Использование современных педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 24.11.2021

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Галкина, Е. М. Использование современных педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении / Е. М. Галкина, Л. А. Кирпичева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 3-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6828/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье описываются понятие «педагогическая технология», её признаки, структура, критерии. Статья содержит примеры практических заданий.

Ключевые слова: педагогическая технология, личностно ориентированные технологии, проблемного обучения, портфолио дошкольника .

Актуальные педагогические технологии в детском саду нацелены на реализацию государственных образовательных стандартов. Базовая сторона в них — положение воспитанника в воспитательно-образовательном процессе, отношение к нему педагога, который, в свою очередь, должен придерживаться положения Л. Г. Питерсона: «Не рядом, не над ним, а вместе». Цель педагога — содействовать становлению воспитанника как личности.

Технология — это абстрактно осмысленная деятельность, нацеленная на реализацию научных идей в практику, следовательно, педагогическая технология занимает промежуток между наукой и опытом, сплачивает теорию и практику.

Следственно, педагогическая технология — это порядок теоретически доказанных принципов и правил, а также подходящих приемов и методов эффективного результата педагогом целей воспитания, обучения, развития.

Признаки педагогической технологии

Основные критерии педагогической технологии

Концептуальность — это фундамент на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое подтверждение достижения воспитательно — образовательных целей.

Системность это технология необходима обладать всеми признаками системы: логикой процесса; взаимосвязью его частей; целостностью.

Управляемость — это возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность это актуальные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, сделать возможным достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость — это вероятность применения образовательной технологии в детском саду.

Итак, бесспорно — если некая система претендует на роль технологии, она должна отвечать всем перечисленным выше требованиям.

Освоение педагогических технологий

Освоение педагогических технологий также должно быть технологичными, т. е. здесь необходимо соблюдать строгую логику.

Первый этап — изучение педагогической технологией .

На первом этапе следует ответить на ряд последовательных вопросов.

  1. Что нового, оригинального в ней находиться по сравнению с тем, что я уже делаю? (Уровень новизны технологии зависит не только от степени мастерства педагога)
  2. Содержательны ли эти направления? (Возможно, эти вопросы не актуальны для воспитанников, с которыми работает педагог или это препятствие не его специализации)
  3. В каких условиях эта технология обещает быть результативной? (Может оказаться, что требуемые условия недостижимы в работе педагога, тогда данная технология не будет плодотворной, а усилия, затраченные на ее освоение, исчезнут понапрасну)
  4. Следует ли применять конкретную технологию в своей педагогической деятельности? (Педагогическая технология может быть результативной только в том случае, если она: актуальна, основана на закономерностях человеческого восприятия и развития воспитанника, учитывает особенности данного состава группы, самого педагога и условий, в которых он эту технологию реализует)
  5. Если я вижу целесообразность применения конкретной технологии в своей педагогической деятельности, то в какой степени? (Возможно, технология интересна, но достаточно применять ее лишь на уровне характерных для нее приемов и методов или их групп, не доводя до целостного применения)

Второй этап — изучение технологии

– Установить круг задач, успешно решаемых в процессе применения педагогических технологии.

– Выделить критерии и показатели продуктивной деятельности педагога, реализуя данную педагогическую технологию, а также предусмотренные ею способы диагностики и коррекции педагогического процесса.

– Понять объективные закономерности, на которых построена технология, и допустимые границы вариативности работы.

– Выявить условия оптимальности технологии, способы их создания или учета, варианты сочетания, степень значимости.

Третий этап — применение технологии.

Этот этап предполагает последовательные шаги:

– использование отдельных элементов технологии;

– объединение освоенных знаний, применение их на уровне фрагментов технологии;

– последовательное применение всей технологии в целом, возобновление логики, заложенной в ней;

– творческое применение технологии, адаптация ее к особенностям своего стиля педагогической деятельности, модернизация отдельных элементов.

Последовательно пройдя все этапы, педагог не только получит более совершенные результаты в образовании воспитанников, но и удовлетворение от собственной работы, ставшей более результативной.

Современные образовательные технологии

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства детского сада реализуется на основе современных образовательных технологий:

– здоровьесберегающие;

– проектной деятельности;

– исследовательская деятельность;

– информационно-коммуникативные;

– личностно-ориентированные;

– портфолио дошкольника;

– портфолио педагога;

– игровая;

– разноуровневого обучения;

– ТРИЗ;

– коллективного способа обучения;

– интегрированного обучения;

– проблемного обучения.

Таким образом, рассмотрим основные принципы нескольких из них, наиболее актуальных в современных условиях.

C:\Users\2\Desktop\IMG_20211119_134752.jpg

Портфолио дошкольников

Портфолио дошкольников — это банк личных достижений воспитанника в разнообразных видах деятельности. Его успехов, положительных эмоций, шанс вспомнить их в будущем, ориентир в настоящем, — своеобразный маршрут развития воспитанника.

C:\Users\2\Desktop\IMG_20211119_140527.jpg

Организация портфолио позволит целенаправленно собирать, систематизировать информацию о воспитаннике, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления ребенка, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда их развитие характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накоплением субъективного опыта.

Цель портфолио: собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных видах деятельности, продемонстрировать весь спектр его способностей.

C:\Users\2\Desktop\IMG_20211119_140616.jpg

Вывод: фиксация личных достижений воспитанника в разнообразных видах деятельности. Его успехов, положительных эмоций; ресурс для воспитанника еще раз пережить приятные моменты; возможность для законных представителей увидеть, как хорошо их ребенок изучил новое, сравнить с предыдущим.

C:\Users\2\Desktop\IMG_20211119_140642.jpg

Таким образом, портфолио дошкольника позволяет реализовать индивидуальный подход к каждому воспитаннику и вручается ему при выпуске из детского сада как подарок.

Литература:

  1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995г.
  2. Брушлинкий А. В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983г.
  3. Кукушин В.С Педагогические технологии. М., 2004г.
  4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М, 1998г.
  5. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании: СПб. 2011г.

Ключевые слова

педагогическая технология, личностно ориентированные технологии, проблемного обучения, портфолио дошкольника
Задать вопрос