Воспитание заботливого отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений писателей Восточной Сибири | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 02.12.2021

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Левандовская, Л. В. Воспитание заботливого отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений писателей Восточной Сибири / Л. В. Левандовская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6889/ (дата обращения: 26.04.2024).



Сегодня особенно остро стоит вопрос о нравственном, гуманном отношении человека к миру природы. Это связано с потребительским и часто агрессивным отношением к природе, разрушением нравственных ценностей. Эти и другие негативные тенденции деструктивно влияют на развивающуюся личность ребенка, в результате чего у него воспитывается прагматичное, антигуманное, а порой и жестокое отношение ко всему живому. Из сказанного следует, что формирование нравственной, гуманной личности необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.

Психологи и педагоги отмечают, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития у детей нравственно-ориентированной деятельности в природе (Н. Ф. Виноградова, А. В. Запорожец и др.). У дошкольников появляется бескорыстная нравственная мотивация: они начинают испытывать потребность в проявлении добра, заботы о ком-либо, осознавать обязанности, как перед другими людьми, так и перед объектами живой и неживой природы. Кроме того, они становятся способными понимать и оценивать значимость своих нравственных качеств, совершаемых поступков.

Природа представляет собой богатый материал для воспитания у дошкольников гуманизма. Общение с ней побуждает детей к размышлению о ценности всего живого, об ответственности каждого человека за все, что происходит с ним. Иногда ребенку не просто выразить и проявить гуманное отношение ко взрослому, сверстнику, значительно легче это сделать во взаимодействии с природой, когда дошкольник чувствует себя более уверенным, сильным, умеющим и знающим.

Экологически целесообразное поведение представляет собой совокупность знаний и активных проявлений ребенка: интерес к явлениям природы, понимание специфики живого организма, его потребностей, умение создавать для него необходимые условия; желание эмоционально откликаться на состояние животных и растений, их красоту. Отсюда следует, что воспитание у детей дошкольного возраста данного поведения возможно, но оно должно осуществляться системно, через единство формирования положительных чувств, знаний и навыков нравственно-ориентированной деятельности в природе.

Эта деятельность будет эффективной, если опираться на присущую дошкольнику эмоциональность, на положительные чувства к природным объектам, которые в свою очередь будут мотивировать детей на приобретение природоведческих знаний и на осознанное, гуманное поведение в окружающем мире. С этих позиций особенного внимания заслуживает развитие у детей таких чувств, как эмпатия, сопереживание, сочувствие, так как они основаны не на рациональном (прагматическом) взаимодействии с природой, а на желании эмоционально откликнуться на ее нужды, оказать помощь, заботу.

Для формирования гуманного отношения к природе необходимо, чтобы ребенок овладел системой экологических знаний, основанных на естественно-научных идеях: единстве живого и неживого; приспособленности живого организма к среде; многообразии и изменчивости природы; видении человека и природы как единого целого. В основе познания детьми природного мира лежит интерес, который постепенно приобретает познавательную направленность, если основан на «эффекте новизны» (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. Н. Мясищев, С. Г. Якобсон и др.). У дошкольников можно формировать достаточно стойкий и глубокий познавательный интерес к природному окружению, если опираться на эмоции ребенка, вызывать у него чувства радости, грусти, удовольствия, развивать стремление к познанию и др. [3].

Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством писателей Восточной Сибири является частью работы, организуемой с учетом регионального компонента.

Многими исследователями подчеркивается, что эффективность процесса патриотического воспитания, формирования любви к окружающему миру, заботливого отношения к природе в этот возрастной период должно строиться на том, что ребенка окружает, что связано с особенностями восприятия и развития мышления в дошкольном возрасте. Непосредственно созерцая те или иные объекты, ребенок обладает больше возможностью проявить к этим объектам определенные чувства.

Восточная Сибирь богата детскими писателями, творчество которых позволяет сформировать представления о красоте родного края. Большое количество произведений посвящены красоте Байкала, Ангары и т. д. Изучая эти произведения, в представлениях детей происходит установление связей между тем, что присутствует в их опыте, тем, что они сами видели с тем, как это может быть выражено, какая глубина чувств может быть отражена с помощью слов, как может быть передана красота того, что они видят [7].

Многие произведения писателей Восточной Сибири знакомы дошкольникам по детскому литературно-художественному журналу «Сибирячок». Этот журнал основан в 1991 году в Иркутске. В нем за все годы существования журнала опубликовано большое количество произведений, доступных для восприятия детьми дошкольного возраста и посвященных разным сторонам жизни людей, проживающих на территории Иркутской области, посвященных природе, которая окружает детей. Именно поэтому произведения писателей Восточной Сибири могут выступать одним из эффективных средств воспитания заботливого отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание заботливого отношения как процесс базируется на формировании у детей определенных представлений об окружающем мире, формировании эмоционального отношения к этим объектам и явлениям и формировании устойчивого стремления в поведении проявлять заботу об живых существах, об окружающей природе.

В условиях дошкольного образовательного учреждения знакомство с произведениями писателей Восточной Сибири может осуществляться как в рамках работы по чтению художественной литературы, так и может быть интегрировано с разными другими видами деятельности. Например, использоваться на занятиях по развитию речи, сочетаться с продуктивными видами деятельности и т. д.

Потенциал произведений писателей Восточной Сибири в воспитании заботливого отношения к природе заключается в том, что в этих произведениях раскрываются очень яркие и глубокие образы, которые помогают детям представить то, что их окружает более полно, сформировать у них целостное восприятие окружающего мира [7].

Одной из особенностей художественных произведений писателей Восточной Сибири является то, что их герои способствуют формированию у детей эмоциональной сопричастности, гордости за родной край, за его красоту, необычность, уникальность.

Эмоциональный отклик, который вызывается у детей произведениями родных писателей, помогает усилить стремление проявлять заботливое отношение к своему краю. В этом смысле необходимо обозначить ряд примеров произведений писателей, поэтов Восточной Сибири, которые помогают воспитывать любовь к родной природе.

Одним из известных писателей Восточной Сибири, раскрывавшем красоту природы, особенности жизни на территории нашего края, является В. Г. Распутин.

В своих произведениях он знакомит детей с образами, которые являются запоминающимися, оставляют сильный след после их восприятия. Например, произведения В. Г. Распутина такие, как «Ночная гроза», «Лед идет», «На теплоходе», «За рекой», и т. д. знакомят детей с жизнью на территории родного края, с красотой и могуществом Байкала, с красотой реки Ангары [6].

Только показывая детям уникальность того мира, который их окружает, можно сформировать у них ценностное отношение к этому миру. Уникальность подчеркивается тем, что нигде в мире не повторяется красота этих мест.

Сила произведений писателей Восточной Сибири выражается в богатом словарном запасе, который они используют для описания природы родного края, в тех эпитетах, которые они, подбирают, в тех образах, которые они формируют.

В стихотворениях И. И. Молчанова-Сибирского дети встречаются со многими словами, которые им не знакомы, это обогащает их представления об истории родного края, кроме того, учит детей пониманию как устроена жизнь разных животных. Например, в стихотворении «Белкин дом» поэт рассказывает о том, как живет белка, как важно для нее сделать запасы на зиму, чтобы зимой не погибнуть с голоду. В стихотворениях «Что случилось», «Кислица», «За грибами», поэт подчеркивает богатство природы, ее дары, которые имеют важное значение для человека, помогают ему в жизни [6].

Работа над произведениями писателей Восточной Сибири выступает как одно из эффективных средств воспитания заботливого отношения к природе, в том числе и потому, что художественные произведения погружают ребенка в определенный мир, который вызывает у ребенка, интерес.

Многие произведения писателей Восточной Сибири с помощью точных образных выражений, глубоких и интересных образов воспитывают в детях понимание того какой хрупкой в то же время является природа, как она нуждается в заботе человека, в его участии.

Организация работы по ознакомлению с произведениями писателей Восточной Сибири с методической точки зрения строится также как и работа над любым художественным произведением в старшем дошкольном возрасте.

Использование разнообразных видов деятельности, например, таких как рисование по сюжету услышанного произведения, лепка, ролевая игра, либо дидактическая игра — все это позволяет укрепить сформированные в ребенке представления и эмоциональное отношение.

Для того чтобы воспитать заботливое отношение, необходимо систематически осуществлять работу по ознакомлению с произведениями писателей Восточной Сибири на основе предварительного отбора этих произведений в соответствии с поставленными задачами.

Каждое произведение обладает определенным воспитательным потенциалом, важно, чтобы вначале педагог увидел этот потенциал, понял, каким образом, этот потенциал может быть раскрыт для детей и что он может воспитать в них.

Произведения писателей Восточной Сибири несут в себе много нравственного содержания, они воспитывают в детях такие качества, как доброту, уважение, терпение, сострадание, что позволяет формировать заботливое отношение в целом.

Литература:

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — 4-е изд. — Москва: Академия, 2008. — 400 c. — Текст: непосредственный.
  2. Букин, А. П. В дружбе с людьми и природой / А. П. Букин. — Москва: Просвещение, 1998. — 91 c. — Текст: непосредственный.
  3. Виноградова, Н. Ф. Воспитание нравственного отношения к природе у шестилетних дошкольников / Н. Ф. Виноградова. — Москва: Просвещение, 1993. — 80 c. — Текст: непосредственный.
  4. Гайсин, И. Т. Экологическое образование дошкольников / И. Т. Гайсин, З. А. Хусаинов, Г. Х. Хазеев. — Казань: КГПУ, 2002. — 96 c. — Текст: непосредственный.
  5. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации / В. В. Гербова. — Москва: Мозаика-Синтез, 2012. — 72 c. — Текст: непосредственный.
  6. Левандовская, Л. В. Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством произведений писателей Восточной Сибири / Л. В. Левандовская, авт-сост. — Иркутск, 2016. — 80 c. — Текст: непосредственный.
  7. Писатели Приангарья — детям. — Текст: электронный // Писатели Приангарья — детям: [сайт]. — URL: (дата обращения: 30.11.2021).
Задать вопрос