи с этим владение речью, умение вести диалог и воспринимать печатную информацию,...

Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к историческому наследию своего края в социокультурной среде через игровой фольклор

В статье описывается опыт работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации по применению игрового фольклора в патриотическом воспитании дошкольников.

Коррекционно-логопедическая работа по развитию способностей к овладению навыком чтения обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья

Неготовность детей с ограниченными возможностями здоровья к началу систематического обучения, в том числе, и к учебной деятельности на уроках чтения можно отнести к психолого-педагогическим факторам. В настоящее время не только перед учителями началь...

Формирование трудовых навыков и основ ранней профориентации детей дошкольного возраста через знакомство с культурой питания в рамках ДОО

В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста для решения задачи формирования трудовых навыков и основ ранней профориентации через знакомство с культурой питания в ДОО. Также рассказывается о...

Театральная деятельность как форма успешной социализации детей с ОВЗ в детском любительском театральном коллективе

В данной статье рассматривается вопрос успешной социализации дошкольников и обучающихся с ОВЗ с 1 по 6 классов в детском любительском театральном коллективе «Театр и мы» МАУ ДО «Дом детского творчества» Ивнянского района Белгородской области через те...

Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника к условиям детского сада

Статья посвящена обоснованию необходимости специальной организации деятельности педагогов ДОУ по эффективному сопровождению процесса адаптации дошкольников к условиям детского сада.

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО

В статье автор раскрывает опыт работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.

Похожие статьи

Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры

Авторы рассказывают о значении приобщения дошкольников к народной культуре, определяют задачи работы с детьми, обозначают необходимые условия для работы, выделяют наиболее интересные формы по приобщению детей к народной культуре. Статья рекомендована...

Читательская грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе

В статье подчеркивается важность развития читательской грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе. В эпоху широкого распространения информационных технологий оттачивание навыков чтения приобретает решающее значение для того, чтобы дети ...

Воспитание культуры речи детей дошкольного возраста средствами сказок

В современном мире, в котором ребенку книгу заменяют компьютер, интернет особенно остро стоит вопрос развития речи детей дошкольного возраста. Слушая взрослых, дети запоминают новые слова, выражения, узнают, как можно использовать их и тем самым обог...

Опыт проектной деятельности в коррекционной логопедической работе (на примере МБДОУ детский сад № 23 г. Хадыженска)

Коммуникативные компетенции дошкольников помещены в основу действующего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В связи с этим владение речью, умение вести диалог и воспринимать печатную информацию,...

Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к историческому наследию своего края в социокультурной среде через игровой фольклор

В статье описывается опыт работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации по применению игрового фольклора в патриотическом воспитании дошкольников.

Коррекционно-логопедическая работа по развитию способностей к овладению навыком чтения обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья

Неготовность детей с ограниченными возможностями здоровья к началу систематического обучения, в том числе, и к учебной деятельности на уроках чтения можно отнести к психолого-педагогическим факторам. В настоящее время не только перед учителями началь...

Формирование трудовых навыков и основ ранней профориентации детей дошкольного возраста через знакомство с культурой питания в рамках ДОО

В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста для решения задачи формирования трудовых навыков и основ ранней профориентации через знакомство с культурой питания в ДОО. Также рассказывается о...

Театральная деятельность как форма успешной социализации детей с ОВЗ в детском любительском театральном коллективе

В данной статье рассматривается вопрос успешной социализации дошкольников и обучающихся с ОВЗ с 1 по 6 классов в детском любительском театральном коллективе «Театр и мы» МАУ ДО «Дом детского творчества» Ивнянского района Белгородской области через те...

Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника к условиям детского сада

Статья посвящена обоснованию необходимости специальной организации деятельности педагогов ДОУ по эффективному сопровождению процесса адаптации дошкольников к условиям детского сада.

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО

В статье автор раскрывает опыт работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.

Задать вопрос