Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы дошкольной педагогики

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 01.11.2021

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Ерошина, Ю. Ю. Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий / Ю. Ю. Ерошина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6728/ (дата обращения: 07.12.2021).



В статье рассматривается формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий. Игровые технологии являются одним из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста. Благодаря игре ребенок обучается нормам и правилам общения со взрослыми и сверстниками, основанным на уважении и доброжелательности; использованию соответствующего словарного запаса и форм обращения в зависимости от ситуации общения; вежливому поведению в общественных местах; формируются умения действовать нужным образом, а также воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции.

Ключевые слова: игровые технологии, культура общения, игра, общение, дошкольное образовательное учреждение.

В последние годы в системе образования перед воспитателями, педагогами и психологами появилась проблема социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста при поступлении в школу. Одной из причин является неумение общаться со сверстниками и взрослыми. Данный факт обуславливает актуальность изучаемого вопроса. Важнейшая задача взрослых — помочь сформировать и развить у детей умение радоваться успехам окружающих или огорчаться в случае неудачи, оказывать помощь нуждающимся в ней, выстраивать положительные, доброжелательные взаимоотношения с взрослыми и другими детьми.

Культура общения — это сложное совокупное понятие, которое обуславливает качество и уровень совершенства общения. Она является неотделимой составляющей частью культуры личности в целом. Также культура общения содержит в себе совокупность практических приемов, механизмов и правил, которые помогают взаимодействовать людям между собой.

Очень важно сформировать правильную культуру общения у ребенка еще в дошкольном возрасте, так как общение — это одна из первых потребностей ребенка, благодаря которой он познает мир. Поэтому проблема целенаправленного формирования культуры общения сохраняет свою актуальность и на сегодняшний день.

Многие исследователи по-разному представляют общение в отдельности и культуру общения в целом.

М. И. Лисина определяет общение с педагогической точки зрения в виде целенаправленно-установленного и поддерживаемого процесса контактирования между людьми. Основная цель взаимодействия между участниками процесса — объединение усилий и достижение общего результата.

Р. С. Немов дает свое определение общения с психологической точки зрения и выделяет в нем два ключевых значения:

— взаимодействие людей друг с другом и реагирование на соответствующие воздействия;

— обмен информацией между людьми при их взаимодействии друг с другом [3].

Культура общения, по мнению С. В. Петериной [4] и Н. И. Формановской [10], представляет собой правильно сформированные навыки поведения, соблюдения норм общения с окружающими, а также желание вступать с ними в контакт и умение подавлять проявление негуманных и неуместных в сложившейся ситуации эмоций.

Формирование культуры общения старших дошкольников основывается на выполнении ребенком системы норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, вежливого поведения в общественных местах, в быту; на уважительном и доброжелательном отношении в межличностных отношениях с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения; на овладении формами вежливого обращения, умения вступать в контакт и поддерживать его, учитывая особенности других людей.

Процесс формирования культуры общения старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении проходит через все виды взаимодействия: совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, а также в триаде «дети-педагог-родители». Первые представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе, ребёнок получает в семье. Чрезвычайно значима роль семьи и каждого взрослого в вопросах воспитания и психолого-педагогического сопровождения ребенка. Здесь необходима опора на индивидуально-личностный потенциал каждого члена семьи, что дает возможность сопровождаемому субъекту осуществлять свободный выбор [6, с. 146].

В условиях дошкольного образовательного учреждения содержание работы по формированию культуры общения у старших дошкольников включает в себя обучение детей выполнению норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности; использование соответствующего словарного запаса и форм обращения в зависимости от ситуации общения; обучение вежливому поведению в общественных местах; формирование умения действовать нужным образом, а также воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Работа в данном направлении должна строиться с учетом уровня воспитанности детей. Воспитатель должен направлять работу на закрепление уже знакомых правил общения; ознакомление детей с новыми, еще не усвоенными ими правилами культуры общения; расширение возможной для детей сферы их применения.

Исходя из особенностей психологического развития старших дошкольников, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, в качестве ведущей педагогической технологии часто выбирается игровая технология.

«Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью» [8].

Так же понятие «игровые технологии» можно рассматривать как совокупность методов и приёмов организации педагогического процесса в виде конкретных игровых моделей» [9].

Развернутую классификацию игры приводит Г. К. Селевко: по области деятельности — физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические; по характеру психологического процесса — обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические; по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации; по предметной области — математические, физические, экологические, музыкальные, театральные, литературные, трудовые, технические, физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные, обществоведческие, управленческие, экономические; по игровой среде — без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, ТСО, технические, со средствами передвижения; по продолжительности различают — короткие игры (предметные, сюжетно-ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач) [5].

Структура педагогической игры состоит из целого ряда компонентов, в каждом из которых переплетаются связи реальной действительности и условностей. Структурные компоненты педагогической игры: педагогические и игровые цели; содержание; сюжет (сценарий); правила; средства; игровые действия; оценка; результат [1, с. 12].

Овладение культурой речи способствует активному общению детей дошкольного возраста в совместных играх. Культура общения предполагает наличие у ребенка следующих качеств: вежливость, деликатность, предупредительность, скромность, коммуникабельность. Центральными вопросами при изучении игровой деятельности дошкольников отечественными педагогами (Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Р. А. Иванкова, Р. И. Жуковская, В. П. Залогина, З. В. Лиштван) является вопрос влияния игрового взаимодействия детей на их взаимоотношения, на формирование коллективистических и гуманных качеств личности ребенка. А. П. Усова изучала проблему формирования детского общества и его роли в установлении между детьми в процессе игровой деятельности реальных отношений различного характера. Автор придает важнейшее значение тем детским отношениям, которые строятся благодаря наличию у детей особой группы качеств — «общественности». К ним относятся способность ребенка входить в общество играющих, устанавливать связи с другими детьми. На почве формирования «общественности» открывается возможность адаптации детей к нормам и привычкам морального поведения. Д. В. Менджерицкая, исследуя игры детей как средство нравственного воспитания, обращает внимание на чрезвычайно важный факт: совместная детская игра, в которой можно наблюдать слаженные отношения и как будто умения дружно играть с товарищами, еще не означает наличия истинно гуманных товарищеских чувств и отношений.

Организуя игровую деятельность старших дошкольников, одной из эффективных является методика проведения группового сбора, назначение которого заключается в: создании общности детей, взрослых и позитивного настроя; развитии речи, коммуникативных умений и способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности; воспитании уважения и интереса к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям; умении распознавать, определять словом и корректировать эмоциональное состояние свое и других людей, выбирать адекватные стратегии для поддержки друг друга; совершенствовании навыков и культуры общения (умение использовать различные формы приветствий, комплиментов и т. п.) [7].

Структура группового сбора включает в себя приветствие, обмен новостями и игры, направленные на:

— доброжелательность к окружающим («Волшебное спасибо», «Вежливый пират» и т. п.);

— внимание к окружающим («Такой же, как я», «Глухой телефон» и т. п.);

— согласованность «содействий» («Паровоз», «Танцуем вместе» и т. п.);

— «положительная вербальность» («Расскажи какой хороший друг», «Хвалебная история про папу и маму» и т. п.).

С целью преодоления отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других целесообразно использовать игры, в которых дети должны говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчеркивать в другом только хорошее, стараться сделать что-нибудь приятное для товарищей. Приведем несколько примеров подобных игр: «Добрые волшебники», «Волшебные очки», «Царевна Несмеяна», «Конкурс хвастунов» и т. д.

Также развивать культуру общения старших дошкольников позволит использование сюжетно-ролевых игр. С помощью подобных игр дети учатся грамотно общаться, правильно вести себя в различных жизненных ситуациях. Также через игру дети могут эффективно преодолевать некоторые трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Примерами таких игр могут быть: «Мегамаркет», «А у нас сегодня гости», «Образовательный центр» и т. п. [2, с. 97].

Таким образом, реализация игровых технологий с целью формирования культуры общения у старшего дошкольного возраста способствует увеличению уровня культуры мышления, а так же готовности к сотрудничеству, развитию способности к созидательной деятельности; толерантности, терпимости к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. Игровые технологии дают возможность не доносить до детей материал в готовом виде, а подвести их к тому, чтобы они сами сделали маленькие открытия, сумели рассказать о них детям, что тоже работает на формирование у них культуры общения.

Литература:

  1. Емельянова, Т. В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб. — метод. пособие / Т. В. Емельянова, Г. А. Медяник. — Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015. — 85 с.
  2. Малютина, Е. В. Педагогическое содействие формированию образа Я ребенка дошкольного возраста / Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2013. — № 8. — С. 92–99.
  3. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том I. Введение в психологию: учебник и практикум для академического бакалавриата / Р. С. Немов. — 6-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 726 с.
  4. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2011. — 96 с.
  5. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  6. Социально-педагогическая деятельность в образовательных организациях: учебно-методическое пособие / Ю. Н. Галагузова и др. — Екатеринбург: УрГПУ, 2017. — 204 с.
  7. Сертакова, Н. М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников. — СПб.: «Детство-Пресс», 2009. — 64 с.
  8. Сердюцких, И. А. Современные педагогические технологии и метод / И. А. Сердюцких // Молодой ученый. — 2018. — № 3. — С. 174–176.
  9. Образовательные технологии в вузе: учеб. пособие / И. В. Руденко [и др.]; сост. и ред. И. В. Руденко. — Тольятти: ТГУ, 2011. — 63 с.
  10. Формановская, Н. И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. — М.: Высшая школа, 2010. — 241 с.
Задать вопрос