Применение модульных массажных ковриков как современный подход в коррекционно-образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 25.11.2021

Статья просмотрена: 1211 раз

Библиографическое описание:

Мищенко, А. Н. Применение модульных массажных ковриков как современный подход в коррекционно-образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья / А. Н. Мищенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6840/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье представлен практический опыт работы по коррекции речевых нарушений через развитие двигательно-моторной сферы с использованием модульных массажных ковриков.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, двигательно-моторная сфера, коррекция речевых нарушений.

The article presents practical experience in the correction of speech disorders through the development of the motor sphere using modular massage mats.

Keywords: children with disabilities, motor-motor sphere, correction of speech disorders.

На сегодняшний день компетенции современного учителя-логопеда значительно расширились за счёт инновационных технологий и специального оборудования. В условиях, когда в минимальные сроки необходимо решить максимальное количество задач, перед специалистом возникает необходимость использования новых методов и приёмов с целью оптимизации своей коррекционной работы.

Всем известен факт, что тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности позволяет использовать сохранную функцию для коррекции другого нарушения. Ребенок познаёт мир через движение. Чем больше он совершает разнообразных действий, тем насыщеннее в мозг поступает информация [2, с. 8].

В качестве примера предлагаем рассмотреть метод, предполагающий активное включение двигательной сферы. Мы помним времена, когда на занятиях использовались различные коврики, созданные своими руками, наполненные различными крупами и имеющими всевозможную структурную поверхность (камешки, пуговицы). Но, к сожалению, такое оборудование не отвечало нормам СанПин (т. к. были трудности в их обработке после использования). Всё изменилось, когда появились крупнейшие производители запатентованных и сертифицированных ковриков. Изготавливаются они из резиновых модулей — пазлов размером 2525 см, которые скрепляются между собой, не скользят, не разъезжаются, гигиеничны, легко моются, выдерживают многократную обработку.

Каждый этап логопедического сопровождения, параллельно с развитием двигательных функций, нацелен на преодоление речевых нарушений ребёнка с ОВЗ. Все игры и упражнения проводятся на материале, соответствующем коррекционным задачам, которые позволяют:

— развивать слухоречевую память и внимание;

— развивать артикуляционный праксис;

— совершенствовать навык правильного произношения звуков;

— развивать кистевой и пальцевый виды праксиса;

— совершенствовать навык ориентировки в пространстве и собственном теле;

— развивать зрительно-моторную координацию;

— развивать навык моторного планирования;

— развивать лексико-грамматический строй речи;

— развивать межполушарное взаимодействие.

Знакомство с модульными ковриками начинается уже на этапе диагностики. Двигательные пробы проводятся с целью проверки уровня развития общего праксиса и зрительно-моторной координации. Они выявляют сложности ориентации ребёнка в пространстве, положения тела и т. д.

На полу раскладывается полоса препятствий, которая состоит из модульных ортоковриков и массажно-балансировочных полусфер, в конце которой лежит резиновый мяч диаметром 20 см. Таким образом, мы проверяем понимание речи на расчленённом уровне как дополнительную задачу: «Наступай». «Переступай». «Лови». «Кати». «Делай как я».

Предлагаем познакомиться с вариантами игр и упражнений, система которых состоит из принципов [3, с. 89]:

— доступность и разнообразие методического материала (получение сенсорных ощущений по разным видам модальности: зрительной, слуховой, кинестетической);

— универсальность (отработка любого речевого материала);

— системность (структура занятия).

Главная задача логопеда — сконцентрировать речевую деятельность детей. С этой целью подбираются, а зачастую придумываются новые игры. Дополнительные же помогают усложнять задания для формирования устойчивого навыка [3, с.]. Но стоит помнить, каждое задание на развитие праксиса или какого-то когнитивного процесса лишь сопровождает развитие одного из компонентов речи, а не является отдельным пунктом в структуре занятия [1, с. 10].

  1. Ритуал начала и завершения занятия

Начало занятия сопровождается динамическим прохождением по дорожке из ковриков. На начальном этапе — это общие укрепляющие движения, когда звуки поставлены, можно добавить речевой материал с моторной программой. По окончанию занятия прохождение дорожки носит закрепляющий характер.

  1. Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — неотъемлемая часть логопедического занятия. Некоторые общие упражнения, не требующие контроля перед зеркалом, можно выполнять на массажных ковриках.

Например, белый коврик — ноги вместе  «Окошко», два зелёных коврика — ноги в стороны  «Заборчик». Либо собрать карточки с изображением упражнений, как вводная тема для постановки звука [c].

  1. Развитие речевого слухового внимания

Речевое слуховое внимание — это способность концентрироваться на звуковом речевом стимуле [3, с.96].

Инструкция: шагай по коврикам, если услышишь звук тамбурина, прыгай, если услышишь — звук колокольчика.

  1. Развитие фонематических процессов

Игры, направленные на развитие умения дифференцировать слова, слоги, звуки

Оборудование: три цветных коврика (синий, зелёный, оранжевый).

Речевая инструкция: запоминай: синий коврик — это «мышка», зелёный коврик — это «мишка», красный коврик — это «мошка».

В усложнённом варианте ребёнок выполняет заданную моторную программу (кулак-ребро-ладонь).

Игры, направленные на развитие умения определять наличие или отсутствие звука в слове

Оборудование: модульные массажные коврики, предметные картинки со звуком [р]- [р՚], миски двух цветов (синие, зелёные).

Инструкция: наступай на коврики и клади картинки в миски нужных цветов. Если в слове слышится звук [р], то в синюю, если — [р՚], то в зелёную.

Речевой материал: ракушка, кресло, сыр, редиска, груша, тарелки.

Игры, направленные на развитие умения определять место звука в слове

Оборудование: три массажных коврика одного цвета.

Инструкция: «Где спрятался звук [р]?» Прыгай на первый коврик, если звук в начале слова, на второй, если в середине, на третий, если в конце.

Звуко-слоговой анализ (для индивидуально-подгрупповой работы, работа в паре)

Оборудование: две дорожки по три коврика.

Инструкция: дети стоят на дорожке нейтрального цвета. Прыгнуть/хлопнуть столько раз, сколько слогов в слове. Произвести звуковой анализ слов: «кит», «кот».

  1. Физкультминутки и пальчиковая гимнастика

Коврики-тренажёры помогут разнообразить привычные динамические паузы, стимулируя тактильно-кинестетические ощущения. Ритм речи обязательно должен чётко совпадать с движениями пальцев и рук, либо ног [6].

  1. Развитие лексико-грамматического строя речи

Игры, направленные на совершенствование навыка согласованияимён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа («Один — много»)

Оборудование: три белых коврика, шесть жёлтых ковриков («Классики»).

Инструкция: ноги вместе — ноги в стороны.

Речевой материал: стакан — стаканы.

Игры, направленные на формирование навыка согласования числительных с именами существительными в именительном падеже мужского, женского и среднего родов («Посчитай»)

Оборудование: шесть деревянных объёмных фигурок.

Инструкция: посчитай все ёлочки.

Речевой материал: одна ёлочка, две ёлочки… шесть ёлочек.

Игры, направленные на развитие навыка согласования существительных с прилагательными в роде, числе, падеже(«Какой, какая, какое?»)

Оборудование: коврики в цвет радуги, деревянные фигурки.

Инструкция: цвет коврика — цвет предмета.

Речевой материал: красная лошадка, оранжевая лошадка, жёлтая лошадка, голубая лошадка, синяя лошадка, фиолетовая лошадка.

Игры, направленные на понимание и употребление предложно-падежных конструкций

Оборудование: пластмассовые стаканы, деревянные фигурки.

Инструкция: прыгай и называй, где находится фигурка собаки.

Речевой материал: собака на стакане, собака в стакане, собака под стаканом, собака справа от стакана, собака слева от стакана.

  1. Нейропсихологические приёмы

Игры, направленные на переключение и удержание моторной программы на более двух действий одновременно и развитие межполушарных связей.

1) Оборудование: массажные коврики двух цветов.

Инструкция: движения рук и ног разноимённые (правая нога  левая рука на плечо, левая нога  хлопок).

2) Оборудование: массажные коврики двух цветов (синий, зелёный), кинезиологический мешочек.

Инструкция: синий коврик — это ЛА, подбрасываем мешочек вверх, зелёный коврик — это ЛЯ, передаём мешочек за спиной.

Таким образом, использование модульных массажных ковриков позволяет обновить содержание коррекционного процесса, сделав его оптимальным и эффективным в условиях современной системы коррекционного образования.

Литература:

  1. Архипова Е. Ф. Южанина И. В. Автоматизация звуков с приемами нейростимуляции. Автоматизация звука [ш]. — М.: В. Секачев, 2018. — 84 с.
  2. Дудьев, В. П., Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / В. П. Дудьев. — Барнаул: АлтГПУ, 2020. — 360 с.
  3. Тарасова О. А., Чернышева Ю. А. Речевая слуховая агнозия теория и практика. — М. Издательство Перо, 2021. — 230 с.
  4. Шутова Н. Г., Системная комплексная логоритмика в коррекции заикания у детей и взрослых. — Ульяновск, ЛЦ «Академия речи», 2017. — 33 с.
Задать вопрос