Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Социализация детей старшего дошкольного возраста через организацию игровой деятельности

Организация игровой деятельности
23.11.2021
555
Поделиться
Библиографическое описание
Белова, Е. А. Социализация детей старшего дошкольного возраста через организацию игровой деятельности / Е. А. Белова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 51-55. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6817/.


Информационная карта

Наименование проекта

«Социализация старших дошкольников через организацию игровой деятельности»

Краткая аннотация

Данный проект на доступном уровне знакомит детей с различными играми, обучает их пониманию себя и умению «быть в мире с собой», развивает навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания; вырабатывает у дошкольников положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Авторы проекта

Белова Е. А.

Вид проекта

Информационно — ориентированный

Сроки реализации проекта

С 01.09.2020 по 31.03.2021

Описание проблемы

Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, чем их ровесники 25–30 лет назад.

Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад, и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования.

Основная проблема современного дошкольника — это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, социализации. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.

В ходе социализации происходит формирование личности ребенка и самосознания, усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля. Благодаря социализации ребенок не только включается в жизнь общества, но и получает, изменяет свой социальный статус и социальные роли, происходит реализация его потенциальных возможностей и способностей.

Актуальность

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время — способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.

Игровая деятельность — является ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста. Это основное средство психического и социального развития. В игре закладываются основы будущей личности. Ребенок учится нормам и образцам поведения, принятым в обществе, взаимодействует, строит отношения в семье, в коллективе сверстников. Процесс социализации начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни.

Актуальность данной темы связана с тем, что в современном обществе на первый план выдвигается проблема социализации личности человека, усвоение им с раннего возраста ценностей общества, в котором ему предстоит жить. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться во взрослую жизнь, участвовать в ней, он стремится быть самостоятельным, но это ему не всегда доступно. Из этого противоречия и рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Но не все дети обладают опытом дружеского общения, отзывчивости, заботы, стремления к сотрудничеству, достижению общих целей, готовности прийти на помощь, навыков самоорганизации, инициативы, творчества, чувства ответственности, общительности, умения коллективного планирования деятельности.

Игра — важнейшее средство социализации дошкольников .

В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребёнка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра является эмоционально привлекательной формой творческой самореализации ребенка, выражающейся в индивидуальном проживании ролей, обеспечивающих доступный путь накопления знаний об окружающей действительности и норм социального взаимодействия. В силу разнообразия предметного содержания игровая деятельность предоставляет старшим дошкольникам приобрести широкий спектр знаний об окружающем мире, в том числе социальных знаний. Благодаря эмоциональной привлекательности игровая деятельность формирует мотивационную сферу личности. В связи с действенной направленностью, она развивает индивидуально — творческие способности, навыки социального поведения, сотрудничества.

Игра — первая школа общественного воспитания ребёнка, «арифметика социальных отношений» , как охарактеризовал её Л. С. Выготский.

Основные целевые группы: дети подготовительной группы, воспитатели и родители

Цель проекта : создать условия для позитивной социализации детей через организацию игровой деятельности.

Задачи:

– Создать условия для освоения дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, в том числе моральные и нравственные ценности, для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

– Формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности;

– Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение с помощью игровой деятельности.

– Развивать у детей самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий дошкольников;

– Формировать коммуникативные навыки, эмпатию через различные виды детских игр.

Ожидаемые результаты проекта .

  1. Ребёнок осознанно относится к себе и своим возможностям.
  2. Ребёнок способен к произвольной регуляции своей деятельности.
  3. Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
  4. Ребенок обладает развитым воображением, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
  5. Ребенок способен к принятию собственных решений.

Методы реализации проекта

I этап: Подготовительный (сентябрь)

  1. Подборка научной — популярной, методической и художественной литературы, иллюстративного материала.
  2. Подбор диагностического материала.
  3. Разработка перспективного плана работы с детьми.
  4. Разработка плана работы с родителями.
  5. Создание развивающей предметно — пространственной среды в ДОУ.
  6. Подборка различных игр (картотеки) в соответствии с возрастом детей

2 этап: Основной ( октябрь-февраль)

  1. Формирование у детей элементарных знаний и представлений об основах бесконфликтного общения через активное использование различных этюдов, упражнений, релаксационных пауз, развивающих игр, бесед и др.
  2. Обучение детей игровым действиям, навыкам общения в разных видах игр в свободной деятельности.
  3. Организация и проведение развлечений и досугов
  4. Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ

Активные методы и формы работы по социализации дошкольников через игровую деятельность.

Проблемные ситуации. Дети не только обсуждают проблему, но и совместно с педагогом решают ее. Подобные ситуации пробуждают инициативу, самостоятельность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Дошкольниками усваиваются модели социальных отношений, а именно практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых.

– Ситуации-иллюстрации. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

– Ситуации, обращенные к личному опыту ребенка. Очень важно, чтобы содержание ситуации совпадало с опытом детей, их жизненными впечатлениями (Квест-игра «Найди сокровища»)

– Творческие ситуации. В игровой, театральной, художественно-изобразительной, музыкальной деятельности формируются позитивные установки к различным видам творчества.

– Игровые ситуации. Педагог предлагает ситуации, которые формируют у дошкольников умение выстраивать свое поведение и деятельность в соответствии с социальными нормами и правилами общества.

– Выставка совместных творческих работ родителей и детей «Моя любимая игрушка», «Куклы наших бабушек».

Сюжетно-ролевые игры:

  1. Бытовые игры: моделируют события из жизни близкого, социального окружения ребёнка. («Семья», «Парикмахерская», «Скорая помощь», «Магазин», «Детский сад», «Швейная мастерская»)
  2. Производственные игры: направлены на познание социальных, общественных отношений в рамках производственной деятельности, отражающие профессиональный труд людей. (Строительные игры, сельскохозяйственные, рекламные агентства, туристические фирмы, творческие мастерские)
  3. Общественно-политические игры: представлены играми с социальным и военно-историческим содержанием. (Игры в войну, армию, разведку, «Я б в политики пошёл…»)
  4. Исторические игры («Пираты», «Поиск сокровищ»)
  5. Фантастические игры («Полёт на луну», «Космические пираты»)

Развитие сюжетов идёт от бытовых игр к играм с производственным сюжетом и, наконец, к играм с общественно-политическими сюжетами

Подвижные игры

«Ловишки», «Пятнашки», «Морская фигура», «Найди и промолчи» и др.

Народные

«Бабка — Ёжка», «Гори, гори, ясно» и др.

Конструктивные

«Архитектор», «Построим башню для принцессы», «Детский городок», «Город будущего» и др.

Театрализованные игры

Режиссёрские игры, игры драматизации: «Где мы были, мы не скажем», «Фантазёры», «Весёлые превращения», «Старичок Лесовичок» и др.

Дидактические игры

Настольно-печатные: «Зоологическое лото», «Цветы», «Мы считаем», «Фрукты и овощи», «Профессии», «Геометрические фигуры» и др.

Словесных игры, в которых дети решают игровую задачу: «Какое время года? «Кем быть?», Что было бы, если бы..?», «Бывает — не бывает?» и т. п.

Игры на социализацию

«Зеркало», «Продолжи движение», «Улитка — чемпион», «Скучно — скучно так сидеть», «Ты — кирпичик, я — кирпичик, а вместе — общий дом», «Телеграф» и др.

Игры-экспериментирования

«Секретное письмо», «По следам Шерлока Холмса», «Солнечная лаборатория» и др.

Квест -игра

«Волшебное путешествие», «Найди сокровища» и др.

Взаимодействие с родителями

Семья — важнейший институт социализации детей (Н. Е. Веракса). Известно, что игровая деятельность в семье организуется с момента рождения ребёнка и становится постоянным видом взаимодействия (пестушки, потешки, двигательные игры и т. д.). По мере взросления ребёнка изменяется содержание игр, родители, как правило, продолжают играют в те игры, которые знали сами. Однако, как показывает практика, этих знаний недостаточно для организации полноценной игровой деятельности. Поэтому во взаимодействии с родителями, использовали методы и формы организации, которые положительно влияют на восприятие родителями информации, связанной с организацией игровой деятельности детей.

– Анкетирование «Игровая деятельность ребёнка».

– Памятки: «Играем — речь развиваем», «Домашний театр» и др.

– Создание фотодневников и презентаций из жизни группы.

– Участие в конкурсах детско-родительского творчества.

– Привлечение родителей к обогащению развивающей среды.

– Консультации «Социализация детей старшего возраста. Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?»

– Досуг «Любимые игры нашего детства».

– Конкурс рисунков «Моя любимая игра».

– Игровые Тренинги: «Любимые игры нашего детства», «Во что играет ваш ребенок», «Народные игры — что я знаю?»

3 этап: Итоговый ( март)

Опыт реализации проекта

– Обобщение опыта работы на педсовете («Игровая деятельность как средство социализации современных дошкольников»).

– Размещение материалов проекта на сайте ДОУ.

– Подборка картотек детских игр:

1)Пальчиковые игры;

2)Коммуникативно-речевые игры;

3)Подвижные игры;

4)Народные игры;

5)Сюжетно-ролевые игры;

6) Театрализованные игры ;

7) Дидактические игры ;

– Разработка бесед и консультаций с родителями по данной теме.

– Создание презентаций «Наши эмоции», «Давайте жить дружно» и др.

– Участие в региональном конкурсе педагогических работников «Воспитать человека».

Описание результатов проекта

Большинство детей группы умеют договариваться с партнерами: во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры. Умеют разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей.

Ребята научились оценивать свои возможности и без обиды воспринимать проигрыш. Объясняют правила игры сверстникам.

Дети способны сопереживать неудачам и радоваться успехам других. У них повысился уровень коммуникативных способностей, культура речевого общения.

У большинства детей сохраняется устойчивое, жизнерадостное, активное настроение; они любознательны, задают вопросы, проявляют настойчивость в освоении новых действий.

Перспективы развития проекта

– Распространение опыта в различных педагогических сообществах (РМО и др.)

– Дальнейшее пополнение РППС.

Заключение

В заключение хочется сказать, что существующая проблема поиска эффективных методов социализации детей в условиях дошкольного учреждения и семьи привела к реализации комплекса мер по развитию игровых умений детей старшего возраста.

Нами разработаны методические рекомендации к новым приёмам организации игровой деятельности. В результате игра заняла главное место в жизнедеятельности группы. Появились собственные традиции: «Выбор игр на день», «Игры-забавы с мыльными пузырями»; разработана картотека любимых детских игр. Различные виды игр применяются как в совместной деятельности с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей.

Опыт работы по данной теме был обобщён на педагогическом совете «Социализация старших дошкольников через организацию игровой деятельности», представлен на сайте ДОУ»

Мы убеждены, что игра — сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на личностное развитие.

Литература:

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 2010–160 с.
  2. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997. -240с.
  3. Кравцова, Е. Е. Тропинки игры: методическое пособие для педагога / Е. Е. Кравцова.– М.: Вентана-Граф., 2015. — 127 с.
  4. Микляева Н. В. Социально — эмоциональное развитие дошкольников — М: ТЦ Сфера, 2013г
  5. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре. / Д. В. Менджерицкая. — М., Просвещение, 2009. — 65с
  6. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) — СПб.: Детство-Пресс, 2000г. -384с.
  7. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Основы коммуникации. — С. — Петербург 1995г.
  8. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. — М., 2010. — 360с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный